Профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные.




ГБОУВПО Первый Московский Государтсвенный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова.

Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Дисциплина: профилактика и коммунальная стоматология

Тема: Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Принципы

планирования. Анализ ситуации. Комплексная программа профилактики, цель и задачи,

Методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.

Курс 3, семестр 1.


Струкрутра проведения семинарского занятия.

-15 мин – тестовый контроль исходного уровня знаний

-30 мин – устный опрос

-15 мин – перерыв

-30 мин – теоретический разбор темы занятия

-15 мин – подготовка к проведению практической части занятия

-15 мин - перерыв

-30 мин – практическая часть занятия

-15 мин – контроль полученных знаний и навыков во время занятия


Профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные.

Под первичной профилактикой понимают комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и так далее.

Вторичная профилактика включает комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий, используя терапевтическое и хирургическое вмешательство для обеспечения полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом.
Основным организационным методом вторичной профилактики являются плановая санация или плановое оказание стоматологической помощи дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослому населению, организованному контингенту населения по участковому принципу.

Третичная профилактика в стоматологии - это восстановление утраченной функции в зубочелюстной системе в результате потери зубов или вследствие заболеваний, которые повлекли за собой сложные хирургические операции на лице и челюстях.

Основные положения программы профилактики стоматологических заболеваний изложены в методических указаниях Министерства здравоохранения СССР "Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний" (1979 год), которые актуальны и в настоящее время.
Программа профилактики предусматривает определенные методы в зависимости от возрастного периода жизни.


1. Период беременности:
- санитарно-просветительная работа;
- сбалансированное питание;
- всесторонняя стоматологическая помощь.


2. Дети в возрасте до пяти лет:
- рациональный режим питания с ограничением сахарозы;
- предупреждение вредных привычек;
- систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в питьевой воде;
- обучение гигиене полости рта;
- регулярная стоматологическая помощь.


3. Дети в возрасте шести-пятнадцати лет:
- рациональный режим питания с ограничением сахарозы;
- регулярная санитарно-просветительная работа;
- регулярная гигиена полости рта;
- систематическое потребление препаратов фтора (по пoказаниям);
- местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и npепаратами, предупреждающими образование зубного налета;
- стоматологическая помощь в полном объеме.
4. Подростки:
- регулярная и профессиональная гигиена полости рта;
- местное использование противокариозных средств;
- сбалансированное питание;
- регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;
- выявление и устранение профессиональных вредностей.

 

5. Взрослые:
- адекватная и профессиональная гигиена полости рта;
- своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;
- устранение вредных привычек (курение), профессиональные вредности.

Планирование и внедрение программ по стоматологии — как профилактических, так и лечебных — должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.
Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:


• определение основных проблем;
• формулирование целей и задач;
• выбор методов и средств профилактики;
• обучение персонала;
• внедрение программы;
• оценка эффективности программы.
Программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации в регионе и постановки задач, за которыми следуют поэтапное внедрение, предварительная оценка эффективности и, при необходимости, коррекция программы с последующим ее широким внедрением и т. д.

Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставленных целей и имеющихся ресурсов

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
Перед тем, как выбрать определенную программу профилактики, необходимо определить стоматологическую заболеваемость, которая имеется в данном регионе.
При планировании необходимо учитывать:
— динамику демографических процессов в регионе;
— состояние окружающей среды;
— наличие персонала и материальных ресурсов;
— стоматологический статус населения.
Демографические данные представляют информацию о количестве и ожидаемом приросте городского и сельского населения, распределении его по возрастным группам.
Центральное место в определении стоматологических проблем в регионе занимает изучение стоматологической заболеваемости среди населения. Для этого проводят эпидемиологическое стоматологическое обследование населения разных возрастных групп и на основании полученных данных.

Эпидемиологическое обследование включает три последовательных этапа: 1)подготовительный период,

2)собственно обследование

3) анализ его результатов.
Подготовительный этап включает в себя подготовку персонала, который проводит стоматологическое обследование. Для того, чтобы все специалисты, освоившие методы обследования, максимально одинаково оценивали стоматологический статус пациентов, необходимо проводить специальные калибровочные исследования, заключающиеся в следующем:
а) Калибровка между специалистами. Все специалисты осматривают группу пациентов (25—30 человек) и сопоставляют результаты, полученные разными исследователями. Считается, что результаты должны совпадать не менее чем в 85% случаев.
б) Калибровка специалиста «внутри себя». В течение рабочего дня необходима калибровка самого исследователя, поскольку к концу работы развивается утомление и процент ошибок увеличивается. Для снижения количества подобных ошибок каждый исследователь должен повторно осматривать каждого десятого пациента, при этом не зная, осматривает ли он его в первый или во второй раз. Воспроизводимость результатов при этом виде калибровки также должна быть не менее 85%.
Обследование осуществляют с использованием стандартного набора инструментов в стоматологическом кресле. Для определения состояния тканей пародонта используют специальный пуговчатый зонд.
Обследование проводят в нескольких районах города или региона, которые отличаются климато-географическими особенностями, состоянием экологии, наличием или отсутствием промышленных предприятий, содержанием фтори-да в питьевой воде и т. д. При этом должны быть раздельные данные о городском и сельском населении.
По методике ВОЗ осматривают следующие ключевые возрастные группы: 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, 35-44 года, 65 лет и старше.
Осмотр 5—6-летних детей позволяет сделать заключение о состоянии и нуждаемости в лечении временных зубов;
12 - летних — о состоянии и нуждаемости в лечении посто-янньтх зубов; 15 - летних — о нуждаемости в лечении болезней пародонта; 35—44 летних — о потребности в комплексной стоматологической помощи; 65 лет и старше — о возможной помощи людям этого возраста.
В районах с различными климато-географическими условиями и уровнем фтора в питьевой воде, наличием или отсутствием загрязнений внешней среды необходимо осмотреть по 50 человек сельского и городского населения одной возрастной группы. Таким образом, осматривают 500 человек, а в регионе, состоящем из 5-10 районов, отличающихся друг от друга по условиям проживания, питания, факторам риска возникновения тех или иных стоматологических заболеваний, соответственно 2500 - 5000 человек.
После осуществления обследования все результаты сводят в таблицы, и полученные данные позволяют судить о наличии стоматологических заболеваний и потребности в терапевтическом, хирургическом, ортопедическом и ортодонтическом лечении и профилактике.
Эпидемиологическое обследование рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет. Все материалы, полученные в разных странах, представляются в банк данных ВОЗ. Сейчас во всем мире, в том числе и нашей стране, идет процесс накопления информации о состоянии здоровья населения (в том числе, и стоматологического) и мониторинг за тенденциями его динамики.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Цели программы должны быть реальными и учитывать степень обеспеченности стоматологической службы материальными ресурсами. Они должны быть не изолированными, а сочетаться с целями и задачами других отраслей медицины.
В результате анализа ситуации после проведения эпидемиологичес-кого обследования становится возможным определение измеримых целей и задач программы профилактики стоматологических заболеваний.
При формулировании целей необходимо ответить на следующие вопросы:
- возникновение каких стоматологических заболеваний можно реально предотвратить?
- в каких группах населения эффективнее внедрять программы профилактики?
- как быстрее достичь поставленных целей?
- какие ресурсы (персонал, оборудование, финансы) необходимы для выполнения программы?
Цели программы профилактики должны быть измеримыми, чтобы можно было оценить ее эффективность, включая и экономию материальных затрат. Они должны учитывать глобальные цели ВОЗ, которые поставлены перед стоматологами мира для достижения к 2000 году:
1. 50% детей 5—6 лет должны иметь интактные зубы;
2. Индекс КПУ 12-летних детей не должен превышать 3, 0, при этом компонент «П» (пломба) в структуре индекса КПУ следует повысить до 85%;
3. У 85% населения в возрасте 18 лет не должно быть удаленных зубов;
4. Количество беззубых людей в возрасте 35—44 года должно снизиться на 50% от настоящего уровня;
5. Количество беззубых людей в возрасте 65 лет и старше должно уменьшиться на 25 % от настоящего уровня;
6. У 75% 15-летних подростков необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта;
7. У 65% лиц 35—44 лет необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта.
На государственном уровне должны быть определены национальные цели для стоматологии, на основании которых, принимая во внимание материальные ресурсы и персонал, могут быть составлены региональные цели.
Примером специфических целей могут служить следующие:
- уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов: снижение индексов КПУз и КПУп, увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.
- снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN).
С этими пелями тесно связаны и мероприятия по улучшению гигиены полости рта: снижение величины индексов, характеризующих зубной налет; увеличение количества лиц, правильно ухаживающих за полостью рта.
Профилактика заболеваний слизистой и злокачественных заболеваний полости рта:
- снижение количества лиц с указанными патологическими состояниями; уменьшение распространенности вредных привычек или состояний, предрасполагающих к данным заболеваниям.


ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ
Выбор специфических методов профилактики стоматологических заболеваний зависит от установленной проблемы, поставленных целей и задач. В этом процессе должны участвовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.
На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы:
• распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;
• состояние медицинской и стоматологической служб;
• обеспечение персоналом, который будет участвовать в
• выполнении программ профилактики;
• финансирование;
• состояние общего здоровья населения;
• привычки питания, особенно прием сахаров;
• химический состав питьевой воды.
При выборе методов и средств профилактики необходимо учитывать их эффективность и стоимость.
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА
Программы профилактики могут осуществляться специалистами стоматологической службы (стоматологами, гигиенистами и вспомогательным персоналом). К выполнению программ необходимо привлекать и нестоматологический персонал: школьных педагогов, медсестер, воспитателей детских садов, родителей.
ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ
Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов:
• предварительного планирования программы;
• организационных мероприятий по внедрению;
• выбора групп населения, среди которых будет внедряться
программа;
• оценки потребности в персонале и ресурсах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организаторы стоматологической службы должны вначале составить общую схему всей программы профилактики, а затем детализировать ее.
Этот общий план основывается на результатах ситуационного анализа стоматологических проблем и имеющихся ресурсах. Подсчитав реальные возможности, можно составить детальный план.
Планирование программ должно осуществляться в соответствии с национальной политикой государства в области здравоохранения и образования.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ
За планирование и внедрение программ профилактики ответственны главные стоматологи различных уровней.
В задачи организаторов стоматологической службы должны входить: организация внедрения программы профилактики местными службами, обеспечение финансирования, обучение персонала, проверка внедрения, мониторинг (наблюдение) и оценка эффективности программы.
ВЫБОР ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Особое внимание должно быть уделено группам населения с высоким риском возникновения и развития заболеваний: детям, беременным женщинам, рабочим промышленных предприятий и др.
Если невозможно внедрить программу среди всего детского населения, надо сконцентрировать внимание на детях 6—7 лет, как наиболее часто подверженных кариесу, сразу же после прорезывания у них первых постоянных моляров.
Среди взрослого населения программы профилактики могут осуществляться стоматологическими службами на базе лечебных учреждений по месту работы, во время пребывания в санаториях и стационарах.
В странах и регионах с большой территорией, где существуют значительные различия интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний в разных регионах, к группам риска относится то население, где наблюдается самый высокий уровень заболеваемости.
Группами повышенного риска возникновения стоматологических заболеваний являются рабочие, подвергающиеся производственным вредностям; специфические группы населения, имеющие высокий риск развития рака полости рта; молодые люди, занимающиеся контактными видами спорта; автоводители и представители некоторых других профессий.
ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И РЕСУРСАХ
Количество и тип необходимого персонала зависит от планируемой программы профилактики. Существует примерный расчет затрат времени для каждого специалиста, участвующего в программе.
Например, для обучения правилам чистки зубов необходимо 6 минут для группы из 30 человек, или 30 минут в неделю. Для проведения полосканий требуется 5 минут в неделю для группы из 30 детей.
Стоимость программы зависит от ее типа. В затраты включают заработную плату персонала, стоимость оборудования и материалов, транспортные и командировочные расходы и др. Среди всех методов профилактики самыми дорогими являются те, которые выполняются стоматологами.
Для расчета стоимости необходимы данные о количестве лиц, среди которых будет внедряться программа, о методах профилактики, цене препаратов для профилактики, заработной плате персонала, стоимости оборудования, транспортных и командировочных расходах.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Способ оценки эффективности программы должен быть предусмотрен на этапе ее планирования. Для этого необходимы четкие и измеримые цели.
Оценку можно провести на любой стадии выполнения программы, сравнивая запланированные цели и полученные результаты. Должна быть оценена результативность всех примененных методов: например, не только редукция интенсивности какого-либо заболевания, но и то, как успешно действует стоматологическое просвещение.
Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения.
Оценка эффективности программы должна проводиться с учетом следующих принципов:
1. обследованию в начале и в конце программы подлежат одни и те же возрастные группы населения (например, 12-летние дети);
2. при сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы;
3. обследование должно проводиться хорошо откалибро-ванной командой специалистов;
4. должны быть использованы одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности;
5. оценку эффективности следует проводить не реже, чем через 5 лет.
Например, определяя эффективность программы, необходимо сравнить КПУ 12-летних детей в текущем году с КПУ 12-летних детей, которые жили в этом же районе до начала внедрения программы.


Использованная литература:

1. Терапевтическая стоматология // Под ред.Боровского Е.Е. 1997

2. Профилактика стоматологических заболеваний // Кузьмина Э.М. 2003



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: