Обзор подходов и методов формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания учебных предметов




Психология и психофизиология восприятия учебной информации. Динамика развития личности учащегося в зависимости от его индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей

 

Учебная информация относится к такому типу информации, который нуждается в детальной, а, иногда, и длительной проработке со стороны высшей нервной деятельности ученика. Это следует из самой природы восприятия как психофизиологического процесса, в основе которого лежит механизм воздействия внешнего стимула на рецептор. Завершением же этого процесса восприятия является создание образа внешнего стимула и последующее его распознавание. Сущность восприятия такова, что для мозга требуется некоторое время для проведения детального анализа новой информации, выдвижения нескольких гипотез и далее следует последовательная обработка полученных данных. Из чего мы делаем вывод, что, поскольку сама информация, в особенности при обучении, носит незнакомый для мозга характер, она нуждается в особом оформлении и подаче. Детский развивающийся интеллект на самом деле чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно, педагоги должны учитывать это в своей каждодневной педагогической деятельности.

В связи с этим, нам необходимо определиться с индивидуальными особенностями учащихся, так как каждая личность уникальна, а значит, заслуживает особого отношения, тем более, если речь идет об обучении и моделировании учебных занятий.

Психологи выделяют три основные группы особенностей высшей нервной деятельности ребенка, которые влияют на результат обучения:

психофизиологические особенности (тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации);

- особенности развития познавательной сферы (память, мышление, внимание);

- личностные особенности (мотивация, интересы, склонность к творчеству или аналитике, воля).

Разберемся с одним из довольно сложных понятий - тип нервной системы. Из школьного курса биологии известно, что Иван Петрович Павлов доказательным путем выявил существование четырех носителей этих типов, различающихся по характеру протекания нервных процессов – холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический темпераменты. Наиболее важной характеристикой нервной системы является сила процесса возбуждения, отражающая ее работоспособность, проявляющаяся также в способности выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности не переходить в так называемое охранительное торможение. Охранительное торможение возникает как реакция, следующая за избыточным или длительным возбуждением, она призвана оберегать нервную систему от истощения.

Считается, что идеальных типов темперамента не существует. Имеет смысл говорить о «плюсах» и «минусах» нервной системы, которые важно использовать в процессе обучения учащихся. Если речь идет о детях со слабым типом темперамента, важно отметить, что их ресурсы не велики, они имеют низкую выносливость и довольно утомляемы. А значит, на выполнение заданий им требуется больше времени. Представителям слабого типа нервной системы необходимо давать время на отдых, и, разумеется, планировать деятельность так, чтобы происходило некоторое переключение одной работы на другую, поскольку монотонная деятельность их утомляет, снижая уровень оптимальной работоспособности. Если при организации процесса обучения не будут учитываться особенности, то такие ученики будут часто впадать в так называемое охранительное торможение, сильно запаздывая с выполнением задания.

Меланхолик – представитель слабого и неуравновешенного типа. Легко утомляемы, часто выглядят субтильными, болезненными, в раннем возрасте плаксивы. Их не нужно оставлять без должного внимания. Возможно, им не всегда комфортно в команде, где они, как правило, находятся на «вторых ролях», но и самому коллективу важно учиться учитывать мнения и особенности других. Меланхолики очень чувствительны, углублены в свой собственных мир, поэтому могут оказать большую помощь в работе, утешая других, если этого требует ситуация, давая понять лидерам, что команда устала или работа пошла не по тому пути, который следует избрать.

Сильные типы темперамента (холерический, сангвинический, флегматический) хорошо выдерживают значительные и относительно длительные нагрузки, но их способности должны быть реализованы там, где нужна будет работа в группе, где нужно будет или лидерствовать, или заниматься презентацией достигнутого результата. Представители холерического темперамента выполняют работу с большим эмоциональным «запалом», громко и энергично комментируют происходящее, по сути, являются своеобразным двигателем всего происходящего в рабочей группе.

Сангвиники более уравновешены, чем холерики. Они позитивны и настойчивы, очень энергичны, но энергия их направлена. Могут быть хорошими цензорами, выполнять экспертную работу, если того требует ход урока. Вообще, главный их «козырь» - умение ладить с людьми. Если холерик может легко (исходя из своих психофизиологических особенностей) вступить в конфликт, то сангвиник не станет растрачивать эмоции, а будет заниматься заданной учителем проблемой.

Флегматик – человек весьма уравновешенный. Такие люди выглядят как тугодумы, но их действия очень выверены, последовательны и тщательны. Они могут долго «раскачиваться», но однажды начав, они не останавливаются, уделяя работе большое внимание. Флегматики даже выглядят довольно однообразно: медлительны, внешне неэмоциональны, аккуратны. Им можно поручить монотонную работу, время работы нужно или четко регламентировать, или же предоставить время «с запасом». Флегматики не любят быть на виду, но они стабильнее в работе, чем представители других типов темперамента.

Учет типов темперамента поможет спланировать педагогу групповую форму работы. Это необходимо учитывать, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

На сегодняшний день существует инструментарий для проведения исследований типологии нервной системы. Важно понимать, что данный инструментарий должен пройти апробацию и иметь вид математически надежной психологической методики. Необходимо обратить внимание на то, что применение разного рода специальных методик без соответствующей подготовки и наличия знаний может быть чревато последующими ошибками в выводах и интерпретации результатов. Поэтому рекомендуем применять очень простой метод для изучения психофизиологических особенностей учащихся – наблюдение. Зная особенности типа нервной системы, наблюдая и анализируя, педагог может с большей долей вероятности определиться с тем, кто перед вами: эмоциональный, взрывной холерик или невозмутимый, медлительный флегматик, подвижный легкомысленный сангвиник или поэтичный, чувствительный меланхолик. Повторимся – в природе нет «плохих» или «хороших» типов высшей нервной деятельности, есть индивидуальные особенности, которые важно и нужно учитывать при планировании и проведении разного рода занятий или мероприятий.

Результативности образовательного процесса также могут способствовать знания о различиях между полушариями. Мы знаем, что все люди делятся на «правополушарных » и «левополушарных ». Что это дает? Дело в том, что природа редко дает гармонично сложенный интеллект, а значит, у каждого человека свои сильные и слабые стороны. Например, левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, правое – за целостность, образность, эмоциональную окрашенность информации. Иными словами – «левопорушарные» более логичны, «правополушарные» более креативны. Конечно, нужно заниматься развитием всех качеств, развитием последовательности, творческих способностей. Но зачем ломать индивидуальность, если можно просто воспользоваться преимуществами?

Данные особенности можно изучить с помощью довольно простых методик и с большой долей вероятности определить, какой же тип доминирования (правополушарный или левополушарный).

Как определить доминирующее полушарие?

1. Похлопайте в ладоши, обратите внимание на то – какая из рук будет находиться сверху другой.

2. Поместите руки перед собой, переплетите пальцы, образуя «замочек». Одна из рук будет упорно «пытаться» переложить большой палец сверху другого пальца противоположной руки.

3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

При этом можно четко определить характер доминирования полушария: определить, какая рука оказалась сверху, значит, доминирует противоположное полушарие. Связан подобный «перекрест» с анатомическими особенностями мозга, поэтому правая половина тела контролируется левым полушарием, а левая половина – правым полушарием.

Учитель на основании наблюдений может сказать, у кого из учащихся доминирует левое полушарие, а у кого правое.

Таблица. Различия между полушариями при зрительном восприятии

Левое полушарие Правое полушарие
Лучше узнаются стимулы
Вербальные Легко различимые Знакомые Невербальные Трудно различимые Незнакомые
Лучше воспринимаются задачи
Оценка временных отношений Установление сходства Установление идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия
Аналитичность Последовательность (сукцессивность) Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание Целостность (гештальт) Одновременность (симультанность) Конкретное узнавание
Предполагаемые морфофизиологические различия
Фокусированное представительство элементарных функций Диффузное представительство элементарных функций

Из предложенной таблицы мы видим, что правое «пространственное» и левое «временное» полушария имеют собственные и специфические особенности, способствующие вкладу в развитие когнитивных функций деятельности. У «левополушарных», как правило, нет проблем во временной и слуховой сферах, у «правополушарных» - с пространственным и зрительным восприятием. [1].

Оценка временных отношений лучше осуществляется «левополушарными», а пространственных – «правополушарными». Возможно, в отличие от «левополушарных», «правополушарные» легче справляются с пространственно-зрительным анализом, с физической идентификацией объектов. Может быть, именно поэтому «правополушарные» люди легко могут представить и распланировать пространство, составить сложную композицию из предметов, вместе с тем, хуже справляются с запоминанием определений и терминов (вербальным кодированием элементов). «Правополушарным» людям проще представить себе целостный образ, что хуже дается «левополушарным». «Левополушарные» обладают не конкретным, а абстрактным мышлением, им легче справиться с детализацией, конкретизацией.

Вышеизложенное показывает, что «левополушарные» мыслят больше «фокусно», «локально», а «правополушарные» обладают, скорее, диффузным представительством элементарных функций.

Немаловажным для понимания, насколько мы все индивидуальны, является разделение людей по доминированию канала восприятия информации. Действительно, любой человек принимает информацию тремя основными способами – с помощью зрения, слуха и через ощущения. Т.е. через визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. Мы все пользуемся данными способами восприятия, но наша природа такова, что один канал является избирательно предпочитаемый, поэтому людей с ведущей функцией зрения называют визуалами, слуха – аудиалами, ощущения – кинестетиками.

Визуалы – люди, для которых очень важен контакт с образом говорящего, они всегда будут поворачиваться к вам корпусом, чтобы принять транслируемую информацию. Они любят чертить схемы, графики, охотно создают слайды, рисунки. Визуалы частенько употребляют в своей речи слова «видимо», «очевидно», «красиво», «я видел» и прочее. Истинный визуал не будет одеваться в то, что первым попадет под руку. Они любят наряжаться в яркое, блестящее, могут любоваться чужими прическами и нарядами, обратят внимание на смену гардероба или стрижки другого человека.

Аудиалы часто употребляют выражения и слова «услышал», «вы говорили», «громко», «я сказал» - все, что быстро и удобно позволяет отобразить их внутренний мир. Им не обязательно поворачиваться к вам лицом, достаточно повернуть голову так, чтобы информация прямиком шла к ним через слуховой анализатор. Визуалы часто обижаются на аудиалов, сетуя на то, что аудиалы невоспитанны, и это объясняют тем, что те отворачиваются от лица говорящего, нарочито не слушают, якобы игнорируя. Это не так, как уже было сказано, аудиал слушает, просто ему не обязательно видеть говорящего, так как зрение не является ведущим для них каналом. Аудиалы чутко определяют людей по голосам, часто давая оценку характеру человека по телефону или прослушав его монолог.

Кинестетик воспринимает информацию через все тело, поэтому в его выражения часто проскальзывает «неприятно», «удобно», «почувствовал», «логично», «уютненький». Они живут миром телесных ощущений, им очень сложно ориентироваться на зрительные или слуховые стимулы. Они охотно конспектируют учебную информацию, отображая ее только в пределах своего представления о логичном и правильном. Им не нужна чужая схема, им важно собственное преломление через свой способ восприятия действительности. Им частенько не нравятся усилия визуалов выглядеть эффектно, ярко, им ближе теплые, мягкие свитера, ворсистые ткани, пусть приглушенных тонов, зато очень удобная и чистая одежда без претензий.

Серьезный вопрос состоит еще и в том, что канал восприятия четко совпадает с характером передачи информации. Поэтому, деля учащихся на «визуалов», аудиалов» и «кинестетиков», не забудьте о том, что и педагог является представителем одним из трех типов каналов восприятия. Не анализируя, кем является педагог, как важный транслятор учебной или иной информации, можно пропустить момент, когда учитель не доносит информацию тем учащимся, которые не принадлежат к его типу канала восприятия.

Следует учесть и то, что детский организм постоянно находится в развитии. Возрастные перестройки организма не могут не влиять на особенности восприятия информации. Недаром в начальной школе, по мнению учителей, у большинства ребят хорошо выражена учебная мотивация. Учащиеся охотно тянут руки, проявляя желание отвечать на заданные вопросы, гордятся своими успехами и достижениями. Примерно в 12-13 лет начинается перестройка организма, «гормональные вихри» препятствуют поддержанию учебной мотивации, и ребенок может отставать в учебе. Есть частные случаи, когда профессиональная мечта, призвание, представления о светлом будущем настолько вдохновляют, что ребенок и в пубертатном периоде захвачен учебой и саморазвитием. Но как показывает статистика, именно подростковый возраст отличается так называемой мотивационной «ямой», где возникает общий спад успеваемости и рост разнообразных дисциплинарных нарушений. Вместе с тем, все приходит в равновесие, когда учащиеся переходят подростковый «порог», приходя в 10-11 класс. Учебная мотивация снова возвращается к оптимальному уровню, все личностные перестройки проходят, и в выпускных классах приходит закономерное осознание того, что все-таки нужно успешно сдавать экзамены.

Такие взлеты и падения учебной мотивации являются правилом, а не исключением, и педагогам стоит не сопротивляться природе этого явления, а подстраиваться под реальность, живя с ней в согласии. Опытные учителя знают, как именно можно удержать эту планку освоения знаний в любом возрасте, важно использовать эти знания в своей деятельности.

Гендерные различия также дают почву для рассуждения и построения индивидуальных планов обучения учащихся. Известно, что девочки, в силу их особенностей, успешны в освоении языков, написании сочинений, устных ответах и всего того, что требует в реализации вербальной функции. Мальчики чаще являются аналитиками, их устные ответы не отличаются красноречием, логичны, но не обстоятельны. Эти различия обусловлены природной склонностью представителей мужского пола к аналитической работе, математике, физике, в общем, к тому, что требует абстрактного мышления. Разумеется, мы должны ратовать за развитие гармонично развитой личности, однако и эти особенности также стоит учитывать в педагогической деятельности.

 

Литература:

1. Марютина Т.М., Кондаков И.М. «Психофизиология», курс лекций, издательство МГУ.

2.Хухлаева О. Психофизиология и успешная деятельность. Журнал «Школьный психолог». №11/2010 г.

Часть 2.

Обзор подходов и методов формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания учебных предметов

 

Сегодняшний день диктует новые требования. Соответственно этим требованиям стандарты второго поколения включают в себя комплексный подход к развитию качеств, которые были бы направлены не только на усвоение новых знаний, но и формирование компетентностей, способствующих интенсивному развитию личности школьника.

Выделяют основные виды универсальных учебных действий:

- личностные;

- регулятивные;

- познавательные;

- коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия включают такие, безусловно важные для каждой личности навыки, как способность к самоопределению, смыслообразованию, способность к нравственно-этическому оцениванию.

Что же такое самоопределение? Ребенок, принимая законы социума, определяет для себя собственное место в жизни, выстраивает для себя перспективы. В этом ему помогают внутренние и ценностные ориентиры. В связи с этим важно понимать, что для того, чтобы заниматься перспективным планированием жизненного пути, нужно определиться с ценностями. Важно установить смысл между каждодневной деятельностью и перспективным планом. Учитель может и должен задаваться вопросом: как сделать так, чтобы связать учебную деятельность и интенсивную личностную работу ребенка по самоопределению и смыслообразованию. Учащийся с подачи учителя, приходит к самостоятельному формированию смысловой платформы: зачем ему необходимо владеть той или иной информацией? Поэтому в работе учителя есть тонкости, нюансы, требующие каждодневного участия и кропотливой работы.

Нам становится понятно, что вопрос со смыслообразованием, с формированием ценностной платформы очень непрост. Морально-этические ценности формируются с раннего детства, причем основную роль в данном вопросе играет семья. Но и фигура учителя в данном вопросе не самая бесперспективная. Учителя и ученики проводят вместе достаточно много времени, поэтому слово или действие учителя важно для формирования внутреннего мира ребенка. Также многие учебные темы открывают возможность для обсуждения таких проблем, которые никогда не обсуждаются дома, с родителями или близкими друзьями.

Регулятивные универсальные учебные действия включают такие навыки как целеообразование, планирование, контроль, способность осуществлять коррекцию своих действий на разных этапах учебной деятельности осуществлять оценку и прогнозирование собственных действий.

«Организационный» блок навыков и умений, а именно регулятивные учебные действия включают в себя умение ставить перед собой учебные задачи. Целеполагание – это осмысленные, с практической точки зрения, действия по планированию и постановке целей. Данный навык возможен, когда учащийся правильно соотносит то, что известно, и то, что еще предстоит узнать. Достижению высокого и достаточно быстрого результата способствует владение навыками планирования, ведь решение подчас сложной задачи должно выглядеть как поэтапное, последовательное движение вперед, с преодолением промежуточных и, иногда, второстепенных этапов. Успешное достижение результата возможно с выстраивания прогноза, навыка предвосхищать и прогнозировать уровень усвоения информации, как и временных характеристик: когда и с какими затратами мы достигнем успеха? Безусловно, формирование навыка прогнозирования результативности деятельности требует способности объективно соотносить себя со всеми талантами и возможностями.

Результативность возможна, если учащийся понимает, к чему он стремится, какой эталон следует достичь на уроке, что предполагает правильное усвоение той или иной информации. Это важно и на промежуточных стадиях для поэтапного сравнения с искомым эталонным результатом, своевременной коррекцией на пути следования к нему. Также необходимы навыки сравнения и оценки того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, навыки осознания качества, уровня достижения результата.

Воспитание способности регулировать свою деятельность с помощью воли – еще один компонент, входящий в блок регулятивных универсальных учебных действий. Важно своевременно мобилизовывать силы и энергию, чтобы достичь нужного результата в ситуации конфликта собственных мотивов. Всем знакома такая особенность детского и подросткового возраста - позиционировать себя как личность, испытать весь спектр эмоций и ощущений. Такая направленная, но очень уж энергичная социальная и внутренняя жизнь подростка так или иначе идти в разрез с необходимостью тратить время на учебу. Важно сформировать умение вовремя сказать «нет» соблазну погулять или «повисеть» в интернет-сети, а сконцентрировать внимание на конкретной учебной задаче.

Познавательные действия – это способность к логическому построению алгоритма действий, оперирование знаками и символами. Окружающая ребенка или подростка действительность целиком и полностью связана с огромным количеством информации, которую необходимо научиться структурировать, определять приоритетные направления и составляющие компоненты. Каждый учащийся, формирующий собственное мышление, должен выполнять элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, распределение.

Непосредственный контакт с действительностью не требует абстрактного мышления, а значит, и информации, закодированной в виде символов, знаков, схем. Развитие же мышления от конкретного к абстрактному требует замещения примитивных, простых способов отражения действительности компонентами знаково-символического языка. Учащийся сам создает платформу субъективных представлений о реальности под воздействием знаний о некой системе, где особым способом все закодировано в виде знаков или символов. Важно понимать, что все, входящее в эту новую реальность, существует в отрыве от ее предметного носителя. А это требует значительных интеллектуальных усилий со стороны учащегося.

Коммуникативные действия – способность находить общий язык с разными людьми, ведь решение житейских или рабочих задач так или иначе потребует навыков общения. Умение определять главное и наиболее ценное, что необходимо делать в группе, правильно оценивать и применять лучшие способности, качества членов группы – все это также входит в данный блок универсальных учебных действий. Сюда же входит такое ценное для любого человека качество как лидерство, способствующее быстрой мобилизации и использованию собственных ресурсов и ресурсов команды, где осуществляет свою деятельность этот лидер.

Весь перечень универсальных учебных действий состоит из таких навыков и умений, которые не помешали бы даже вполне оформившемуся взрослому человеку: все они имеют отношение к понятиям «успешность», «результативность», «гармоничность».

Рассмотрим способы формирования всех групп универсальных учебных действий, которые могут быть эффективны и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Что именно является основой для существования некой модели действия, будь то эффективное планирование или навыки лидера? Как моделируется действительность внутри личности ученика? Что поможет школьнику обеспечить учебный результат? Безусловно, это осознанное стремление решать задачи именно таким способом, который более эффективен и психологически оправдан. Основой всему является мыслительная деятельность учащегося. Это именно та «база», с которой важно и нужно работать учителю. Еще Ж. Пиаже пришел к выводу: мысль – есть сжатая форма действия.

Как же побудить ребенка мыслить? Как добиться качественно нового мыслительного потенциала обучающегося с помощью современной организации образовательного процесса?

С.Л. Рубинтшейн в своей работе «О мышлении и путях его исследования» делает вывод о том, что мышление берет свое начало в проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация, которая моделируется исходя из того, что в ней может быть что-то известно, а что-то должно быть не определено, не задано и, от этого, может быть найдено, исходя из знаний и опыта школьника. Ученый подчеркивал, что вектор движения мысли будет задан тем, что исходит от неизвестного компонента к исходным данным проблемной ситуации. К примеру, морально-нравственная основа личности формируется ежедневно, опираясь именно на задачи подчас острого выбора между необходимым, нравственно оправданным и правильным. Урок истории с его рассмотрением вопросов социального развития общества, роли личности в формировании законов может стать одним из важнейших поводов побеседовать с учащимся о его мировоззрении, его личных ценностях и предпочтениях. Доказательств, что личность каждого человека может быть полезной или, напротив, трагически разрушительной в истории общества, как известно, предостаточно. Почему бы не обернуть эти исторические примеры в «обертку» для грамотно выстроенных аналогий, где не нарочито может быть задан один из проблемных вопросов: Как вам представляется историческое развитие Франции, если бы не произошла Великая французская революция? Монархия – это благо или зло для любого развитого общества?

Смыслообразование невозможно без рефлексии, задача учителя при любой ситуации, при обсуждении любой темы урока пояснить, – зачем учащемуся та или иная информация, тот или иной навык. Привязка к жизни и ее требованиям серьезно стимулирует учебную мотивацию. Например, на вопрос: зачем изучать семейства растений? (из курса биологии) - можно резонно заметить, что знание особенностей разных представителей дает основу для дальнейшего повышения фармакологических знаний, ведь каждый человек хочет быть здоровым и хорошо выглядеть. А это возможно, если целенаправленно и грамотно следить за своим организмом с помощью лечебных чаев, компрессов и прочих весьма увлекательных для взрослеющих детей средств. Мальчики часто увлекаются идеей выживания в экстремальных ситуациях, а что может быть хуже, если «экстремал» не понимает разницу между шиповником и волчьей ягодой.

Нравственно-этическое оценивание – один из важнейших навыков каждого цивилизованного человека. Наша жизнь ежедневно предоставляет поводы для того, чтобы мы сделали для самих себя вывод: хорош ли наш нравственный выбор или нет. Такая деликатная сфера как нравственные ориентиры личности должна обсуждаться в предельно доверительной обстановке, где учитель не имеет права на директивные методы убеждения, где каждое слово и движение может быть интерпретировано классом неправильно. Предельно корректно, аккуратно и однозначно, без наличия каких-либо полутонов нужно обсуждать те или иные поступки, слова, действия, которые, к примеру, совершают литературные герои. Литература обладает огромным ресурсом для формирования личности учащегося с его индивидуальной позицией, мнением по многим животрепещущим и важным вопросам. В любом случае вопросы о любви, смысле жизни, значении преданности и дружбы в течение жизни задает себе каждый человек. Поэтому нельзя не помнить об этом, так как учебный предмет «литература» дает неоспоримое преимущество в этом отношении перед другими не менее интересными и полезными школьными предметами.

Целеполагание – это осмысленное действие по планированию и постановке целей. Иногда учащимся кажется, что ничего особенного, нового и интересного они больше не услышат и не увидят, ведь не первый год они обучаются в школе, изучают математику и русский язык, в общем, все заранее предопределено и известно. Задача педагога ввести интригу в процесс обучения, заинтересовать там, где, кажется, уже ничего не может быть нового и мотивирующего. Например, при объяснении учебного материала из курса «химии», где учащиеся изучают свойства бензойной кислоты, можно поднять проблему современной промышленности: где применяются химические вещества, в том числе и бензойная кислота? Такие предметы как химия и биология – благоприятная среда для разрешения многих, казалось бы, не научных, бытовых вопросов. Ребята охотно постигают темы, которые не оторваны от практики: что содержится в современных стиральных порошках, что такое ПАВ (поверхностно-активные вещества), как нужно выбирать изделия их тканей, обувь и косметику? Особая тема для разговора – питание. Интрига может быть в том, что в конце урока учащиеся научатся правильно читать этикетки молочных, кондитерских или иных продуктов. Привязка к каждодневному быту снимет проблему обсуждения «зачем мне нужная химия» или «почему так много физики еженедельно», поскольку, оборачивая, где это возможно, тему урока в практическую составляющую, мы делаем учебную деятельность осмысленной.

Помимо поиска насущного интереса в изучаемом материале, можно побудить найти несколько иную, пожалуй, парадоксальную цель урока, где возможно увидеть необычное в обычном. Это полезно не только с позиции формирования навыков целеполагания у учащихся, это важно для общего мотивирования и оптимизации всего процесса обучения. Например, на уроке биологии мы задаемся традиционным и главным для генетиков всего мира вопросом: в силу каких причин молекула ДНК спонтанно удваивается? Тему по изучению теории происхождения жизни на Земле можно построить на обосновании для самого себя, одной из пяти ведущих теорий о происхождении биологической жизни. Согласитесь, достичь цель – найти ответ на самый сложный вопрос, стоящий перед всем научным миром Земли, достаточно амбициозно, вместе с тем, она соответствует запросам молодых людей, ведь известно, что они, в силу возраста, открыты миру и готовы преодолеть любые преграды на своем жизненном пути. Кто знает, может быть именно на таком уроке будущий ученый или высококвалифицированный специалист выберет себе профессиональную дорогу, мотивировав себя в начале решением подобной сложной задачи.

Навык планирования - один из самых актуальных, если речь идет о деятельности вообще. Только практическим путем к освоению навыка планировать свою работу прийти невозможно, поэтому учитель может ознакомить учащихся с приемами эффективного планирования, а потом дать задание, которое будет включать в себя не только изучение учебного материала (предметные знания), но и отработку новых навыков в процессе работы над проблемой. Для этого можно разделить класс на мини-группы (это прием активно и давно используется учителями), дать задание – разрешить некую учебную задачу (например, выстроить предположение о том, что было бы, если бы Гоголь не сжег второй том «Мертвых душ»).

Работа с малыми группами имеет свою специфику: она требует психологической гибкости, находчивости и виртуозного владения учебным материалом со стороны учителя. Данный подход несет очень много дополнительных «бонусов» в отношении результативности работы учителя. Учащиеся не только направленно, но, в сущности, на собственных ресурсах идут к обозначенной цели, не только учатся планировать работу в группе, укладываться во временной регламент, они учатся эффективной коммуникации, учатся понимать, что есть главное, а что второстепенное, как использовать сильные стороны каждого члена группы.

Навык прогнозирования можно развить, если предварительно выстроить алгоритм решения рабочей задачи и время от времени побуждать учащихся задаваться одним и тем же вопросом: достигли ли конечного результата, цели, которую поставили в начале урока? Этот прием можно использовать при организации парной работы, работы в малых группах, коллективной работы класса. Можно разнообразить этот самоконтроль и периодически выстраиваемое прогнозирование вопросами:

- Что мешает достижению стопроцентного результата?

- Что можно предпринять, если мы знаем, что наша задача трудновыполнима (невыполнима, сложно выполнима)?

Еще один полезный компонент успешного развития учащегося – логика. Логика как функция тренируется с помощью кропотливых и последовательных усилий. В высшей степени это абстрактное мышление, где весь фокус внимания сосредоточен не на предмете, а на его свойствах и характеристиках. В качестве тренировки логики у учащихся можно поставить конечную задачу, обозначенную темой урока. Затем выяснить, какие есть варианты решения поставленной задачи. Далее (начните осторожно, а потом класс оценит и освоит этот прием) необходимо выбрать один из вариантов достижения цели, разделив его на «блоки», логически следующие друг за другом. Что это дает? В результате учащиеся сами ищут пути достижения цели, учатся четко их оформлять, определять оптимальный способ решения поставленной задачи. Разбивая путь на «составляющие», ребята не только анализируют, но осуществляют индуктивное расщепление.

В рамках обсуждаемого вопроса о развитии универсальных учебных действий можно выделить три основные фактора, способствующие мотивации: стремление к компетентности, потребность в связи с другими и личный выбор.

Растущий человек устроен так, что коммуникативная функция в школьном возрасте является не только ведущей, но и в некоторой степени определяющей его развитие. Поэтому выполнение учебных задач, сопряженных с необходимостью решать их сообща или в «паре» является тренировкой не только интеллектуальных, но и коммуникативных функций. Важно направить работу на развитие ораторских способностей учащихся. Не секрет, что молодое поколение несколько косноязычно, это связано с уменьшением непосредственного общения и длительным пребывания в сети Интернет, формированием так называемого «клипового мышления», при котором ребятам сложно связывать в сознании факты, сведения и свойства, не избавившись от внешних, нелогичных и очень эмоционально окрашенных представлений. Дети очень мало читают, это также никак не сказывается на развитии вербальной функции, именно поэтому мы часто слышим: «Я читал, но объяснить не могу»,- видим смущение и скромные попытки преодолеть искусственно созданный барьер в общении. Учителю необходимо помогать строить фразы, учить поиску опорных слов в тексте учебника, способствуя развитию устной речи.

 

Литература:

1. А.Г. Асмолов. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Издательство «Просвещение», 2010.

2. Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. Издательство Педагогика», 1989.

3.С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Издательство «Питер», 2010.

 

Часть 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: