Манипуляции в человеческом общении (2 часа)




Тема 1 (2 часа)

Невербальные средства общения

1. Значение невербальных средств общения в передаче информации.

2. Классификации невербальных средств общения.

3. Использование позы и жеста для передачи информации.

4. Значение дистанции в общении.

Литература:

1. Паршукова Л.П. и др. Физиогномика: учеб. пособие для вузов.- Ростов н/д.: Феникс, 2004.- 282 с.

2.Коэн Д. Чтение по жестам: Научитесь читать мысли собеседника по их движениям и выражению лица.-М.: Эксмо, 2003.-141 с.

3.Курпатов А.Язык тела и образ мысли: 7 этажей взаимопониманя. -М.: ОЛМА медиагрупп, 2007.-247 с.

4.Богдановский А.Ключи доступа к мыслям и поступкам других людей.-Спб.: Невский проспект, 2001.-158 с.

5.Рогов Е.И. Я познаю себя: психология общения с друзьями или Я и другие: мимика, жесты, первое впечатление.- М.; Ростов н/Д.: Март,2006.- 254с.

6.Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психол. практике.-СПБ.: Речь, 2005.-279 с.

7.Льюис Д. Язык эффективного общения/ Д. Льюис.- М.: Эксмо,2005.-316с.

8.Поваляева М.А. и др. Невербальные средства общения.-Ростов н/д.: Феникс, 2004.-346 с.

9.Дик У. Эффективая коммуникация: приёмы и навыки: пер. с нем.- Харьков: Гуманит. Центр, 2007.- 186с.

10.Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам? – Н. Новгород, 1992.

 

Тема 2 (2 часа)

Имидж в личном и профессиональном общении

1. Имидж: сущность и способы создания.

2. Профессиональный имидж педагога и способы его создания.

3. Имидж в политике, средствах массовой информации, профессиональной деятельности.

 

Литература:

1. Почепцов Г.Г. Имиджеология. – М., Киев, 2001.

2. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. – М., 1997.

3. Сорины (сестры). Необходимый имидж, или Как произвести впечатление при помощи одежды. – М.,2000.

4. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М., 1991.

5. Борисов Б.А. Технологии рекламы и PR. – М., 2001.

6. Панасюк А.Ю.Формирование имиджа: Стратегия. Психотехнологии. Психотехника.-М.: Омега-Л, 2008.-266 с.

Тема 3 (2 часа)

Социальные установки и стереотипы

1. Понятие «установка» в отечественной и зарубежной психологии.

2. Формирование социальных установок у индивида и их развитие.

3. Социальные установки и реальное поведение.

4. Социальные стереотипы: происхождение, характеристики, влияние на реальное поведение.

Литература:

1.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс. 2007.-363 с.

2.Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. -М.: Проспект, 2005.-332 с.

3.Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс.-СПБ.; М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2004.-521 с.

4.Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты.- СПб.: Речь, 2005.- 323с.

5. Узнадзе Д.М. Теория установки. – М.,1997.

6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.,1979.

 

Основные понятия:

Установка, социальная установка, стереотип, социальный стереотип, враждебность, альтруизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные различия в понимании установки в отечественной и зарубежной психологии?

2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных установок?

3. Когда социальные стереотипы могут стать угрозой для стабильного общественного развития?

 

Тема 4 (2 часа)

Трансактный анализ Э. Берна как подход к изучению взаимодействий

1. Сущность трансакции.

2. Основные состояния «Я»

3. Виды трансакций.

4. Возможности использования трансакций для эффективного взаимодействия с детьми.

5. Деловая игра (в парах): по очереди один из участников играет роль ребенка, другой – роль взрослого. Им предлагается следующая ситуация: Педагог поручил одному из ребят поливать цветок, но тот не выполняет своих обязанностей. Участникам предлагается проиграть решение ситуации с помощью различных трансакций («Родитель-Ребенок», «Взрослый- Взрослый», «Ребенок-Ребенок», «Ребенок-Взрослый»), меняясь ролями.

В заключение ролевой игры – обсуждение следующих вопросов:

- Какой вид трансакций был более комфортен в роли ребенка? В роли взрослого?

- Что Вы чувствовали при использовании разных видов трансакций?

- При какой трансакции ситуация решалась более эффективно?

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди… Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

2. Учимся общаться с ребенком: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.,1993.

3. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.,1979.

 

Основные понятия:

Взаимодействие, трансакция, пересекающиеся и дополнительные трансакции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение понятий «взаимодействие» и «трансакция»?

2. В чем состоят позитивные и негативные стороны каждого из состояний «Я»? Все ли они необходимы человеку?

3. Все ли состояния «Я» могут быть актуализированы у ребенка? Приведите примеры.

Тема 5

Манипуляции в человеческом общении (2 часа)

1. Сущность манипуляции

2. Особенности поведения и личности человека-манипулятора

3. Принципы Д. Карнеги: умение общаться или манипуляция?

4. Способы противостояния манипуляции.

5. Манипуляции в воспитании: за или против?

6. Делова игра «Манипуляция». Участники делятся на подгруппы по 3 человека. В каждой группе выбираются манипулятор, убеждаемый, супервизор. Проигрываются несколько вариантов манипуляции (с помощью различных вариантов поведения человека-манипулятора и способов противодействия манипуляции). Обсуждение.

Литература:

1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.

2. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск, 1992.

3. Панкратов В.Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация: практ.руководство/ В.Н. Панкратов.-М.: Из-во Ин-та Психологии, 2001.- 202 с.

4. Шостром Э. Анти-Карнеги. Прихоти удачи.- Минск: Попурри, 1999.-398 с.

5. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.-М.: Эксмо: Алгоритм, 2006.-831 с.

6. Кузьмина Т.В. Эффективное манипулирование поведением человека. -М.: Дашков и К, 2009.-146 с.

7. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. – СПб., 1995.

8. Психология рекламы: учеб.-метод. пособие/ авт.-сост. Л.А. Юкова; Новосибирск: Новосибирск. гос.пед.ун-т, 2007.-196 с.

Тема 6

Лидерство и руководство.

1. Различие между лидерством и руководством.

2. Управленческие функции.

3. Теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория определяющей роли последователей.

4. Характеристики эффективного лидерства.

5. Стили лидерства.

6. Деловая игра «Стили лидерства». Участники разделятся на подгруппы, в каждой из которых три лидера с различным стилем лидерства стремятся склонить остальных к определенной программе действий. Обсуждение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы различия между лидером и руководителем в реализации управленческих функций?

2. В каких ситуациях является более подходящим каждый из стилей лидерства? Возможно ли их комплексное использование?

3. Составьте список тех особенностей, которые отличают личность и поведение эффективного лидера. Проранжируйте их по степени значимости.

 

Литература:

1. Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой.-М.: Эксмо, 2006.-650 с.

2. Менегетти А. Психология лидера. -М.: ННБФ «Онтопсихология», 2006.-264 с.

3. Панкратов В.Н. Психология управления людьми: практ. руководств.-М.: Из-во Ин-та Психологии, 2002 -325 с.

4. Шейнов В.П. Психология власти/ В.П. Шейнов.- М.: Ось-89. 2003.- 525с.

5.Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп.- М.: Эксмо, 2008.- 287с.

6.Лидерство в детском коллективе/ (авт.-сост. Л.М. Волкова, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик).-Минск: Красико-Принт, 2008.-125 с.

 

Тема 7 (2 часа)

Динамика группы

1. Понятие «динамика группы» в социальной психологии.

2. Критерии развития группы.

3. Этапы развития группы: анализ различных подходов.

4. Развитие детского коллектива.

Литература:

1.Бэрон Р. и др. Социальная психология группы: Процессы, решения, действия.- СПб.: Питер, 2003.- 269с.

2.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретической и прикладной аспекты. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-205 с.

3.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс. 2007.-363 с.

4.Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. -М.: Проспект, 2005.-332 с.

5.Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс.-СПБ.; М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2004.-521 с.

6.Реан, А. А.Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. – 416 с.

Тема 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: