ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭМОЦИЙ




РЕФЕРАТ

 

 

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

Тема: «Определение эмоций. Классификация эмоций (по Б.Н.Мясищеву): эмоциональная реактивность, эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества (отношения)»

 

 

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

 

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭМОЦИЙ.. 5

ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ В ПОНИМАНИИ В.Н. МЯСИЩЕВА.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции определяют как психические процессы, протекающие в форме переживаний(удовлетворения, радости, страха и т. д.) и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.Эмоции связанныс инстинктами, потребностями и мотивами. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Возникли эмоции в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания. Так эмоцииможно дифференцировать на два полярных класса. Положительные, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению (выражающееся в дружбе, любви, привязанности), и отрицательные стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий (выражаются в антипатии, неприязни, вражде, ненависти, часто называли чувствами).

Психология издавна включает эмоции и чувства вкатегории отношений, связанные с переживанием отношений. В последнее время чувства и эмоции в ряде работ определяются как отношения или переживания отношений.Именно в эмоции особенно ярко проявляется единство субъективного и объективного. Эмоция как целостная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение. Она производит глубокие изменения, вызывает при значительной интенсивности потрясение во всем организме и является источником прочной фиксации временных связей человека. Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека интенсивную эмоцию.В нормальных условиях эмоция составляет лишь компонент общей реакции, регулируемой корой головного мозга и протекающей у человека с участием второй сигнальной системы. Говоря об эмоциях как о реакциях, нужно помнить об общем функциональном состоянии мозга и всего организма в момент их протекания. Близкое эмоции понятие чувства служит для выражения этого состояния.

Старое психологическое деление (так называемая триада Тетенса) утверждало самостоятельность трех основных сторон, или элементов, душевной деятельности - ума, чувства и воли. Отрицание этой триады с позиции целостности, однако, не исключало фактического наличия трех аспектов - познавательного, волевого и эмоционального. Поэтому в каждом психологическом факте в той или иной степени включены эти три стороны, три аспекта, или три компонента, а в различных видах процессов психической деятельности, состоянии и отношений они выступают различно. Выпадение каких-либо звеньев в этой структуре придает психической деятельности патологический характер - такова слепая ярость и слепая страсть, лишенные разума, такова же патологическая эмоциональная тупость или бездейственно-абулическое мышление.

Вданном работе описана специфика эмоций, а также психологически рассмотренахарактеристика эмоциональности по концепции отношений личности В.Н. Мясищевав трех планах:эмоциональных реакциях, состояниях и отношениях.

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЭМОЦИЙ

В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г.Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика эмоций основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, не отождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об эмоциях оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б.Спинозы.

Большое значение в конкретно-научном изучении эмоций имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих эмоций выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является теория эмоций, выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге, согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. В дальнейшемисследования, проведенные У. Кенноном, Ф. Бардом и др., доказали, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью центральной нервной системы.

И. П. Павлова также неоднократно привлекал вопрос об эмоциях. Он сближал эмоции и инстинкты, или сложные безусловные рефлексы, относя их к деятельности подкорковой области. Для психологии эмоций и для физиологического их объяснения важны близость их к чувствам и необходимость правильно понять интеллектуальные и этические эмоции и сложные эмоциональные состояния подъема, вдохновения и т.п. Принимая во внимание роль общесоматических, вегетативно висцеральных, эндокринно-биохимических компонентов проявления эмоции, необходимо учитывать роль идущей в головной мозг мошной волны интеро-и проприоцептивных импульсов. Это приводит к взгляду на эмоции как на интегральные состояния организма различной нейродинамической структуры и подтверждает представление В. М. Бехтерева о мимико-соматических рефлексах как о компонентах эмоций.

В целом биологические эмоции представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой, наследственный опыт. Ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия, например продолжение рода. Эмоции также выполняют следующие важные функции: мобилизационная - включение ресурсов организма для реакций типа «борьбы или бегства» (вегетативные изменения, психический настрой на борьбу, подавление болевого восприятия); коммуникационная - посылка другим особям сигналов о своем эмоциональном состоянии (мурлыкание, улыбка и др. мимические проявления); познавательная - индивид оценивает ту значимость, которую представляют для него различные объекты и явления, познавая тем самым субъективную сторону вещей и приобретая индивидуальный опыт. Познавая субъективную сторону вещей мы понимаем – «мне это полезно» или «мне это вредно»; «от того, что полезно, мне будет хорошо, а от того, что вредно - мне будет плохо». Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, эмоции способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

Сам способ выражения эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют различные факты, например своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей.Интенсивность или сила проявления эмоции, возникающей и проявляющейся вопрекитормозящим условиям, является мерилом степени эмоциональности. Например, еслиисследуемый вступает в конфликт со строгим педагогом или допускает несдержанность в поведении, то это свидетельствует о значительной его возбудимости, потому что он действует в ущерб собственныминтересам.

Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т.д.), они еще называются ви­тальными.

Высшие эмоции развиваются на соответствующей интеллектуальной базе. При этом высшие интеллектуализированные эмоции неразрывно связаны с социально-общественными факторами — уровнем воспитания, образования и культуры. Высший продукт развития эмоций человека это чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций и аффектов. Например, чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д. Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

Угасание эмоции делает человека безразличным, а безразличие, т.е. безразличное отношение ко всему, — тупым и пассивным. Хорошо известны болезненные состояния, которые характеризуются подавленным состоянием; при этом человек в периоде подавленности как бы теряет свои способности, но стоит подняться настроению, как блестяще выявляются функциональные возможности человека. Тяжелая утрата, вызывая реактивную депрессию, может вызвать полную потерю энергии, психической активности. Л. Н. Толстой выразительно характеризует его в словах Анны Карениной: «Вы говорите энергия. Энергия основана на любви. А любовь неоткуда взять. Приказать нельзя». Так один из проницательнейших знатоков человеческой души показывает, что один из источников энергии человека лежит в эмоциональном отношении любви.

Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.Важную роль эмоции играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности;в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

Хорошо известно, что события и факты запоминаются тем прочнее, чем больше впечатления они производят на человека. Эти стойкие воспоминания и впечатления связаны, как правило, с эмоцией сильной, глубокой и стойкой.Каждый человек вспоминает ярко минуты своих радостей, страданий, торжества или унижения. Это — «незабываемые» часы, минуты или мгновения. Но, что задевает нашу эмоцию? Мощные эмоции возникают только по поводам, по обстоятельствам, имеющим для человека большую социальную и индивидуальнуюзначимость.

Таким образом, многими авторами эмоции связываются именно с переживаниями М.С. Лебе­динский и В.Н. Мясищев так пишут об эмоциях: «Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действитель­ности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма че­ловека».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: