Сборник дидактических схем ориентировки




О.М. Коломиец

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сборник дидактических схем ориентировки

СхО-преп.14 (система знаний о структуре и содержании деятельности преподавателя)

 

Профессиональная задача Преподавателю необходимо провести практическое занятие у студентов 4 курса по новой теме «…». В своей профессиональной деятельности он опирается на теоретические положения организации процесса усвоения на основе интериоризации и экстериоризации. Для проведения занятия преподаватель уже спроектировал в «дидактических схемах ориентировки» образовательные результаты (их структуру и содержание) и спланировал их характеристики, которыми должен овладеть каждый студент. На занятии вместо «передачи» новых научных знаний студентам преподаватель планирует организовать их деятельность, в которой они сами могли бы, поработав с новой научной информацией, сформировать у себя системное представление или систему субъектных знаний, составляющих содержание образовательных результатов (т.е. построить их образ в материализованной форме). Какой должна быть деятельность преподавателя по своей структуре и содержанию?

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

обеспечивающей формирование им субъектного системного представления / системы субъектных знаний,

составляющих содержание образовательных результатов

(данная деятельность реализует начальный этап интериоризации в процессе усвоения – построение материализованного образа образовательных результатов в схемах ориентировки )

Мотив (потребность) преподавателя: профессиональная самореализация - реализовать на практике профессиональную деятельность, обеспечивающую достижение каждым обучающимся образовательных результатов в соответствии с требованиями социума.

 


Сод-е Струк- турные этапы Деятельностный и предметный компоненты
Уметь организовать конкретно-предметную деятельность Знать Владеть
цель предмет метод, средство, форма, доп. условия действия продукт результат способ,иоперации технология, методика  
I эт. ОРИЕН- ТИРОВ- КИ   Провести ориентировку в условиях предстоящей деятельности (на основе анализа социально-профессиональной ситуации, описанной в тексте задачи): Действие 1. Выявить известные данные (на основе анализа условий): (1) практическое занятие у студентов 4 курса по новой теме «…», (2) спроектированные структура и содержание образовательных результатов в «дидактических схемах ориентировки» и их характеристки. Действие 2. Выяснить, что является искомым (на основе анализа вопроса или установки к действию): - деятельность преподавателя (структура и содержание) по организации деятельности обучающегося с научной информацией для формирования субъектного системного представления или системы субъектных знаний, составляющих содержание образовательных результатов, и поставить цель(что нужно сделать): - организовать деятельность преподавателя (структура и содержание) по организации деятельности обучающегося по работе с научной информацией для формирования системы субъектных знаний, составляющих содержание образовательных результатов. Действие 3. Определить скрытые условия, которые неявно представлены в условии задачи и которые могут стать известными (на основе использования субъектом своего опыта): (1) организация процесса усвоения на основе интериоризации и экстериоризации, (2) процесс интериоризации включает в себя теоретическую (т.е. учебно-исследовательскую) деятельность обучающегося, направленную на переработку научной информации в его субъектные знания на основе анализа, компрессии, обобщения, систематизации и т.д., (3) учебно-методические материалы для обучающегося и преподавателя. Действие 4. Построить предмет деятельности, установив связи между искомым и известными данными и скрытыми условиями: 1) (искомое – скрытое 1) деятельность преподавателя (структура и содержание) по организации деятельности обучающегося с научной информацией задается структурой и содержанием процесса усвоения на основе интериоризации; 2) (искомое – скрытое 2) деятельность преподавателя (структура и содержание) по организации деятельности обучающегося с научной информацией определяется теоретической (т.е. учебно-исследовательской) деятельностью обучающегося, направленной на переработку научной информации в его субъектные знания на основе анализа, компрессии, обобщения, систематизации и т.д.; 3) (искомое – известное 2) деятельность преподавателя по организации деятельности обучающегося с научной информацией задается спроектированной уже структурой и содержанием образовательных результатов в «дидактических схемах ориентировки» по конкретной теме «…»; 4) (искомое – скрытое 3) деятельность преподавателя по организации деятельности обучающегося с научной информацией предполагает разработку учебно-методических материалов для обучающегося и преподавателя. метаСхО-3.1 СхО-преп. 4,5,12  
  Спланировать предстоящую деятельность - в соответствии с предметом подобрать: - технологии организации деятельности: = технология самоорганизации деятельности, = технология организации учебно-исследовательской деятельности, = технология системной организации структуры и содержания изучаемого объекта в схемах ориентировки - опорных таблицах (ОТ), = технология систематизации элементов знаний в схеме ориентировки - опорной таблице (ОТ), = технология систематизации элементов знаний о структуре и содержании деятельности в схеме ориентировки - опорной карте (ОК); - методы: системный анализ, системный синтез, системно-деятельностный метод, др.; - способы: (А) организации системных связей между компонентами объекта, построения определения понятия, группировки, классификации, установления родо-видовых отношений, причинно-следственных связей; (Б) способы организации преподавателем самостоятельной практической работы обучающихся на едином образовательном портале или по электронной почте, др.; - средства: - учебно-методические материалы (учебники, учебные пособия, атласы, справочники, др.); - Сборник дидактических схем ориентировки«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» со схемами ориентировки: *СхО-преп.4 «Структура и содержание процесса усвоения на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации», *СхО-преп. 5 «Основные виды проф. деятельности педагога в структуре преподавательской деятельности, реализующие процесс усвоения обучающимся учебного материала и достижения образовательных результатов (на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации)», * СхО-преп. 9 «Характеристики преподавателя высшей школы», * СхО-преп. 10 «Характеристики преподавательской деятельности», *СхО-преп. 12 «Виды деятельности обучающегося в структуре его учебно-профессиональной деятельности, их структура и содержание»; *метаСхО-1 «Способы организации деятельности», *метаСхО-2 «Методы организации деятельности», *метаСхО-3.1 «Технология самоорганизации деятельности», *метаСхО-3.7 «Технология организации учебно-исследовательской деятельности», *метаСхО-3.4 «Технология системной организации структуры и содержания изучаемого объекта в схемах ориентировки - опорных таблицах (ОТ)», *метаСхО-3.5 «Технология систематизации элементов знаний в схемах ориентировки - опорных таблицах (ОТ)», *метаСхО-3.3 «Технология системной организации структуры и содержания конкретно-предметной деятельности в схеме ориентировки - опорной карте (ОК)», - Сборник дидактических схем ориентировки преподавателя «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТА по дисциплине/модулю «…»: *СхО-студ. 1 «Структура образовательных результатов студента по дисциплине/модулю «… », *СхО-студ. 2 «Проявления компетенций (из ФГОС) на языке трудовых действий (из Профстандарта)», *ОК-студ. 1 «…..», *ОК-студ. 2 «…..», *ОТ-студ. 1 «…..», *ОТ-студ. 2 «…..», *ОТ-студ. 3 «…..», *СхО-студ. 3 «Личностно-профессиональные характеристики специалиста», *СхО-студ. 4 « Х арактеристики образовательных результатов студента »; - Сборник схем ориентировки обучающегося в учебном материале «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСТУДЕНТА по дисциплине/модулю «…» (с пустыми каркасами СхО, ОТ и ОК); - Интернет, единый образовательный портал (ЕОП), электронная почта и т.д.; - мультимедийные средства, техническое обеспечение и т.д.; - формы: а) материальная, материализованная; б) речевая (громкая речь); в) совместная, распределенная; полураспределенная, индивидуальное консультирование; - действия операции выполнения каждого действия, что для этого следует знатьи чем владеть. мета СхО-3.7  
Действие 1. Для формирования у обучающегося мотивации к его учебно-исследовательской деятельности (УИД), т.е. потребности включиться в нее, подготовить мотивационное задание, выполнение которого раскроет ему «зазор» между его «умением и неумением», «знанием и незнанием» в новой теме. метаСхО-1  
Действие 2. Спроектировать структуру и содержание УИД обучающегося с учебной литературой по теме на основе ее этапов: операция 2.1 разработать «установку» УИД; операция 2.2 подготовить схему самоорганизации обучающимся УИД: 2.2.1 поставить цель; 2.2.2 определить предмет исследования; 2.2.3 подобрать средства проведения УИД; 2.2.4 провести рефлексию продукта УИД; операция 2.3 разработать систему учебно-исследовательских заданий, выполнение которых обеспечит производство каждым обучающимся системы его субъектных знаний, которые составляют структуру и содержание каждого образовательного результата: 2.3.1 разработать задания, направленные на раскрытие структуры образовательного результата; 2.3.2 (А) разработать задания, направленные на поиск в работе с научной информацией содержания предметного компонента образовательного результата, если изучаемый объект представляет собой отдельные, разрозненные элементы знаний; 2.3.2 (Б) разработать задания, направленные на поиск в работе с научной информацией содержания предметного компонента образовательного результата, если изучаемый объект представляет собой целостный учебный материал; 2.3.3 разработать задания, направленные на поиск в работе с научной информацией содержания деятельностного компонента образовательного результата в связи с предметным компонентом; 2.3.4 разработать задания, направленные на поиск в работе с научной информацией содержания субъектного компонента образовательного результата – личностно-профессиональных характеристик специалиста; 2.3.5 разработать задания, направленные на поиск в работе с научной информацией характеристик образовательных результатов; операция 2.4 подготовить материал для исследования (научную информацию из учебной литературы, видеофильм, наглядный материал, др.). метаСхО-3.7 метаСхО-1 СхО-студ. 1-4 ОТ-студ. 1-4 ОК-студ. 1-2 -техноло гия орга низации учебно-исследо вательской деятель ности -способ организации систем. связей между компонентами объекта
Действие 3 (А). Спроектировать деятельность обучающегося посистемной организации структуры и содержания изучаемого в УИД объекта, составляющего содержание предметногокомпонента каждого образовательного результата (если изучаемый объект представляет собой целостный учебный материал), обобщив и систематизировав элементы знаний, выделив связи между ними в схемах ориентировки - опорных таблицах (от обобщенной ОТ к частным ОТ-1, ОТ-2, ОТ-3 …): операция 3.1 определить функцию объекта (назначение для практической деятельности) и его характеристики; операция 3.2 организовать объем структуры объекта в опорной таблице обобщенного типа – ОТ в соответствии с его функцией, выделив в ней макроблоки/макроуровни: 3.2.1 организовать «вертикальные» макроблоки/уровни и их подуровни; 3.2.2 организовать «горизонтальные» макроблоки/уровни и их подуровни; 3.2.3 обозначить каждый «вертикальный» и «горизонтальный» макроблок/уровень и их подблок / подуровень соответствующей ОТ-1, ОТ-2, ОТ-3 и т.д., и дать на них ссылки в ОТ (обобщенного типа); операция 3.3 построить межуровневые системообразующие связи между макроблоками / уровнями («вертикальными», «горизонтальными»); операция 3.4 организовать структуру и содержание каждого макроблока/уровня («вертик.», «горизонт.»): 3.4.1 определить его функцию и характеристики; 3.4.2 организовать элементы содержания - микроблоки/уровни («вертикальные», «горизонтальные») 1 порядка; 3.4.3 построить одноуровневые системообразующие связи между ними; 3.4.4 организовать содержание каждого элемента - микроблока/уровня («вертикального», «горизонтального») 1 порядка; 3.4.5 обозначить каждый «вертикальный» и «горизонтальный» микроблок/уровень и его подблоки/подуровни соответствующими ОТ: ОТ-1, ОТ-2, ОТ-3, ОТ-1.1, ОТ-2.1, ОТ-3.1, ОТ-1.2, ОТ-2.2, ОТ-3.2, ОТ-1.3 и т.д., ОТ-2.3 и т.д., ОТ-3.3 и т.д. и дать на них ссылки в предыдущих ОТ; операция 3.5 построить межуровневые системообразующие связи между: - микроблоками/уровнями («вертикальными», «горизонтальными») 1 порядка и - макроблоками/уровнями («вертикальными», «горизонтальными»); операция 3.6 организовать структуру и содержание каждого микроблока/уровня 1 порядка как макроблок/уровень: 3.6.1 определить его функцию и характеристики; 3.6.2 организовать элементы - микроблоки/уровни («вертикальные», «горизонтальные») 2 порядка; 3.6.3 построить одноуровневые системообразующие связи между ними; 3.6.4 организовать содержание каждого элемента - микроблока/уровня («вертикального», «горизонтального») 2 порядка; 3.6.5 обозначить каждый «вертикальный» и «горизонтальный» микроблок/уровень и их подблок/подуровень соответствующими: ОТ-1 ОТ-2 ОТ-3 ОТ-1.1 ОТ-1.1.1 ОТ-2.1 ОТ-2.1.1 ОТ-3.1 ОТ-3.1.1 ОТ-1.1.2 ОТ-2.1.2 ОТ-3.1.2 ОТ-1.1.3 ОТ-2.1.3 ОТ-3.1.3 ОТ-1.2 ОТ-1.2.1 ОТ-2.2 ОТ-2.2.1 ОТ-3.2 ОТ-3.2.1 ОТ-1.2.2 ОТ-2.2.2 ОТ-3.2.2 ОТ-1.2.3 ОТ-2.2.3 ОТ-3.2.3 и дать на них ссылки в предыдущих ОТ; операция 3.7 построить межуровневые системообразующие связи между элементами всех макро- и микроблоков/уровней 1 порядка и 2 порядка; операция 3.8 продолжать организовывать каждый последующий микроблок/уровень 3 порядка, 4 порядка и т.д. как макроблок/уровень до полного завершения организации структуры изучаемого объекта; операция 3.9 построить системные связи между целостными свойствами объекта и его структурой и содержанием; операция 3.10 определить соответствие структуры и содержания ОТ ее характеристикам: полнота, обобщенность, системно-структурная форма, построена самим субъектом, является осознанной для него, быстро и легко применима на практике, выступает в ориентировочной функции - обеспечивает точность выбора субъектом необходимого для выполнения практической деятельности элемента знания, предупреждает использование ошибочного элемента знания в практической деятельности. мета СхО-2, мета СхО-3.4 метод систем ного анализа
Действие 3 (Б). Спроектировать деятельность обучающегося по обобщениюисистематизации произведенных им в УИД новых для него элементовзнаний, составляющих содержание предметногокомпонента каждого образовательного результата (если изучаемый объект представляет собой отдельные, разрозненные элементы знаний) в схемах ориентировки системного типа - опорных таблицах (от частных ОТ-1, ОТ-2, ОТ-3 … к обобщенной ОТ): операция 3.1 подобрать элементы знаний; операция 3.2 объединить однопорядковые элементы знаний в блоки; операция 3.3 установить внутренние системные связи между элементами знаний в каждом блоке; операция 3.4 выделить свойства/характеристики каждого блока; операция 3.5 представить каждый блок в отдельной ОТ; операция 3.6 определить на основе родо-видовых отношений, какие блоки являются: - макроблоками и микроблоками, - однопорядковыми и разнопорядковыми; операция 3.7 определить системообразующие связи между блоками, отражающие разный характер связей (подчинения, рядоположности, др.); операция 3.8 представить все блоки как систему в отдельной ОТ обобщенного типа; операция 3.9 наполнить содержание структур макро/микро блоков элементами знаний, объем которых должен соответствовать ОК; операция 3.10 построить целостную иерархическую систему знаний. мета СхО-2, мета СхО- 3.5 метод систем ного синтеза
Действие 4. Спроектировать деятельность обучающегося по обобщениюи систематизации произведенных им в УИД новых для него элементовзнаний о структуре и содержании предметного и деятельностного компонентов каждого образовательного результата - каждого умения как деятельности в отдельной опорной карте (ОК): операция 4.1 в начале деятельности определить мотив - потребность субъекта в ее совершении; операция 4.2 на ориентировочном этапе провести ориентировку в условиях предстоящей деятельности: 4.2.1 выявить известные данные: 4.2.2 выяснить, что является искомым и поставить цель; 4.2.3 определить скрытые данные, которые можно сделать известными на основе опыта субъекта; 4.2.4 построить предмет деятельности, установив связи между искомым и известными и скрытыми данными; операция 4.3 на планирующем этапе спланировать выполнение предстоящей деятельности - в соответствии с предметом подобрать: - технологию выполнения деятельности; - метод/способ/логические приемы выполнения деятельности; - средства выполнения деятельности; - формы выполнения деятельности; - действия и операции (т.е. способы) выполнения каждого из них, - определить, что для этого следует знатьи чем владеть; операция 4.4 на исполнительском этапе исполнить намеченный план деятельности; операция 4.5 на этапе самоконтроля провести самоконтроль выполненной деятельности разными способами с целью выявления возможных ошибок; операция 4.6 на этапе самооценки провести оценивание допущенных ошибок (если они имели место быть): 4.6.1 оценить характер ошибки (неточность, серьезная ошибка, др.); 4.6.2 оценить причину ошибки (невнимательность, забывчивость, отсутствие необходимой схемы ориентировки, недостаток элементов знаний в ОТ и ОК, излишняя спешка, невладение процедурами метода, пропуск в процессе выполнения действия кажущихся мало значимыми ее элементов и т.д.); операция 4.7 на этапе самокоррекции провести самокоррекцию допущенных ошибок: внести коррекцию в структуру и содержание схем ориентировки, опорных карт и опорных таблиц, используя другое знание, умение, действие, операцию, др., вместо использованного; операция 4.8 на этапе рефлексии оценить соответствие: 4.8.1 продукта деятельности – цели ее субъекта (для этого оценить уровень выполнения деятельности в соответствии с нормативными критериями оценивания); 4.8.2 результата деятельности - мотиву ее субъекта: удовлетворена потребность в … мета СхО-2, метаСхО-3.3 систем но-деятель ностный метод
Действие 5. Спроектировать деятельность обучающегося по определению им личностного смысла выполненных учебно-исследовательских заданий и деятельности по построению ОТ и ОК - спроектировать самоконтроль, самооценкуи самокоррекцию этих видов деятельности на основе соответствующих дидактических материалов с нормативными вариантами их выполнения: операция 5.1 обучающемуся провести самоконтроль процесса: - выполнения учебно-исследовательских заданий, сличив свою «Программу УИД» с «Программой» преподавателя, в которой представлены ответы на учебно-исследовательские задания; - построения ОТ и ОК, сличив их с ОТ и ОК преподавателя, и найти отклонения от них; операция 5.2 обучающемуся провести самооценку характера и причин допущенных отклонений; операция 5.3 обучающемуся провести самокоррекциюдопущенных отклонений. мета СхО-2 ОТ-студ. 1-4, ОК-студ. 1-2 -систем но-деятель ностный метод, -способ иденти фикации
Действие 6. Спроектироватьрефлексию обучающимся продукта и результата его УИД, построения ОТ,ОК: операция 6.1 обучающемуся оценить соответствие достигнутого им продукта деятельности его цели: 6.1.1 какими субъектными конкретно-предметными знаниями и понятиями он овладел, 6.1.2 образ структуры и содержания какого образовательного результата он сформировал у себя в материализованной форме в «схемах ориентировки», 6.1.3 соответствуют ли характеристики построенных «схем ориентировки» запланированным (полные, обобщенные, имеющие системно-структурную форму выражения, построены самим субъектом, как следствие, осознанные, легко применимы на практике, выступающие в ориентировочной функции в решении практических задач, предупреждающие использование ошибочного элемента знания в деятельности субъекта, обеспечивающие точность выбора необходимого для выполнения деятельности элемента знания), 6.1.4 какие виды деятельности совершенствовал обучающийся, 6.1.5 какие личностно-профессиональные качества он развивал и т.д.; операция 6.2 обучающемуся оценить соответствие достигнутого им результата деятельности его мотиву: 6.2.1 каков уровень выполненной деятельности в соответствии с «нормативной деятельностью»; 6.2.1 какие индивидуальные резервы остались и каковы способы их реализации, др. мета СхО-2 -систем но-деятель ностный метод
Действие 7. Подобрать формыорганизации: - УИД обучающихся: а) дистанционная, работа на едином образовательном портале; б) материальная, материализованная; в) речевая («речь про себя, внутренняя речь); г) индивидуальная; - построения ОТ и ОК: а) дистанционная, работа на едином образовательном портале, аудиторная; б) материализованная; в) речевая («речь про себя, внутренняя речь); г) индивидуальная; - педагогического взаимодействия с обучающимися: а) через единый образовательный портал, по электронной почте; б) материальная, материализованная; в) речевая (письменная речь, громкая речь); г) индивидуальное консультирование, др.    
Действие 8. Спроектировать образцы речевого взаимодействияс обучающимися (в устной или письменной речи) в процессе осуществления ими УИД и построения ОТ и ОК таким образом, чтобы каждый из них не мог не произвести новое знание, не мог не сделать вывод, не мог не догадаться о закономерности, не мог не увидеть связь между … и т.д.: преподавателю разработать вопросы и установки к мыслительному действию обучающегося, а также прогнозируемые варианты его ответов и действий: 8.1 на этапе самоорганизации обучающимся учебно-исследовательской деятельности; 8.2 на этапе выполнения учебно-исследовательских заданий в работе с научной информацией; 8.3 на этапе переработки им элементов научных знаний (т.е. проведения компрессии, обобщения, группировки, классификации, построения связей, построения определений понятий, др.) и их оформления знаково-символическими средствами языка конкретной науки по окончании выполнения учебно-исследовательских заданий – т.е. трансформации научных знаний в субъектные знания обучающегося; 8.4 на этапе систематизации элементов знаний и их оформления в ОТ и ОК знаково-символическими средствами языка конкретной науки и категориями технологии, метода, способа, которыми они получены; 8.5 на этапе проведения ими самоконтроля, самооценки и самокоррекции построенных ОТ и ОК; 8.6 на этапе рефлексии продукта и результата УИД обучающегося и построения ОТ и ОК. ОТ-студ. 1-4, ОК-студ. 1-2 способ установ ления причинно-следст венных связей
Действие 9. Разработать учебно-методические материалы для преподавателя и студента (на бумажном и электронном носителях), обеспечивающие включение каждого обучающегося в УИД и построение ОТ и ОК, а также проведение каждым обучающимся самоконтроля, самооценки и самокоррекции продукта этих видов деятельности: операция 9.1 разработать для обучающегося «Программу учебно-исследовательской деятельности студента по теме «…» как отдельное средство или в структуре другого дидактического средства - «Учебной тетради студента» по дисциплине/модулю «…»; операция 9.2 разработать для преподавателя дидактическое средство «Методическое руководство для преподавателя по организации учебно-исследовательской деятельности студента по теме «…» (с нормативными вариантами выполнения учебно-исследовательских заданий); операция 9.3 разработать для обучающегося каркасы ОТ и ОК по теме «…» в дидактическом средстве – «Сборнике схем ориентировки обучающегося в учебном материале «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСТУДЕНТА по дисциплине/модулю «…». мета СхО-3.3-3.5, 3.7 ОТ-студ. 1-4 ОК-студ. 1-2 систем но-деятель ностный метод
Действие 10. Разработать материалы (в форме презентации, в электронном виде, др.) для мультимедийного сопровожденияпедагогического взаимодействия с обучающимися в УИД: операция 10.1 подготовить схемы ориентировки в структуре и содержании образовательных результатов для определения обучающимся траектории его учебно-профессиональной деятельности; операция 10.2 подготовить мотивационное задание; операция 10.3 подготовить материал этапа целеполагания; операция 10.4 подготовить развернутую Программу УИД студента, включив картинки, иллюстрации, микротексты, цитаты, др.; операция 10.5 подготовить ОТ и ОК с содержанием элементов знаний для ориентировки обучающихся в логике их заполнения в процессе систематизации; операция 10.6 подготовить ОТ и ОК с пустыми каркасами для ориентировки обучающихся в логике их заполнения в процессе систематизации элементов знаний; операция 10.7 подготовить материал для проведения рефлексии обучающимся его учебно-исследовательской деятельности и построения ОТ и ОК; и т.д. мета СхО-3.3-3.5, 3.7 ОТ-студ. 1-4 ОК-студ. 1-2 систем но-деятель ностный метод
Действие 11. Составить сценарий структуры и содержания учебного занятия: - мотивационный этап; - этап целеполагания; - этап учебно-исследовательской деятельности; - этап обобщения и систематизации новых знаний в опорных таблицах и опорных картах; - этап самоконтроля, самооценки и самокоррекции выполненных учебно-исследовательских заданий и построенных ОТ и ОК; - этап рефлексии выполненной учебно-исследовательской деятельности и построения ОТ и ОК. все СхО-преп. мета СхО  
III эт. ИСПОЛ- НЕНИЯ Исполнить намеченный план. Преподавателем организована деятельность по управлению учебно-исследовательской деятельностью обучающегося, направленной на формирование им системы субъектных знаний, которые составляют структуру и содержание образовательных результатов, а также управляемая деятельность обучающегося по построению образа образовательных результатов в материализованной форме в «схемах ориентировки» с запланированными характеристиками. Эта деятельность могла быть выполнена как на аудиторном практическомзанятии (или его части), так и в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студента на едином образовательном портале, которая может быть организована после лекции перед практическим занятием на основе разных дидактических средств. Действие 1. Организована деятельность по формированию у обучающегося мотива к его учебно-исследовательской деятельности (на основе Программы учебно-исследовательской деятельности студента по теме «…» или Учебной тетради студента по дисциплине/модулю «…»).   Действие 2. Организована деятельность по самоорганизации обучающимся учебно-исследовательской деятельности (УИД) на занятии (или части занятия) или в рамках самостоятельной работы на едином образовательном портале (на основе Программы учебно-исследовательской деятельности студента по теме «…» или Учебной тетради студента по дисциплине/модулю «…»): операция 2.1 обучающимся определена цель в УИД (на основе категорий: сформировать систему знаний о структуре и содержании образовательных результатов, определить их характеристики, для этого извлечь из научной информации.., и др.); операция 2.2 обучающимся выделен предмет УИД; операция 2.3 обучающимся выделены средства выполнения УИД; операция 2.4 обучающимся спрогнозирован продукт УИД и формы его материализации. Действие 3. Организована деятельность по выполнению каждым обучающимся учебно-исследовательской деятельности и производство («рождение») обучающимся субъектных знаний по изучаемой теме, которые составляют структуру и содержание образовательных результатов: - из научно-учебного материала (в работе с информацией) извлечены элементы знаний, составляющие содержание образовательных результатов; - проведена переработка элементов знаний (компрессия, обобщение, группировка, классификация, построение связей, построение определений понятий, др.) и их оформление знаково-символическими средствами языка конкретной науки (на основе Программы учебно-исследовательской деятельности студента по теме «…» или Учебной тетради студента по дисциплине/модулю «…»).   Действие 4. Организована деятельность по выполнению обучающимся самоконтроля, самооценки и самокоррекции выполненной им УИД (на основе Методического руководства для преподавателя по организации учебно-исследовательской деятельности студента по теме «…» (с нормативными вариантами выполнения учебно-исследовательских заданий): - на практическом занятии; - на ЕОПе (в режиме «правки»). Действие 5. Организована деятельность по обобщению и систематизации обучающимся произведенных им в УИД новыхдля негоэлементов знаний об изучаемом объекте вопорных таблицах (ОТ) и знаний о структуре и содержании деятельности (в форме умения) решать практические задачи в опорных картах (ОК) и их оформлению знаково-символическими средствами языка конкретной науки и категориями технологии, метода, способа, которыми они получены (на основе Сборника схем ориентировки обучающегося в учебном материале «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСТУДЕНТА по дисциплине/модулю «…»).   Действие 6. Организована деятельность по проведению обучающимся самоконтроля, самооценкии самокоррекции структуры и содержания построенных им ОТ и ОК в соответствии с их запланированными характеристиками (на основе Сборника дидактических схем ориентировки преподавателя «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТА по дисциплине/модулю «…»). Действие 7. Организована деятельность по выявлению обучающимся содержания понятий, выражающих личностно-профессиональные характеристики специалиста, и способов их проявления в профессиональной деятельности (в схеме ориентировки). Действие 8. Организована деятельность по выявлению обучающимся содержания запланированных характеристикего образовательных результатов, шкалы оценивания (в схеме ориентировки). Действие 9. Организована деятельность по заключительному «оречевлению» обучающимися в вопросно-ответной форме системы их субъектных знаний, составляющих структуру и содержание образовательных результатов (на основе Сборника схем ориентировки обучающегося в учебном материале «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСТУДЕНТА по дисциплине / модулю «…»): операция 9.1 названы образовательные результаты; операция 9.2 названы структурные компоненты каждого образовательного результата; операция 9.3 названы элементы знаний, составляющие содержание предметного компонента в структуре образовательного результата; операция 9.4 названы элементы знаний, составляющие содержание интегрированных деятельностного и предметного компонентов как умения выполнить деятельность в структуре образоват. результата; операция 9.5 названы характеристики специалиста и их проявления в его профессиональной деятельности каждого образовательного результата; операция 9.6 названы характеристики образовательных результатов студента. Действие 10. Организована деятельность по рефлексии обучающимися выполненной ими деятельности. все СхО-преп. мета СхО СхО-студ. ОК-студ. ОТ-студ. ОТ-студ. 1-4 ОК-студ. 1-2 СхО-студ. 1-2, ОТ- студ. 1-4, ОК-студ. 1-2, СхО-студ. 3-4 -способ семанти ческого анализа, -способ провед-я компрес-и, -способ обобщения, -способ группировки, -способ классификации, -способ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: