Экспериментальные задания № 23
Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов:
1) задания на косвенные измерения физических величин;
2) задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных;
3) задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;
Полностью правильное выполнение задания оценивается 4 баллами, для этого необходимо:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам;
3) правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании);
4) полученное правильное числовое значение искомой величины.
Перечень комплектов оборудования
Комплект №1 • весы рычажные с набором гирь • измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл • стакан с водой • цилиндр стальной на нити • V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 • цилиндр латунный на нити • V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2 | Комплект №2 • динамометр с пределом измерения • 4 Н (С = 0,1 Н) • стакан с водой • цилиндр стальной на нити • V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 • цилиндр латунный на нити • V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2 | Комплект №3 • штатив лабораторный с муфтой и • лапкой • пружина жесткостью (40±1) Н/м • три груза массой по (100±2) г • динамометр школьный с пределом • измерения 4 Н (С = 0,1 Н) • линейка длиной 200–300 мм с • миллиметровыми делениями |
Комплект №4 • каретка с крючком на нити m = 100 г • три груза массой по (100±2) г • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) • направляющая (коэффициент трения каретки по направляющей приблизительно 0,2) | Комплект №5 • источник питания постоянного тока 4,5 В • вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В • амперметр 0–2 А, С = 0,1 А • переменный резистор (реостат), • сопротивлением 10 Ом • резистор, R1 = 12 Ом, обозначить R1 • резистор, R2 = 6 Ом, обозначить R2 • соединительные провода, 8 шт. • ключ • рабочее поле | Комплект №6 • собирающая линза, фокусное расстояние F1 = 60 мм, обозначить Л1 • линейка длиной 200–300 мм с • миллиметровыми делениями • экран • рабочее поле • источник питания постоянного тока 4,5 В • соединительные провода • ключ лампа на подставке |
Комплект №7 • штатив с муфтой и лапкой • метровая линейка (погрешность 5 мм) • шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см • часы с секундной стрелкой (или секундомер) | Комплект №8 • штатив с муфтой • рычаг • блок подвижный • блок неподвижный • нить • три груза массой по (100±2) г • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) • линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями |
Экспериментальные задания 1-го типа
Предлагаемые работы:
- плотности вещества,
- силы Архимеда,
- коэффициента трения скольжения,
- жесткости пружины,
- периода и частоты колебаний математического маятника,
- момента силы, действующего на рычаг,
- работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока,
- работы силы трения,
- оптической силы собирающей линзы,
- электрического сопротивления резистора,
- работы электрического тока,
мощности электрического тока.
Экспериментальные задания 2-го типа
Предлагаемые работы:
- зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины,
- зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити,
- зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника,
- зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления,
- свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.
Экспериментальные задания 3-го типа
Предлагаемые работы по проверке:
- Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
- Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока