Некоторые сведения о гипсовых моделях.








Диадумен.

Автор: Поликлет. Время создания: V век до н.э.

Материал: бронза, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии. Диадумен - победитель спортивных состязаний. Для грека, гражданина и вои­на, занятия спортивными упражнениями были обычными и обязательными, независимо от вида основной деятельности. Идеальный грек не мог не быть атлетом. Диадумен изображен в тот момент, когда он повязывает на голову ленту победителя.

Как и Дорифор, Диадумен - воплощение канона. Однако, являясь одним из позд­них творений скульптора, Диадумен имеет ряд отличий: пропорции тела и лица более утонченные, тело лишено скованности и статичности. Руки у фигуры под­няты, а шея наклонена, чем и объясняется особенный, сложный поворот головы, на который рисующему следует обратить особое внимание.

Афродита Книдская. Автор: Пракситель. Время создания: IV век до н.э.

Материал: мрамор, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии. Афродита - греческая богиня любви и красоты. Согласно представлениям древ­них греков, их боги во всем напоминали людей, только были лучше и счастливее их. Афродиту изображали как женщину совершенной красоты, юность которой не увядает со временем.

Работы Праксителя относятся к эпохе эллинизма. Для эллинистической скульп­туры характерно внимание к внутреннему миру человека, его тонким душев­ным движениям. В ведении Афродиты находилось только одно душевное чувство человека - любовь. Нежная женщина, любящая и любимая, она изоб­ражена перед купанием, во всей красоте и притягательности. В ее лице не сле­дует искать черты, говорящие о высокой образованности, тонком и изощрен­ном уме, в нем нет ни властности, ни силы. Но зато этот портрет в наибольшей степени раскрывает перед нами представления греков о канонах женской кра­соты. Они сильно отличаются от наших современных представлений: сравни­тельно низкий лоб - признак невысокого интеллекта - не портит женщину, пря­мой нос продолжает линию лба, маленький рот, пухлые, мягко очерченные гу­бы. Такие особенности действительно были присущи прекрасным гречанкам античности. Прическа Афродиты тоже подлинная: пышные кудрявые волосы собраны в пучок на затылке и перехвачены двумя ремешками.

Сократ.

Автор: Лисипп.

Время создания: IV век до н.э.

Материал: бронза, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии. Сократ - великий философ античности, основоположник классической греческой философской школы.

Родился он в Афинах, в семье каменщика. По своему облику Сократ отличался от философов того времени: он ходил по Афинам босой, в грязной заплатанной одежде, собирая вокруг себя толпы молодых людей.

После Сократа не осталось ни одной записанной строчки: мысли и идеи, содер­жавшиеся в его беседах, дошли до нас в произведениях учеников: Платона, Ксе-нофонта и др. Сократ считал, что высшая ценность в мире это добродетель, ко-


рисунок гипсовой головы 157

торая и является целью человеческой жизни. Добродетель достижима путем познания, при этом истина уже содержится в каждом человеке. Сократ в беседе путем наводящих вопросов доводил построения оппонента до абсурда, говоря при этом, что он, как повивальная бабка, помогает родиться истине. Насмешливый и скептический склад ума Сократа, его сомнения в том, что де­мократическая форма правления является лучшей из всех возможных, а религи­озные воззрения современников истинны, заставляли афинян относиться к нему настороженно, с подозрением. В конечном итоге Сократ был осужден на смерть за безбожие и развращение молодежи.

Бюст работы Лисиппа показывает немолодого и не слишком красивого чело­века, которого очень мало заботит тот внешний эффект, который он произво­дит на окружающих. Он погружен в себя, в свой внутренний мир. Поиски ис­тины занимают все его существо куда более, нежели моложавость лица или ухоженность локонов бороды. Огромный выпуклый лоб - вот главная деталь для скульптора. Этот портрет знаменует собой начало перехода к эллинисти­ческому портрету, в котором канон замещается интересом к личности, а внешняя красота уступает место красоте внутреннего мира, причем некра­сивая внешность становится началом новой эстетики.



Апоксиомен.

Автор: Лисипп.

Время создания: вторая половина IV века до н.э.

Материал: бронза, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии. Лисипп принадлежал к сикионскои школе и работал при дворе Александра Македонского.

Апоксиомен - молодой атлет, изображен в момент, когда после состязаний он ухаживает за своим телом. К телу человека в Греции относились особо - с бла­гоговением, считая, что человек в идеале приближается к богу во всем, от воз­вышенности помыслов до прекрасного, богоподобного тела. Мыла в Греции не знали и умащивали тело оливковым маслом, которое прекрасно очищает кожу. После спортивных упражнений масло счищалось специальным бронзовым скребком. Апоксиомен одной рукой счищает масло с другой руки, балансируя и сохраняя равновесие. В этом можно увидеть характерную особенность скульптуры эпохи эллинизма - особо сложное движение.



Антиной.

Время создания: первая половина II века н.э. Материал: гипсовая отливка, выполненная с мраморного оригинала. Антиной - прекрасный юноша, живший в Римской империи во II веке н.э. Антиной был любимцем и фаворитом императора Адриана. Адриан отличался высокой образованностью, любовью к искусствам, миролюбивым для римского импера­тора характером. Он также любил путешествовать, причем часто делал это без всякой пышности, просто шествуя во главе легионов. Во многих местах империи остались следы его пребывания, такова, например, триумфальная арка Адриана в Афинах. Во время пребывания в Египте, Антиной, как обычно сопровождавший императора, утонул в Ниле при загадочных обстоятельствах. Над местом его ги­бели Адриан основал город Антинополь, Антиною воздвигли множество статуи и алтарей, в память фаворита был установлен особый культ. Заискивавшие перед императором приближенные держали дома бюсты Анти-

и„.«Кпяголаоя этому множество изображении ноя, что считалось хорошим тоном, ьлагодари лику

Антиноя дошло до нашего времени. ___.--..

м н S,,, „ЦПМ|Я пепкой красоты. У него правиль-

на скульптурном портрете изображен юноша редкой кр


158 глава v


 
 


ный овал лица, прямой тонкий нос, изящные, чуть приподнятые брови. Пухлые, четко очерченные губы и небольшой мягкий подбородок придают портрету неко­торую женственность. Особое украшение портрета - миндалевидные глаза, спо­койные и грустные. Лоб практически полностью скрыт шапкой очень пышных кудрей. Локоны прически уложены на голове ярусами. Этот портрет соответству­ет уже не классическому, а позднеантичному пониманию канона красоты.

Цезарь.

Время создания: XIV век н.э.

Гай Юлий Цезарь происходил из древнего аристократического рода. Цезарь был связан родством с Гаем Марием, его семья пострадала в ходе репрессий Суллы, противника Мария в гражданской войне, сам Цезарь едва не погиб. Его восхож­дение к высшей власти в Риме было трудным и заняло едва ли не всю жизнь. Цезарь обнаружил совершенно феноменальные таланты: он был одним из вели­чайших полководцев всех времен, мужественным воином, тело его было покрыто шрамами, полученными в бесчисленных боях. Он имел изящное телосложение, не отличался высоким ростом, при этом, обладал незаурядной физической силой. Цезарь великолепно писал, он оставил потомкам знаменитые Записки о Галльс­кой войне. Был образован и красноречив. О его честолюбии, богатстве и любви к нему самых знаменитых женщин того времени легенды слагали еще при его жизни. Особый дар Цезаря - понимание устройства человеческой души, природы, сущности и механизмов власти. Знаком своей политики он избрал слово «мизе-рикордия», то есть милосердие. Он систематически и многократно прощал своих врагов, даже покушавшихся на его жизнь. Это было очень необычно для той эпо­хи и для Рима в особенности. Впрочем, есть мнение, что он делал это не от внут­ренней доброты, а из политического расчета, привлекая к себе симпатии сограж­дан. Однако, именно прощение своих врагов и создало предпосылки для его убийства группой заговорщиков, считавших, что Цезарь совершает узурпацию власти. Следует отметить, что Цезарь так и не стал, вопреки распространенному мнению, первым императором Рима, во всяком случае, в нашем понимании это­го слова. Зато все последующие императоры носили титул Цезарь или Кесарь. Имя Цезаря без труда прочитывается в немецком «кайзер» и русском «царь». В этом можно видеть стремление всех единовластных правителей за последую­щие два тысячелетия походить на Цезаря.

Данный портрет - поздний. Он сделан в 14 веке и основан на реальных прижиз­ненных портретах Цезаря. Но взгляд автора на изображаемую персону вобрал в себя всю работу по переосмысливанию этой огромной и сложной личности, проделанную за прошедшее время.

Цезарь изображен в последний период жизни на грани молодости и старости, то есть тогда, когда внешний облик стал наиболее соответствовать особенностям его характера. Это лицо человека мужественного и решительного, при этом дос-таточно скрытного, хитрого и очень волевого. Сочетание этих разных и во мно гом противоположных черт делает данный портрет наиболее выразительным и з всех дошедших до нашего времени, более всех других передает сложност и обаяние этого незаурядного человека.


Заключение.

Мы подробно и последовательно прошли весь путь от первых линий и штрихов до рисунков сложных композиций по представлению и классических гипсовых голов. Если вы уже самостоятельно справляетесь с подобными зада­чами, можете не только создавать рисунок по законам перспективы и светоте­ни, но также переносить на лист образ и настроение изображаемого объекта -это очень высокий уровень рисовальщика. Однако, выражение «Нет предела совершенству» в полной мере относится и к искусству рисунка. Все, чему вы научились с помощью данной книги - только первый шаг. Этот этап так назы­ваемой «довузовской подготовки» - пожалуй, самый трудный, и не будем скры­вать, далеко не самый интересный период обучения. Впереди у вас годы пос­тижения профессии архитектора, когда рисунок уже не будет самым главным предметом, но в то же время не станет и второстепенным. Рисунок уже никог­да не уйдет из вашей жизни, только постепенно он начнет изменяться. Со вре­менем из ваших работ уйдет школярство, ученическая скованность, но оста­нется строгая выстроенность пространства, в каждом объеме будет чувство­ваться не только правильность перспективного изображения, но и конструктив­ная основа. Затем начнут появляться фактуры материалов, антураж (небо и вода, деревья и люди, состояние природы, солнце и ветер). Кроме простого ка­рандаша вашими инструментами станут тушь и перо, итальянский карандаш, уголь, сангина и соус, а затем и акварель.

Обычно подготовка к экзаменам в институт занимает около двух лет. Ко­нечно, во время учебного года у вас, скорее всего, не будет времени на «сво­бодное творчество», но в каникулы можно рисовать архитектуру, старую и но­вую, деревья и листья, автомобили и корабли - то, что нравится. Можно не осо­бенно ограничивать свой творческий порыв, попробовать разные материалы, попробовать себя, и получить некий начальный опыт, получить радость откры­тия новых возможностей, новых горизонтов творчества. Важно только помнить при этом, все, что говорилось про архитектурный рисунок. Его основы должны оставаться неизменными, независимо от того, академическая ли это штудия или быстрый набросок с натуры. Четкая перспектива, конструктивность, вер­ные светотеневые отношения - вот то, что должно присутствовать в каждом ва­шем рисунке, по крайней мере, до тех пор, пока вы не достигнете тех вершин мастерства, когда сами сможете устанавливать правила изображения, основы­ваясь на глубинном понимании законов восприятия. Так поступают Мастера. А мастерство достигается упражнением и размышлением. Это универсальный путь достижения совершенства, и другого пути не существует.


Список литературы.

Анисимов Н.Н. ОСНОВЫРИСОВАНИЯ. Москва, Стройиздат, 1974.

Барышников А.П. ПЕРСПЕКТИВА. «Искусство», Москва, 1955.*

Дейнека А.А. УЧИТЕСЬ РИСОВАТЬ. Москва, Издательство Академии художеств СССР, 1961/

Коробьин М.Ю., Сагитов А.Д. РИСОВАНИЕ БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ И АРХИТЕКТУРНЫХ ДЕТАЛЕЙ.

Методическое пособие. Москва, МАРХИ, 1986."

Кудряшов В.И. ВИДЫИЗОБРАЖЕНИЙ В РИСУНКЕ. ОРТОГОНАЛЬНЫЕ, АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ,

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ. Учебное пособие. Москва, МАРХИ, 1978.*

Соколова Н.В РИСОВАНИЕ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ И ДЕТАЛЕЙ. Учебное пособие. Москва,

МАРХИ, 1989.*

Сагитов А.Д. РИСОВАНИЕ ГОЛОВЫЧЕЛОВЕКА С ГИПСОВЫХ СЛЕПКОВ Методическое пособие.

Москва, МАРХИ, 1986.

Павлов Г.Г., Павлова В.Н., Павлов Г.М. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. Москва. Элиста, АПП «Джангар», 2000.'

Тихонов СВ., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. РИСУНОК. Москва, Стройиздат, 1983.

Чурилин П.И. СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие по рисунку. Москва, МАРХИ, 1978.*

Чурилин П.И. УЧЕБНЫЙ РИСУНОК ГОЛОВЫЧЕЛОВЕКА Учебное пособие по рисунку. Москва, МАРХИ, 1980.'

W. Tank. FORM UND FUNKTION EINE ANATOMIE DES MENSCHEN. Veb verlac der kunst, Dresden, 1955.*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: