Журналистика как отрасль общественно-политической деятельности




Вопросы к след. семинару

Что такое принципы журналистики?

Раскройте содержание принципа объективности

В чем смысл принципа гуманизма и каковы его слагаемые?

Каковы последствия пренебрежения принципами журналистики для отдельных изданий и теле- радиокомпаний?

Предложите своё толкование взаимосвязи функций и принципов журналистики. (письменно)

Лекция №

Журналистика как отрасль общественно-политической деятельности

В демократическом обществе журналистику и политику роднят весьма существенные для каждой из них аспекты.

· Оперирование к массовому сознанию

· Целенаправленное воздействие на него

· Опора на его поддержку

· Удовлетворение определённых общественных потребностей больших масс людей.

Какими бы особенностями не обладали СМИ, каждое из них стремится расширить свою аудиторию, донести своё слово до максимального количества людей, охватить новые регионы или слои населения. Без этого нет журналистики, в этом её суть и исключения лишь подтверждают общее правило. Политические партии, решая свои задачи стремятся охватить влиянием возможно большее число будущих избирателей, оказать массовое воздействие на противников. И здесь им тоже не обойтись без СМИ. Журналистика появляется там и тогда, где и когда её появление становится необходимым, оказывается востребованным высоким уровнем развития общества. Такая жесткая детерминированность указывает на то, что существуют факторы, которые формируют предпосылки появления собственно прессы. Один из них – создание материально-технической и технологической базы для осуществления прессой её коммуникативной функции. Всё пражурналистские явления не могут быть отнесены к массовой информации, по крайней мере по одной причине: и манускрипты, и летописи, и глиняные таблички не придавали сведениям, которые в низ содержались массового характера, т.е. не тиражировались. Другой фактор – это возрастающее значение политической деятельности. Она началась задолго до первой половины 17 века, от которого история отсчитывает эпоху журналистики. Дискуссии античных героев и философов, публичные выступления в римском сенате, полемика теологов средних веков, университетские дискуты эпохи Возрождения готовили творческий арсенал будущих публицистов газет, телевидения, радио. В определенном смысле, создание журналистики явилось перенесением в новые технологические условия на новые носители информации прежних политических споров. Наконец, важнейший фактор – художественная литература. Развившая к этому времени искусство владения словом до уровня непревзойдённых классических образцов. О близости литературы и журналистики, и о их принципиальной противоположности не раз высказывались самые различные мнения. От их отождествления, до полного противопоставления. Однако, нельзя отрицать того, что и писатели, и публицисты познают и отображают жизнь и стремятся воздействуя на своих читателей, изменить её к лучшему, но делают это присущим только им методами. И в свойственных их виду искусства. В средние века, в Европе, предшественниками журналистов были шиманы, геральды. На Руси – глашатаи. В Англии существовала профессия кедди – «выкрикивателя» новостей. Глашатаи в России, переходя из места на место, разносили известия о том, что видели сами, либо, что слышали от других. Посольские дьяки рассылали по Москве, и за её пределы «вестовые письма». Или курарты, в которых сообщались новости царского двора. Излагалась монашья воля. В портовых городах существовали лавки новостей, где, за деньги, можно было получить сведения о политическом или экономическом положении в разных странах, о действующих там законах и порядках, о ценах и спросе на товары. От первых письменных памятников общество разделилось по отношению к СЗИ на 2 слоя:

· Державные люди. Высшие военачальники, купцы, главы государств. Те, кто обладали информацией

· Составляли те, для кого эта информация предназначалась, или кто ей интересовался в своих целях. Они оказывались носителями общественного мнения, объектом воздействия со стороны держателей информации. На ряду с владением недвижимостью и деньгами, доступ к информации всегда был отличительной чертой верхушки общества. В дальнейшем, усложнение экономических, политические отношений, неуклонное развитие всей структуры социального управления, настоятельно требовало гарантированного охвата массовой информацией, максимального количества людей данной территории, данного сословия, интересов или сферы деятельности. Появление в Германии и Франции в 17 веке первых газет, при всём их несовершенстве, означало возникновение качественно нового явления в истории цивилизации. С первых лет, журналистика обнаружила все те черты, которые мы находим в современных масс-медиа. Во-первых, журналистика начала на постоянной основе искать, отбирать и литературно обрабатывать СЗИ. во-вторых, с помощью технических средств, придавать ей массовый характер. С первых же лет ей была передана ответственная задача, которую прежде выполняли летописи, хроники, глашатаи – быть инструментом проведения определённой политики. Различные партии при дворах монархов: церковь, промышленные и военные круги, национальные рабочие движения и даже криминальные кланы, стремились дополнять принуждение убеждением, т.е. целенаправленно влиять на массовое сознание. Определённым образом информировать большие группы людей, внушать им оценки изложенных сообщений, побуждать к действиям – такова триединая задача, которую во все времена ставили перед прессой. Лишь в конце 20 века с развитием демократии в наиболее цивилизованных странах мира, с падением социалистических государств наметилась тенденция существования прессы, как равноправного субъекта общественно-политического процесса. Общественно-политическая роль печати всегда была и остается поныне чрезвычайно важной и существенно ограниченной. Ряд мощных факторов влияет на то, какое в конечном счете место займет пресса. Отдельные издания и журналисты в общественно-политической жизни. История знает немало примеров, когда с помощью прессы были разрушены могучие империи, а бывшие редакторы газет становились лидерами революций. Но гораздо чаще газетчикам не удавалось своими силами решать проблемы людей, которые обращались к ним за помощью. Пресса, не смотря на то, что её часто называют 4 властью, на самом деле, гласных и даже распорядительных функций в обществе не имеет и не должна иметь. Сила и общественный вес прессы в другом. Благодаря постоянному, непрерывному общению с многомиллионными аудиториями, СМИ имеет влияние на массовое сознание. И поэтому оказываются реальным фактором управления общественными делами. Кроме того, существует точка зрения, что 4 властью вообще является не пресса, а само общественное мнение, которое заставляет политиков принимать решения, а в самых кризисных ситуациях даже свергает одних вождей и приводит к власти других. При этом масс-медиа лишь наиболее активный и эффективный инструмент для воздействия на массовое сознание. Для того, чтобы понять, какой реальной силой пресса обладает в современном обществе, необходимо уяснить, какое место она занимает в его общественно-политическом организме. Всякое общество структурированно достаточно жёстко, основой его структуры является государственная власть. В России главой государства является президент. Три ветви власти законодательная, исполнительная и судебная существуют в виде Кабинета Министра, Верховного Суда. В низовых звеньях это областные и городские Думы. В систему социального управления входят политические партии, профсоюзные, общественные организации, религиозные конфессии и многие подобные образования. Особенностью прессы является то, что она являясь структурой и чьей-то общественной жизнью, охватывает своим воздействием все структуры и ячейки системы социального управления. В самом деле, журналисты получают информацию ото всюду и везде есть потребители этой информации: читатели, зрители, слушатели. Поэтому, к масс-медиа, в целом, применим термин инфраструктура, т.е. нечто всепроникающее, соединяющее отдельный фрагмент целого. Всякая редакция есть информационная станция, в которую новости поступают, в ней перерабатываются, приобретают массовый характер и уходят во внешний мир. Из какой именно ячейки общества новость поступает, для редакции не имеет первостепенного значения. Новость может быть использована позже, например, как аргументация в аналитических материалах. Значение прессы в обществе возрастает по мере усложнения его структуры. Те времена, когда количество газет с преимущественно неграмотным населением не превышало 2-3, а тираж был около 100 экземпляров, говорить о массовой информации было преждевременно. Это были элитные газет. Их могли читать только богатые и влиятельные люди и на общественность такая печать оказывала опосредованное воздействие, т.е. через реакцию тех, кто имел власть и собственность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: