Наименование | Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации | Код | B | Уровень квалификации |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Руководитель службы Руководитель реабилитационного подразделения Куратор реабилитационной (абилитационной) программы |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование – специалитет или магистратура |
Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет по профилю профессиональной деятельности |
Особые условия допуска к работе | К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми | |
Руководители служб по уходу за престарелыми | ||
Руководители служб в сфере социального обеспечения | ||
ОКСО | 5.37.04.01 | Психология |
5.39.04.02 | Социальная работа | |
6.44.04.02 | Психолого-педагогическое образование | |
6.44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
5.37.05.01 | Клиническая психология | |
6.44.05.01 | Педагогика и психология девиантного поведения |
Трудовая функция
Наименование | Организация и управление реабилитационным (абилитационным) случаем | Код | B/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Информирование населения о целях, задачах, методах и мероприятиях реабилитации (абилитации) |
Организация комплексной квалификации реабилитационного случая | |
Определение состава междисциплинарной команды (мультидисциплинарной бригады) в соответствии с реабилитационным (абилитационным) случаем, обеспечение ее участия в работе в рамках реабилитационного (абилитационного) случая | |
Координирование и управление деятельностью междисциплинарной команды по разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) | |
Определение комплекса реабилитационных (абилитационных) мероприятий и поставщиков социальных услуг | |
Организация и проведение конференций (консилиумов) междисциплинарной и межведомственной профессиональной команды по обсуждению адекватности мероприятий по социальной реабилитации (абилитации) и составлению, коррекции, утверждению, мониторингу и оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) | |
Ведение документации по обеспечению реабилитационного случая в соответствии с установленными регламентами | |
Организация и управление работой реабилитационной команды по ведению реабилитационного случая и оценка результатов ее деятельности | |
Организация обеспечения реабилитанта необходимым оборудованием, техническими средствами реабилитации | |
Контролирование хода, качества и объема предоставляемых социальных услуг их поставщиками | |
Организация обеспечения доступа реабилитанта к реабилитационным (абилитационным) мероприятиям | |
Организация оценки уровня изменений в состоянии здоровья и (или) жизненной ситуации в соответствии с прогнозными показателями, при необходимости корректировка перечня мероприятий по социальной реабилитации (абилитации), в том числе в рамках индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов(детей-инвалидов) | |
Выяснение удовлетворенности реабилитанта и его ближайшего окружения достигнутыми результатами реабилитации | |
Выявление и разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе работы с реабилитационным случаем | |
Организация переоценки случая, нуждаемости лиц в мероприятиях по реабилитации (абилитации), если не удалось достигнуть прогнозных показателей индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) | |
Рассмотрение жалоб реабилитантов и поставщиков социальных услуг | |
Оценивание соответствия рекомендаций специалистов междисциплинарной команды для завершения реабилитационного случая | |
Оценивание инфраструктуры населенного пункта в целях обеспечения работы по поддержке реабилитантов по завершению реабилитационного (абилитационного) случая | |
Организация поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая | |
Мониторинг результатов реабилитации после завершения реабилитационного случая | |
Проверка отчетов специалистов реабилитационной команды по квалификации реабилитационного случая, реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации), документирование хода и результатов реабилитации (абилитации) для целей аудита | |
Планирование деятельности по выполнению мероприятий социальной реабилитации (абилитации) | |
Разработка методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи | |
Необходимые умения | Анализировать информацию о реабилитанте, его ограничениях жизнедеятельности, личных особенностях, жизненной ситуации |
Оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном порядке | |
Выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты социальной реабилитации (абилитации), нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам работы с реабилитационным случаем | |
Привлекать, аккумулировать, мобилизовывать ресурсы межведомственной реабилитационной инфраструктуры для решения задач реабилитационного случая | |
Проводить переговоры и согласовывать главные цели, задачи, мероприятия индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) со всеми участниками, организовывать продуктивное взаимодействие в междисциплинарной команде | |
Использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, вести наблюдение за их использованием специалистами реабилитационной команды | |
Оценивать уровень соответствия используемых методов социальной реабилитации (абилитации) актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса, дееспособности | |
Осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств | |
Собирать информацию о ходе процесса социальной реабилитации (абилитации) от всех участников реабилитационного процесса, выяснять мнение реабилитанта о качестве и объеме проводимых реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Мотивировать реабилитанта (законных (уполномоченных) представителей) на активное участие в реабилитационном (абилитационном) процессе, вырабатывание собственной ответственной позиции | |
Обсуждать с реабилитантом и значимыми членами его окружения ограничения и ресурсы, владеть способами мобилизации ресурсов | |
Диагностировать уровни риска, связанного с состоянием здоровья, социальной и психологической дезадаптацией | |
Владеть основными методами и способами медиации и использовать их для урегулирования отношений и согласования индивидуальных программ со всеми его участниками | |
Получать и анализировать информацию, полученную от получателей и поставщиков социальных услуг | |
Применять эффективные методы контроля объема и качества реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Использовать информационные технологии для автоматизации деятельности организаций, принимающих участие в процессе реабилитации (абилитации) | |
Разрабатывать программы и проекты, направленные на повышение качества оказания реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Оценивать эффективность деятельности специалистов реабилитационной команды | |
Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Подготавливать презентационные и информационно-аналитические материалы, справки о деятельности по проведению реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Разрабатывать локальные нормативные правовые акты о проведении реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Вести отчетную документацию | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в области социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе п орядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, национальные стандарты в области предоставления социальных услуг населению |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных | |
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам | |
Руководящие принципы, приоритеты социальной политики, оказывающие влияние на ведение реабилитационной практики | |
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости лиц в реабилитации (абилитации) | |
Основы диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с нарушениями социализации, виды экспертиз и процедуры их прохождения: временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, генетической экспертизы, качества медицинской помощи | |
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры реабилитанта; технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) | |
Основные принципы подбора эффективных методов социальной реабилитации (абилитации) с учетом реабилитационного потенциала; основные (в том числе инновационные) методы социальной реабилитации (абилитации); социальное, эмоциональное и психологическое влияние нарушений развития, приобретенных дефектов, инвалидности, последствий ранней депривации и психологической травматизации на личность | |
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида | |
Способы мотивации реабилитанта на эффективное взаимодействие со специалистами и принятие ответственности за ход и результаты реабилитации | |
Техники эффективного ведения переговоров и разрешения конфликтных ситуаций с реабилитантами, членами их семьей, лицами, осуществляющими уход, специалистами различных служб и организаций, представителями исполнительной, законодательной и судебной власти | |
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия. | |
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями) | |
Типы и объем документации, необходимой для работы с реабилитационным случаем | |
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики |
Трудовая функция
Наименование | Планирование, управление, координация и оценка реабилитационных (абилитационных) мероприятий | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Разработка направлений, планирование деятельности учреждений по проведению реабилитационных (абилитационных) мероприятий |
Постановка целей и определение перечня реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Координация и управление проведением мероприятий по социальной реабилитации (абилитации) | |
Руководство и координация распределения трудовых ресурсов, координация профессионального развития работников, реализующих мероприятия по социальной реабилитации (абилитации) | |
Консультирование органов государственной власти о мерах социальной реабилитации (абилитации) по улучшению здоровья, мероприятиях и средствах социальной реабилитации (абилитации) | |
Взаимодействие с органами управления, представителями общественности и соответствующими учреждениями для обсуждения вопросов сотрудничества и координации деятельности, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия | |
Подготовка или организация подготовки отчетности и иной профессиональной документации | |
Представительство от имени организации на переговорах с другими учреждениями, на съездах, семинарах, общественных слушаниях и форумах | |
Необходимые умения | Анализировать и применять государственные кодексы, а также разрабатывать процедуры исполнения соответствующих кодексов и законов |
Разрабатывать и реализовывать мероприятия по социальной реабилитации (абилитации) | |
Отбирать соответствующий инструментарий, средства и методы оценки и контроля качества и безопасности проведения реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Осуществлять руководство, контроль и оценку работы специалистов и персонала учреждения | |
Оценивать результаты реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) | |
Подготавливать и вести учет, составлять отчеты о проделанной работе | |
Необходимые знания | Современные стандартные требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям проведения реабилитационных (абилитационных) мероприятий в социальной сфере |
Организация междисциплинарной реабилитационной команды, методы продуктивного командного взаимодействия, курирования и координирования работы команды | |
Критерии оценки эффективности реализации реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Методы подбора, оценки квалификации и аттестации персонала | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции | |
Экономические, правовые, организационные основы различных видов обязательного государственного и негосударственного страхования и процедуры их оформления, возможности использования для целей и задач реабилитации | |
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия | |
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования | |
Методы и технологии управления социальными рисками | |
Основы делопроизводства и документооборота | |
Другие характеристики | Правила профессиональной этики |
Трудовая функция
Наименование | Консультирование специалистов учреждений социальной сферы, а также иных организаций, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) | Код | А/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов для специалистов учреждений социальной сферы, а также иных организаций, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), по вопросам ведения реабилитационных случаев, эффективной организации труда |
Консультирование и супервизия деятельности специалистов учреждений социальной сферы, а также иных организаций, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), профессиональная поддержка членов реабилитационных команд, участвующих в реализации реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Ведение профессиональной документации | |
Необходимые умения | Владеть основными методами супервизии, выстраивать модели ее организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями специалистов и применять на практике принципы, методы и приемы эффективной супервизии |
Наблюдать и оценивать эффективность деятельности специалиста, правильность выполнения процедур и методов в соответствии с принятыми (действующими) стандартами, регламентами и организационными требованиями | |
Определять уровень квалификации специалиста, уровень владения им практическими навыками, оценивать качество его знаний | |
Предоставлять специалисту информацию, способствующую повышению уровня его квалификации и качества реабилитационных (абилитационных) мероприятий | |
Применять на практике методы обучения взрослых, коучинга, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания | |
Выделять в работе специалистов малопродуктивные области профессиональной деятельности, аккумулировать усилия специалистов по их совершенствованию | |
Необходимые знания | Принципы, методы, виды, процедуры и эффективные практики супервизии в психологии, социальной работе, администрировании и смежных областях |
Методы, способы и эффективные практики оценки знаний, умений и ценностного отношения к своей работе специалистов социальной сферы | |
Методологические подходы, методики и эффективные практики обучения взрослых, индивидуального наставничества, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания | |
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции | |
Другие характеристики | Правила профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях – разработчиках
профессионального стандарта
• 4.1. Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), город Москва | ||||||
Ректор | Рубцов Виталий Владимирович | |||||