o Основные психологические школы и современные отрасли психологии




o Психологические течения

o Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского “анима” - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

o Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.) душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и течение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделений придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

o Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384 - 322 гг.). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.

o Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

o В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX - XII вв. Авиценны и Аверроэса.

o С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: “Тело по своей природе всегда делимо, когда как дух неделим”. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

o Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

o Немецкий философ К.Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных “малых перцепций” (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физиологическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости гармонии.

o В XVIII веке немецким философом Х.Вольфом был введен термин “эмпирическая психология” как одно из направлений психологии, принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии английского философа Дж.Локка (1632-1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи.

o Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за
рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том,
что поведение человека определяется не только и не столько сознанием,
сколько бессознательным.
Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм,
неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования
психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа
свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ
и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных)
действий человека.
Бихевиоризм - направление в зарубежной психологии, возникшее в начале
XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и
сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом
ответа организма на воздействия внешней среды.
Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель
из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение)
и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота
схемы S - R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает
возможность легко использовать количественное описание психологического
явления и применять математические методы для обработки
результатов его исследования.
Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее
в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения
психики с помощью целостных структур - гештальтов, первичных по
отношению к своим компонентам.
Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у геш-
тальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не
описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя системная
организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него
входящих. Понятие фигуры и фона - важнейшие в гештальтпсихология.
Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной
зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее
себя психоанализу и бихевиоризму.
Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое,
в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных
событий. Исследование животных считается непригодным для понимания
психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа
гуманистическая психология утверждает, что человек изначально
добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п.
возникают как результат воздействия окружающей среды.
Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии,
объясняющее психические явления «мистическими переживаниями»,
«космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих
взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

o Отрасли современной психологии и ее место в современной системе наук

o Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. На этом основании выделяются следующие отрасли психологии.

o Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности
функционирования психики и человеческого сознания, психические
процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы,
обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности
и закономерности психики животных на разных этапах развития
животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических
особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания
подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии
входят исследование процессов усвоения знаний и формирование
навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения,
психическое обоснование методов, приемов и способов обучения
и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в
школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим
обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности
и др.
Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного
возраста, процесс формирования их личности и умственного развития,
возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти,
интересов, мотивов деятельности и т.п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем
соотношения технических требований современных машин и психических
возможностей человека - быстроты и точности процессов восприятия,
объема и распределения внимания и др.
Психология искусства изучает психологическую специфику творческой
деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке,
живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений
искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие
личности человека.
Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей
спортивной деятельности.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение
особенностей психических процессов, происходящих в организме человека
в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния
невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособное во время полета, в частности при необходимости

o действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей
и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной
практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, психологию
воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной
деятельности в ее разных формах и видах.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и
расстройств психической деятельности при различных заболеваниях,
содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология уделя ет основное внимание особенностям нарушений
психики в связи с теми или другими недостатками в строении и
функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-
психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались как
результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализацией
и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные
отрасли психологии как простое практическое применение психологических
закономерностей (полученных в результате исследований,
например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или
другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических
задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть
правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии
и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот
поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место
отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным лишь
тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач.
Изучая закономерности психики человека, психология делает это
не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи
с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований
для совершенствования этих видов деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: