I. Введение. Разработка идеи нового направления в лингвистике XX века




Функциональная грамматика

Реферат

 

Выполнила студентка

5 курса, 07502 группы

Кутырёва Анна Игоревна

 

Преподаватель:

д.ф.н., проф. Карпенко Л. Б.

 

Самара, 2012

 

Содержание

I. Введение.

Разработка идеи нового направления в лингвистике XX________3

II. Проблематика функциональной грамматики_________________5

III. Теория функциональной грамматики А.В. Бондарко__________8

IV. Принципы функциональной типологии_____________________12

V. Вывод________________________________________________14

Список использованной литературы__________________________15

Функциональная лингвистика

 

I. Введение. Разработка идеи нового направления в лингвистике XX века

Идеи функциональной грамматики берут начало в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ о количественности в языковом мышлении, в концепции грамматических категорий А.А. Шахматова. Анализ функционирования грамматических единиц проводился Ф.И. Буслаевым, К.С. Аксаковым, Н.П. Некрасовым, А.А. Потебней, А.М. Пешковским.

Утверждение оснований этой новой лингвистической теории произошло в трудах представителей Пражской лингвистической школы. Они утверждают, что в начале ХХ века историческое изучение считалось единственным научным методом лингвистической работы. Даже если изучались живые диалекты, то итоги этого изучения использовались преимущественно для решения исторических проблем.

Хотя иногда и отмечалось, что язык представляет собой систему знаков, но поскольку изучались лишь изолированные языковые факты, постольку единственно исторический метод мешал осознанию важности языковой системы. Изоляция отдельных языковых явлений препятствовала также пониманию важной роли, которой обладает в языке функция [1].

В. Матезиус подчеркивает, что в богатом идеями языковедческом творчестве И. Бодуэна де Куртене выдающуюся роль играет понятие функции. Бодуэн де Куртенэ подчеркнул роль, которой обладает в данном языке звук и которая не тождественна с его физиологическим характером, и создал понятие фонемы, принадлежащее к основам современной лингвистики.

Ф. де Соссюр выдвинул «требование синхронного анализа языка и идею языковой системы, языковой структуры, которые вместе с идеей языковой функции И.А. Бодуэна де Куртенэ являются основными опорными пунктами при построении новой лингвистики»[2].

Общая теоретическая и методическая база сделала генетическую теорию столь плодотворной в исследовательском отношении. Функциональная и структуральная точки зрения, основанные на идеях Бодуэна де Куртене и Фердинанда де Соссюра, по мысли В. Матезиуса, являются единственной теорией, предоставляющей для будущего языкознания такую плодотворную базу. Она соединяет в себе гумбольдтовскую свежесть наблюдений с бопповской строгостью и методической точностью.

Таким образом, Пражский лингвистический кружок утверждает функционирование системы знаков основной отличительной чертой языка. Функция понимается равнозначно целевой установке. Форма и функция понимаются как две стороны одного и того же явления. Таким образом, язык, в понимании Пражской лингвистической школы, «система средств выражения, служащая какой-то определенной цели» [3].

Традиционное понимание грамматики не исключает включения в ее предмет правил функционирования грамматических единиц. Однако основные направления традиционной грамматики ориентированы главным образом на описание устройства грамматического механизма – системы морфем, грамматических форм и конструкций, классов и категорий. В меньшей степени изучены закономерности действия этой системы. При обращении к этому вопросу в сферу грамматики включается широкий круг проблем соотношения понятийных категорий и их языкового воплощения, языковой семантической интерпретации в содержании категорий данного языка.

Менее традиционно грамматика определялась как взаимодействие разных уровней языка для выражения определенной информации о внеязыковой действительности в отдельных высказываниях (предложениях).

Перестройка грамматики, по мнению Л.В. Щербы, должна вестись согласно современным требованиям науки и жизни. Новая грамматика должна быть диалектической. По мысли Л.В. Щербы, активное изучение языка должно вестись от смысла единиц к форме, а обучение пассивному знанию языка, наоборот, должно идти от формы к значению [4]. Наука должна претворяться в практику. Должны быть даны указания, как образовывать ту или другую форму слова, как образовывать слова, как строить фразы.

При таком понимании грамматики ее центральной единицей считается предложение, которое и служит предметом грамматического изучения, а сама грамматика называется ономасиологической (с греч. — название), когнитивной (лат. cognitive — знание), активной, функциональной, интегративной и др[5].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: