Финансовый механизм и необходимость его перестройки в отрасли образования




Экономика образования как специальная отрасль экономического знания сложилась лишь к концу 60-х годов XX столетия. В эти годы образование начинает выступать в качестве одного из ключевых факторов долговременного экономического роста и социальной модернизации общества.

Новый финансовый механизм системы образования характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования.

При этом, в целях реализации принципа бюджетного финансирования образовательного стандарта на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым является решение вопроса распределения бюджетных полномочий в сфере образования и в какой пропорции должно осуществляться финансирование.

Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм.

В рамках системы общего образования финансовый механизм включает четыре взаимосвязанных элемента: финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые инструменты, обеспечивающие подсистемы (правовую, нормативную, информационную, технологическую, кадровую).

Законодательно механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определен в Главе 4 Закона РФ «Об образовании» ст. 41.

Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности.

Самоокупаемость и самофинансирование как один из важнейших признаков полного хозрасчета в современных условиях являются неоднозначными категориями: самоокупаемость представляет собой первую ступень хозрасчета, а самофинансирование - высшую ступень хозрасчета.

При самофинансировании коллектив предприятия зарабатывает деньги не только на все виды текущих затрат на производство и реализацию продукции, но и на техническое перевооружение и реконструкцию производства, внедрение достижений науки и техники, строительство крупных социальных объектов.

В условиях самофинансирования предприятие обеспечивает все капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения за счет собственных основных и оборотных средств, прибыли и кредитов банка. В процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятие рассчитывает только на себя и экономически полностью отвечает за результаты своей работы и выполнение соответствующих обязательств перед бюджетом, банком, поставщиками и потребителями.

В условиях работы предприятия на полном хозрасчете единственный источник финансирования всех затрат - прибыль, а при его недостаточности таким источником являются кредиты банка, которые впоследствии также должны погашаться за счет собственных средств предприятия. Прибыль не подлежит изъятию или перераспределению и находится в полном распоряжении трудового коллектива.

Труд работников образования и его особенности

Пунктом 3 ст. 56 Закона "Об образовании" установлено, что трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.

Трудовые отношения с педагогическими работниками оформляются в соответствии с общими правилами заключения трудового договора (гл. гл. 10 и 11 ТК РФ).

Педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста. Порядок и условия назначения льготной пенсии педагогическим работникам определен Постановлением Правительства РФ N 781

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности педагогического работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

- указания учебной нагрузки педагогического работника, которая не должна превышать предела;

- указания условия о сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю

- указания конкретной продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

- включения условия о повышении квалификации;

- включения условия о прохождении аттестации.

Трудовой договор с конкретным педагогическим работником также обязательно должен содержать условия, конкретизирующие оплату его труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: