ГЛАВА 2. ДОСТОИНСТВО И НЕДОСТАТКИ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




«Лонгитюдный подход имеет два основных преимущества:

Во-первых, он позволяет установить общие паттерны, а также индивидуальные различия в развитии. Только этот подход дает возможность измерить непосредственно возрастные изменения. Это также единственный способ построить график индивидуального развития и оценить стабильность или изменчивость во времени и, кроме того, эффективно проследить непрерывные, постепенные трансформации, происходящие в процессе развития.

Во-вторых, лонгитюдные исследования позволяют установить связи между предшествующими и последующими событиями и поведением, между каким-то аспектом окружающей среды человека и некоторым компонентом его развития в дальнейшей жизни. К примеру, можно выявить связь между спецификой воспитания детей в первые два года жизни и некоторыми особенностями личности в подростковом периоде. Это дает возможность перейти от простой констатации наблюдаемых особенностей к их объяснению».[5]

«Несмотря на свои преимущества, лонгитюдные исследования имеют ряд недостатков, которые могут поставить под сомнение валидность полученных данных.

Один из них – возможные изменения, происходящие в области изучения развития, т. е. устаревание теорий и методов, на которых изначально строилось лонгитюдное исследование.

Общей проблемой является также пристрастная выборка. Люди, согласные участвовать в эксперименте, главными условиями которого являются постоянное наблюдение и необходимость проходить тестирование в течение нескольких лет, скорее всего, отличаются специфическими характеристиками, по крайней мере особым отношением к научной ценности исследования. В результате нельзя с уверенностью распространять данные эксперимента на остальную часть населения.

К недостаткам также относят избирательный отсев(или выбывание) испытуемых. Выход участников из эксперимента в процессе исследования может значительно снизить ценность полученных результатов. Причины такого выпадения могут быть разные (переезд, смерть, нежелание участвовать в эксперименте), однако зачастую выпадение не случайно (избирательно), т. е. выбывшие испытуемые закономерно отличаются от тех, кто остался. Например, при изучении интеллекта у выбывших обычно более низкий IQ при первых тестированиях.

Другим недостатком является так называемый эффект тестирования– влияние на результаты тестирования выполнения одних и тех же методик. Дети и взрослые могут постепенно становиться более внимательными и восприимчивыми к своим чувствам, мыслям и действиям, размышлять о них и модифицировать их, и это будет иметь лишь незначительное отношение к возрастным изменениям. Более того, из-за неоднократного тестирования у участников может наблюдаться улучшение навыков прохождения тестов, что не связано с развитием, а объясняется эффектами практической тренировки.

Наиболее широко обсуждаемая угроза валидностилонгитюдных данных – эффект когорты[6]. Лонгитюдные исследования изучают развитие когорты – группы людей, родившихся и развивающихся в один период времени и находящихся под влиянием конкретных исторических условий. Результаты исследования одной когорты могут не подойти людям, живущим в другое время.

Кроме того, неизбежно происходит смешение возраста и исторического времени измерения: если результаты повторного тестирования отличаются от результатов первого, то это можно объяснить либо возрастом, либо временем обследования. Например, изменение каких-либо мировоззренческих установок может быть объяснено либо возрастом испытуемых (к примеру, при повторном измерении они достигли 20 лет), либо переживаемой исторической эпохой (время измерения – 1991 г.).

И наконец, лонгитюдные исследования требуют больших финансовых затрат, затрат времени и усилий, что, несомненно, объясняет относительно редкое их использование, а также повышает нерепрезентативность выборки».[7]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Лонгитюдные исследования существенно обогащают наши представления о развитии личности, но одновременно ставят целый ряд новых вопросов. Прежде всего остается нерешенной проблема соотношения диалектики постоянства-изменчивости личностных черт и непрерывности- прерывности процесса развития личности, тесно связанная с проблемой соотношения качественных, структурных и количественных изменений».[8]

«Лонгитюдные исследования – особая группа методов, требующая от исследователя тщательного подхода к планированию схемы исследования и рассмотрения вопросов ее практической реализации, а также серьезной подготовки и скрупулезности в области применения современных статистических методов. Они позволяют выявлять скрытые тенденции, неочевидные кривые развития, которые не всегда можно репрезентировать диаграммами и обычными функциональными графиками. Лонгитюдный метод в современном его звучании предполагает такую спецификацию психологом целей своего исследования, при которой ему совершенно необходимо владеть современными способами многомерной статистики и современными программами, позволяющими моделировать изучаемые зависимости».[9]

Своеобразным итогом развития лонгитюдных исследований явилось возникновение особого предметно-методологического направления - психологии развития человека на всем протяжении жизненного пути. Ей специально посвящены две многотомные серии публикаций - "Психология развития на всем протяжении жизни" (с 1970 г.) и "Развитие и поведение на протяжении всей жизни" (с 1978 г.).

Наиболее общие выводы этих исследований можно свести к четырем тезисам:

1) существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей её жизни;

2) мера этого постоянства разных личностных свойств неодинакова;

3) разным типам личности соответствуют разные типы развития;

4) тип развития личности зависит как от её индивидуально-типологических черт, так и от многообразных исторических условий, в которых протекает её жизнедеятельность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: