Обзор методик и подходов диагностики индивидуальных особенностей учащихся, необходимых для успешного формирования универсальных учебных действий




Знание индивидуальных особенностей учащихся является обязательным условием результативной профессиональной деятельности учителя. Опытный учитель может надеяться на собственное чутье, сформированное за долгие годы работы, и, вместе с тем, допустить досадную ошибку. Это происходит чаще всего по одной простой причине: у каждого, даже очень опытного специалиста имеются сугубо субъективные представления об окружающей действительности. Субъективизм – следствие выработанной психологической защиты профессионала, интенсивно работающего в профессиях типа «человек-человек». Ведь учителя пребывают в ситуации вынужденного общения с детьми, родителями, коллегами, где нужно не только интенсивно и продуктивно общаться, при этом быть результативным и, разумеется, помнить о собственном имидже и репутации. Профессиональное выгорание – крайняя степень подобного «приспособления» психики специалиста к многолетней интенсивной деятельности, что также не добавляет ни объективности в оценивании, ни теплоты в отношениях.

При изучении индивидуальных особенностей школьников педагоги должны быть психологически готовы к тому, что какая-либо информация о ребенке будет носить парадоксальный характер или вызывать отрицательные эмоции. Вместе с тем наградой будет тонкое и объективное (в психологическом плане) познание личности.

Основное, с чем работает учитель, – это письменные работы детей и их очное присутствие (совместные мероприятия, устные ответы на уроках и пр.). Письменные работы – это огромное «поле» для получения дополнительной информации о ребенке. Письмо является сложным психическим процессом, представляющим собой сочетание речевых, двигательных и произвольных процессов восприятия. Такая привычная «мелочь» как почерк может являться дополнительным поводом для подстройки учителя к индивидуальным особенностям учащегося.

В психологии есть целое направление, изучающее почерки и их особенности. К примеру, хороший нажим при письме, наличие буквально «вдавленных» букв – свидетельствует о хорошем здоровье, значительной энергии пишущего. Напротив, бледный почерк указывает на астению, болезненное состояние, разумеется, если это временная характеристика. Случается, что это может быть и постоянная черта, указывающая на непоследовательность и слабость самой натуры. Бесполезно требовать от астеничного учащегося каких-то особых результатов, важно понять – почему ребенок не восстанавливает свои ресурсы и приходит в школу уставшим.

Размашистый почерк – склонность к демонстрации, злоупотребление доверием окружающих, неровные строчки – привычка обманывать или скрытничать.

Общий уровень подъема строк вверх указывает на оптимизм и творческие способности человека, а нестабильный, неровный почерк – на наличие сильного темперамента.

Наличие завитушек, акцент на букве «Я» сигнализируют об эгоцентризме, тенденции к внешнему приукрашиванию. Такая же манера имеет место, если ребенок раскрашивает свои конспекты, добавляя волнистых строк цветным маркером, фломастером или карандашом. Он как будто добавляет своими действиями яркие цвета в серую и скучную действительность. Содержание для него важно, но не настолько как внешняя форма подачи.

В любом случае важно помнить, что то, как мы рисуем, пишем или говорим, является лакмусовой бумагой, которая показывает все наши личностные особенности, так как ни долго контролировать, ни скрывать свое истинное «Я» невозможно, в особенности, если речь идет о письме или рисунке.

Исходя из наблюдений, подростки часто рисуют на полях тетрадей, на титульных листах и прочих местах для попутного «самовыражения». Иногда они рисуют то, что является отображением их внутренней сути, насущных проблем, текущего эмоционального состояния. Педагога должно насторожить наличие рисунков в виде «крестов», «гробиков», изречений о смерти и культах, связанных с экстремизмом или суицидами. Нельзя проходить мимо этих красноречивых сигналов: это может быть отрывочным свидетельством психологического погружения подростка в трясину собственных страхов или трагичных заблуждений. Надо ли говорить, что вопрос эмоционального состояния и разного рода пресуицидальных состояний являются темой для отдельного разговора, требуют со стороны учителей очень тонкого и деликатного обращения как в стадии диагностики, так и в стадии интерпретации состояния. Владение информацией о личностных особенностях детей, их текущем эмоциональном состоянии требуют от педагога очень тщательного подбора методов работы, предельно деликатного подхода и соблюдения этики в отношениях.

Учителям изобразительного искусства, технологии, да и наблюдательным предметникам часто попадаются «творения» детей, представляющих диагностический интерес. Как известно, цвет – ведущий показатель психоэмоционального состояния человека. Все эмоции детей можно «прочитать» по выражению их глаз, наличию или отсутствию румянца на щеках, манере одеваться и держать себя. Но более глубокие проблемы (и мы нисколько не претендуем, в данном случае на глубокий уровень психоанализа в данном вопросе) можно выявить через манеру рисования, выбор цвета и тематики того, что выполняется на свободную тему.

Вся темная палитра цветов сигнализирует о наличии внутренних проблем ребенка. Это не говорит о том, что, если ученик нарисовал яркий дом с черной трубой наверху – это уже повод «бить тревогу». Речь идет о преимущественном присутствии темных цветов – черного (подавленность, протест), коричневого (отрицательные эмоции, физический дискомфорт), серого (безразличие, отстраненность). Также должно насторожить, если ребенок раскрашивает привычные объекты природного яркого цвета вышеперечисленными цветами (черная трава, коричневое солнце, серое небо).

Яркие цвета также несут информацию о состоянии ребенка, только несколько иного характера. Например, желтый цвет указывает на положительные эмоции, любознательность, непосредственность; красный цвет - силу воли, возбудимость, эксцентричность; зеленый цвет - уравновешенность, настойчивость, независимость. Фиолетовый цвет несет информацию о наличии фантазийного способа ухода от действительности, интеллектуальной незрелости, да и вообще, по сути, это сложный цвет и его присутствие в рисунках детей случается часто и является неоднозначным. Синий цвет интерпретируется как склонность к концентрации, сосредоточенности на внутренних проблемах, потребность в покое. Здесь тоже можно слегка насторожиться и как будто ненароком выяснить – а что именно вызывает у ребенка потребность концентрировать свое сознание на внутренних проблемах, откуда они, эти проблемы, возникли.

Важно понимать, что дети и подростки, в силу своего возраста, отнюдь не стабильны в эмоциональном смысле этого слова. Известно, что есть определенные кризисные состояния, когда переживания, самоанализ, сомнения и наличие личностных проблем – следствие возрастных кризисов, возникающих вполне закономерно. Еще классик отечественной психологии Л.С. Выготский разработал концепцию о том, что естественные этапы развития напрямую связаны с возрастными кризисами развития. Школьный возраст характеризуется двумя «острыми» периодами – 6-7 лет, когда ребенок приходит в первый класс, и 12-14 лет – это возраст пубертатной перестройки психики и организма. Поэтому не столько важен сам факт присутствия кризисного состояния у ребенка, а важно, как долго, «с какими потерями», в какой «компании» они проходят.

Если ребенок на уроке нарисовал какую-то композицию, стоит обратить внимание на общий тон рисунка, настроение и сам сюжет. Учащиеся начальной школы часто изображают себя и свою семью, так как их возраст не предполагает активной социализации и активного внедрения в общество, как это выражено, например, в 12-14 лет, они еще характеризуются детской привязанностью к дому. Поэтому, имеющиеся проблемы во взаимоотношениях с членами семьи могут быть выражены предельно откровенно. Тут имеет значение, кто именно изображен на рисунке рядом с автором, где находится сама фигурка рисующего, какого она размера, что еще находится рядом с ней. Чувствующие себя одиноко дети рисуют свою фигурку рядом со значимыми взрослыми, но и на рисунке, как правило, изображена дистанция между этими субъектами. Люди на рисунке не держатся за руки, располагаются вдали друг от друга, между ними могут находиться какие-то предметы или животные.

Нарушения интеллектуальной сферы также хорошо видны, если уметь «читать» детские рисунки. «Вживление» в фигурки живых людей разного рода механических деталей, футуристических диспропорций, сюжетов, не укладывающихся в привычный «размах» фантазии ребенка, должно насторожить учителя, потому что это может являться «сигналом» того, что интеллект ребенка требует дополнительного изучения. Это не означает, что ребенок имеет низкий уровень интеллекта. Мы должны помнить, что интеллект очень сложная и «многоликая» конструкция, о качестве которой невозможно судить исходя из своего личного, пусть очень богатого, но очень субъективного опыта.

Особая деликатная тема – половое взросление как естественный и поэтапный процесс, отклонения от которого также проявляются при нарушениях психоэмоциональной и интеллектуальной сфер. Надо ли говорить, что чрезмерно четкая детализация половой принадлежности фигурок людей, акцент на исключительно гендерную принадлежность «героев» на рисунке является поводом обратить внимание на наличие вероятностных проблем в этой сфере у ребенка. Следует помнить о предельном внимании и корректном отношении со стороны педагога в таком вопросе как диагностика важны детали, их совокупность, уместность и правильность в интерпретации. Если ребенок нарисовал рисунок, на котором наблюдаются наличие брутальной стойки у мужской фигурки или ярких бус на женской, то в данном случае – это не причина для обращения к школьному психологу. В работе с детьми педагогу нужно подключать и знания, и наблюдательность, и интуицию. Индивидуальные качества ребенка – это целый мир, именно поэтому важно подходить к их оценке комплексно и объективно.

Размещение рисунков относительно плоскости листа бумаги – отдельная тема для обсуждения. Нормальным считается рисовать свой сюжет примерно в центре. Но при заниженном уровне самооценки человек фиксирует свое внимание на нижней части листа, оставляя очень маленьких зазор между основанием изображения и краем листа. И, соответственно, обратная ситуация – слишком высокий уровень размещения картинки – завышенный уровень самооценки.

Детский возраст – это возраст, когда маленький человек только пробует себя во многих направлениях, и часто бывает так, что самооценка у него действительно имеет неустойчивый характер. Она может зависеть от внешней оценки класса относительно его достижений, похвалы или критики учителя, присутствия-отсутствия домашнего психологического комфорта. Поэтому в любом случае уровень самооценки – информация не лишняя, даже если мы предполагаем, что этот уровень носит сугубо ситуационный характер и не может свидетельствовать о нарушениях психических функций.

Интересным и информативным является простое наблюдение за уровнем строчек в письме. Большинство людей немного приподнимает или слегка опускает свои строчки, первое свидетельствует о высоком жизненном тонусе, запасе здоровья и оптимизме, второе – о падении тонуса, плохом физическом состоянии или настроении.

Обратим внимание на методики изучения индивидуальных особенностей, которые могут быть применены без специальной психологической квалификации, хотя и с точки зрения предельной осторожности.

Тестовые опросники. Их применение возможно, но самый лучший выход из создавшейся ситуации – это привлечь к психодиагностике школьного специалиста (психолога). Так как в арсенале хорошего специалиста могут быть разнообразные методики:

- методики для изучения уровня и особенностей интеллекта (тест Р.Кеттела, методика Векслера WISC, ряд проективных методик, ШТУР);

- методики для изучения психоэмоциональной сферы (тест М.Люшера);

- методики для изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка или подростка (адаптированный подростковый опросник Шмишека);

- методики для изучения уровня тревожности, самооценки, темперамента, самоконтроля (факторный личностный опросник Кеттелла для детей, Г.Айзенка и пр.)

Почему же нам так необходимо изучение особенностей интеллектуальной сферы учащегося? По данным НИИ дефектологии РАО, около 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности [1]. Фактором высокого риска возникновения отклонений в интеллектуальном развитии ребенка является церебрально-органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных биологических воздействий на головной мозг ребенка. Это случается при скрытой или явной патология беременности, при родовых травмах, недоношенности, асфиксии, вследствие проникновения инфекции.

Разумеется, даже в случае выявления отклонений в области интеллектуальной сфере, мы не вправе даже пробовать корректировать это состояние, это дело специалистов в области клинических дисциплин. Но при известном рабочем альянсе с родителями ребенка возможно мягко и аргументировано рекомендовать обратиться за специальной коррекционной помощью. Вместе с тем одно уже наше объективное знание о вероятной задержке развития у ребенка дает возможность для принятия специальных мер в рамках педагогических компетенций. Зная все «плюсы» и «минусы» структуры интеллектуально сферы ребенка, мы можем выстроить более-менее долгосрочный прогноз успешности учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей.

Литература:

 

1. М. Н. Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей. Изд. Корона-Принт, 2004 г.

2. Л.С. Выготский. Лекции по психологии.

 

Часть 4. Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных действий, учащихся в процессе учебного занятия Основной целью школьного образования является формирование у учащихся умений учиться. Приоритетными целями школьного образования являются:• развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели;• проектировать пути их реализации;• контролировать и оценивать свои достижения. Достигаются эти цели благодаря системе формирования универсальных учебных действий. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) основан на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Я.Гальперина. Согласно теории Д.Б. Эльконина, развитие ребенка - это совокупность определенных компонентов, которая включает:- условия развития (рост и развитие);- источники (окружающая среда, планируемый результат обучения и развития);- форму (характер и особенности усвоения информации);- движущие силы. [1]

При формировании УУД важно учитывать возрастные периоды ребенка и выстраивать прогноз темпов развития личности учащегося на основе знаний его индивидуальных особенностей. Поэтому весь процесс достижения целей и задач школьного образования важно организовывать в соответствии с возрастным уровнем учащихся.

В таблице «Направленность учебных предметов на развитие УУД» приводятся основные сведения, позволяющие спланировать достижение образовательно-воспитательного результата на каждом из предметов начального образования. Особенности и характер учебных предметов предусматривают разнообразные смысловые акценты в формировании УУД. Наиболее общеприменимые «регулятивные» и «коммуникативные» универсальные учебные действия возможно формировать на всех (без исключения) уроках.

В среднем и старшем звене личностная установка на самоопределение наиболее эффективно формируется на таких предметах как русский язык, история, обществоведение; нравственно-этическая ориентация - на уроке литературы, географии, биологии; навыки смыслообразования - на уроках математики, физики, химии. Одна только тема защиты природы может быть чрезвычайно актуальной для детей и их воспитания, ведь она формирует личную гражданственную ответственность за окружающий мир, расширяет представление о влиянии человека на современное состояние планеты.

Познавательные общеучебные действия, такие как моделирование речи, конструирование устных и письменных высказываний, эффективно формируются на уроках русского языка и литературы, навык выбора наиболее эффективных способов решения задач – на математике. Биология, химия, физика расширяют кругозор и способствуют формированию навыков поиска и работы с большим объемом информации.

 

Табл. Направленность учебных предметов на развитие УУД

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир
личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация
регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)
познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации
познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов

 

Формирование УУД – это целенаправленный, комплексный по своему характеру процесс, основанный на:

- проблемно–диалогическом обучении, реализующем деятельностный подход;

- организации учебного сотрудничества;

- работе по планированию и оцениванию учащимися собственной деятельности;

- использовании ИКТ;

- проектно-исследовательской деятельности.

В структурном смысле современный урок может выглядеть следующим образом. В начале урока учитель подводит учащихся к теме, ее осознанию (1 этап), через формулировку проблемного вопроса выводит класс на цель и задачи, стоящие перед учащимися (2 этап). Далее учащиеся планируют способ и порядок совместного достижения поставленных задач на каждом этапе урока (3 этап), осуществляют учебные действия по намеченному плану в группе или индивидуально (4 этап). Учащиеся при постоянном взаимодействии с учителем применяют разнообразные формы самоконтроля или взаимоконтроля (5 этап), при необходимости формулируют возникающие затруднения и осуществляют самостоятельную коррекцию пути достижения цели урока (6 этап). Допускается оценка деятельности одноклассников, соотнесение результата деятельности групп или класса с идеальным представлением о запланированных задачах и озвученной целью урока. После рефлексивного обсуждения учащиеся записывают домашнее задание, причем желательно предоставить выбор задания исходя их индивидуальных особенностей и способностей учащегося (7 этап).

Сегодня речь идет о достижении цели школьного образования способами, основанными на деятельностной парадигме. К желаемому образовательному результату можно прийти и через организацию учебного исследования. Если ученый, делая открытие, выполняет некий социальный заказ (результат должен быть практико-ориентированным и актуальным), то исследовательская работа учащегося – это поиск путей, наработка навыков, решение собственных личностных задач.

При организации учебного исследования следует помнить, что тема исследования должна быть очень интересной для самого учащегося. Потому что этот интерес он пронесет от начала исследования к его презентации на конференции или ином форуме. Мотивация – залог успеха, поэтому следует искать компромисс между реальностью, то есть тем, что вы можете воплотить в реальности вместе с ребенком, и его мечтой.

Параллельно с этим следует изучение «проблемного поля». Исследование должно быть актуальным. Важно внести что-то свое, имеющее индивидуальный оттенок и подчерк. Возможно, этот индивидуальный оттенок будет иметь личностноориентиванный характер.

За «проблемным полем» следует поиск и проработка гипотез. Здесь развиваются такие УУД как смыслообразование и целый ряд регулятивных УУД, таких как планирование и способность прогнозировать собственные действия.

Деятельностный подход к реализации образовательных целей является наиболее эффективным, поскольку он практико-ориентированный. Учащиеся, как правило, не владеют перечнем необходимых, доступных и, главное, оправданных с точки зрения применения методик. Поэтому предоставить их следует именно педагогам, обязательно объяснив ребенку целесообразность их применения. В этом тоже есть положительный, с точки зрения образовательного процесса, момент, так как в проработке методологической основы лежит большой смыслообразующий компонент.

Полученная экспериментальная «база» нуждается в переработке и оформлении.
Знания и навыки, приобретенные учащимися в ходе исследовательской работы, пригодятся им в высшей школе, в будущей профессиональной жизни. Логичность изложения материала, владение научной терминологией, контроль и способность корректировать свои действия на разных этапах исследовательской деятельности – все это неполный список навыков, которые постигнут учащиеся при работе над учебным исследованием.

Целым «тренингом умений» станут для вас усилия по формированию навыков презентации. Сегодня существует множество ораторских школ, где учат убедительно, грамотно и эффектно доносить информацию, владеть аудиторией, быть харизматичным. Вы можете добиться автоматического изложения материала, доклад может быть выучен наизусть, презентация создана вами. Вместе с тем, важно не только то, как именно будет выглядеть доклад, важно – какое впечатление он произведет на слушателей. В конце концов, ребенку будут задавать вопросы, и нужно ориентировать его на то, что яркий и действительно интересный доклад вызовет желание поучаствовать в дискуссии всех слушателей, задать докладчику вопросы, побудить аудиторию к мысли. Возможные вопросы обычно прорабатываются совместно с учителем, но важно ориентировать ребенка и на некую «неизвестность», которая должна быть и желаемой, и, впоследствии, им решаемой. В сложных эмоциональных ситуациях рождается истинный характер, испытывается исследовательская мотивация, рождаются идеи и развейваются сомнения.

Важно помнить, что ваши исследования могут иметь значение для ребенка с точки зрения выбора его будущей профессиональной дороги. Учащиеся старших классов уже примерно представляют себе – чем именно они будут заниматься, куда будут поступать, поэтому сфера интересов может отлично сочетаться с темой исследования, в идеале перейти в будущую тему курсовой или дипломной работ. Такая преемственность средней и высшей школы очень ценна, поскольку с малых лет формирует нужные для будущего специалиста качества – последовательность, научную и профессиональную культуру, этику.

Нельзя не подчеркнуть важность коммуникативных навыков и всего того, что образуется и совершенствуется в ходе работы в группе. Известно, что именно коммуникативная функция является ведущей, когда мы говорим о личности учащегося и возрастных периодах его развития. Эти законы важно учитывать при разработке уроков с элементами групповой работы. Группа обладает большими ресурсами, но они имеются, если в классе есть внутренний кодекс поведения, устоявшийся «костяк», ориентированность на результат и гуманное отношение друг к другу. В противном случае вы затратите время и собственные ресурсы даром, впоследствии не получите никакого результата.

Если говорить о возрасте учащихся, то он, скорее всего, не играет в рассматриваемом вопросе никакого значения. Учащиеся старших классов могут быть совершенно социально не зрелыми (как это уже было сказано ранее), а учащиеся пятых-шестых – отлично справляться при условии оптимального уровня сплочения и наличия навыков групповой работы.

В наш век компьютеризации очень важно уметь находить общий язык друг с другом, так как дети, получая ранний опыт общения в сети, теряют навыки эмпатии, эмоционального сопереживания и иных очень важных качеств для любого человека. Именно поэтому необходимо пытаться и добиваться результата в ходе активных коммуникативных процессов в малых и больших группах при решении образовательных задач.

 

Литература:

1. З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская. Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметов.

Часть 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: