ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОНГИТЮДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ




РЕФЕРАТ

 

 

Общая психология, история и методология психологической науки

Тема: «Лонгитюдный метод»

 

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

 

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОНГИТЮДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…..…….5

ГЛАВА 2. ДОСТОИНСТВО И НЕДОСТАТКИ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 11

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Лонгитюдный метод с латинского переводится как длинный, долгий. Является онтогенетическим исследованием, по Ананьеву Б.Г. относится к группе организационных методов, применяется в социологии и психологии.Характеризуется особой протяженностью, неоднократным исследованием одних и тех же испытуемых (индивида, группы или выборки), созданием условий исследования, постоянством контакта исследователя и объекта на протяжении длительного периода.

Лонгитюдинальное исследование один из основных методов (стратегий исследования) в возрастной психологии. Основоположниками данного метода были Уильям Штерн (1871- 1938) и А. Н. Гвоздев (1892 - 1959 ), ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье.

Динамика постоянства и изменчивости личности и её свойств - одна из старейших философско-психологических проблем. Лонгитюдные исследования занимают особое место в методологии психологическихисследований, а также социальных наук и наук о поведении. Это связано как со спецификой проверяемых в лонгитюде гипотез оразвитии, так и со сложностями планирования, проведения и обработки данных лонгитюдных исследований. Гипотезы о развитии включают предположение о временнóй динамике изменений психологических показателей изучаемого базисного процесса. Лонгитюдные исследования позволяют прямо обратиться к проверкекаузальных гипотез[1] со стороны требования к временной последовательности причин иследствий.

Наибольшее количество лонгитюдов посвящено подростковому возрасту и юности. Данные исследования могут дать ценную информацию о влиянии ранних детских переживаний на последующее развитие личности.

Лонгитюдные исследования цикла взрослости начались первоначально в рамках социальной геронтологии[2]. Одно из первых таких исследований было начато в 1957 г. в Дьюкском университете (США). Особого внимания заслуживает 10-летнее исследование М. Кона (являющееся частью большой, начатой 20 лет назад, работы, проводимой не только в США, но и в ряде других стран). Исследователи доказали, что многие важные индивидуально-личностные свойства, например интеллектуальная гибкость, самостоятельность мышления, и ценностные ориентации, включая принципы воспитания детей, формируются и изменяются в зависимости от характера и содержания трудовой деятельности личности.

Лонгитюдный метод является сравнительной «роскошью» в исследовательском репертуаре психологов, так как продолжаются очень долго и требуют значительных материальных затрат.

 

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОНГИТЮДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

«ШванцараЙ. и Смекал В. предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования:

1) В зависимости от продолжительности исследования:

- Кратковременное наблюдение. Рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве и т. п.

- Долговременное наблюдение.Если целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуется долговременныйлонгитюд.

- Ускоренное наблюдение.Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенеза.

2) В зависимости от направления хода исследования:

- Ретроспективное наблюдение.Позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза[3].

- Перспективное (проспективное) наблюдение.Данный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста.

- Сочетанное наблюдение.Исследование предполагает включение в перспективныйлонгитюд элементов ретроспективного.

3) В зависимости от применяемых способов:

- Истинное лонгитюдное наблюдение. Представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом.

- Смешанное наблюдение.Смешаннымсчитается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается.

- Псевдолонгитюдное наблюдение. Заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии»»[4]

Также лонгитюдные исследования можно разделить:

 

1) по количеству обследуемых (от одного человека до группы);

2) по общей длительности изучаемого периода (длятся несколько лет, иногда несколько десятилетий и даже всю жизнь: исследования жизненного развития, жизненного пути).

3) по частоте (периодичности) наблюдений (измерений, экспериментов). Можно выделить два крайних типа:

1-й тип — практически непрерывные (например, ежедневные) наблюдения (измерения). К нему относится большинство дневниковых исследований (исследования одного случая), с которых фактически начиналась детская психология (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер, В. Штерн и др.).

2-й тип — наблюдения, разделенные большими интервалами времени (например, от 1 года и более). К примеру, американское исследование развития темперамента, начавшееся в 1950-е гг. на 140 младенцах и продолжавшееся до 1980-х гг. (под руководством Александра Томаса и Стеллы Чесс).

4) по целям и методам (методикам) изучения. К примеру:

- социологические лонгитюды (динамика ценностных ориентации и жизненных планов);

- психологические лонгитюды (направленные на уяснение закономерностей индивидуального развития);

- изучение физического развития (рост, половое созревание), умственного (интеллектуальные способности);

- использование средств массовой коммуникации и отношение к ним;

- развитие взаимоотношений в родительской семье; влияние семейной среды и уровня интеллекта на поведение и успеваемость;

- эволюцию отношения молодых людей к труду;

- отношение к военной службе;

- взаимоотношения в коллективе;

- половые различия и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: