Университеты в России в начале XX века




Возникновение и развитие высшего образования.

В Древнем мире. Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

В Древней Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV—III вв. до н. э. одним из идеологов выделения высшей ступени образования был Платон. Он хотел привлечь к этому образованию незначительную часть одарённой аристократической молодёжи. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень образования в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III в. до н. э. и Аристотель, который считал, что необходима и третья, высшая ступень, образования.

В Средние века. С X века в Италии, Франции существовали университеты. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику. Старейший в англоязычном мире Оксфордский университет при Генрихе II он стал настоящим университетским городком.

В XI XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе.

В XII XIII вв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета — богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.

В XVIII—XIX веках. Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII—XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием.

В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа. В становлении российского высшего образования важную роль сыграл Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук.

В XX—XXI веках. В 1914—1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек.

В 1970—1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов.

Реформы университетов второй половины XIX века

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 60-х годов в стране было уже 7 университетов Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы.

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 г.) благодаря усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли уже 21% всего населения России.

Университеты в России в начале XX века

В ХХ веке в системе внешкольного образования в России появились и получили развитие народные университеты.

К концу 1907 г. было зарегистрировано около 15 обществ народных университетов. Типовых вариантов не было. Народные университеты в большинстве отличались крайне неустойчивостью, быстро прекращали свое существование. В целом по России многие народные университеты ограничивались организацией народных чтений и лекционной деятельностью.

Слушателями лекционных курсов в народных университетах были в большинстве случаев рабочие и служащие. В народных университетах могли обучаться как мужчины, так и женщины, но женщин было значительно меньше – около 10%. Образовательные уровень слушателей был невысок. Большинство окончило 2-3 класса начальной школы, иногда среди слушателей встречались неграмотные. Было принято решение сделать народный университет «доступным самым широким слоям населения», для чего предусмотреть такие меры: низкая плата за обучение; отсутствие каких –либо ограничений для поступления. Программы были рассчитаны на слушателей, окончивших высшее (4-х годичное) начальное училище.

Слушание лекций в большинстве народных университетов было платным.

Средства на содержание народных университетов складывались из платы за лекции. Следующую статью доходов составляли частные пожертвования и средства органов самоуправления. Основные расходы народных университетов были связаны с необходимостью оплаты аренды помещений для чтения лекций. Лекторы очень часто работали бесплатно. Но при отдельных университетах создавались школы грамоты, дававшие начальное образование. В этих школах оплачивалась работа учителей.

Особую проблему для деятельности народных университетов представлял поиск помещений для чтения лекций. Собственных зданий у народных университетов не было.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: