ВАРИАНТ 2
1. Кого называли «отцом философии»:
а) | Сократ |
б) | Аристотель |
в) | Пифагор |
г) | Фалес |
2. Мировоззрение – это:
а) | совокупность знаний, которыми обладает человек |
б) | совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе |
в) | отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе |
г) | система адекватных предпочтений зрелой личности |
3. Гносеология – это:
а) | учение о развитии и функционировании науки |
б) | учение о природе, сущности познания |
в) | учение о логических формах и законах мышления |
г) | учение о сущности мира, его устройстве |
4. Для дуализма характерен тезис:
а) | первично сознание, материя независимо от сознания не существует |
б) | материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга |
в) | это строгая непротиворечивая система суждений о природе |
г) | первично сознание, материя не существует |
5. Агностицизм – это:
а) | направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно |
б) | недоверие чувственному опыту |
в) | философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии |
г) | отрицание рациональных путей познания мира |
6. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
а) | проблема познаваемости мира |
б) | проблема первичности материи или духа |
в) | проблема первоначала |
г) | проблема природы человеческой души |
7. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
а) | Пифагору |
б) | Протагору |
в) | Евклиду |
Кто из античных философов учил, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?
а) | Фалес |
б) | Гераклит |
в) | Платон |
г) | Демокрит |
Какой путь ведет, по словам Парменида, к представлению о единстве и неподвижности бытия?
а) | путь наблюдения |
б) | путь самопознания |
в) | путь убеждения |
г) | путь фантазии |
10. Согласно апории Зенона «Ахиллес»...
а) | Ахиллес быстро догонит черепаху |
б) | Ахиллес будет долго гнаться за черепахой |
в) | Ахиллес никогда не догонит черепаху |
г) | Ахиллес вообще не сдвинется с места |
11. Кто среди названных – представитель софистики?
а) | Зенон |
б) | Парменид |
в) | Демокрит |
г) | Протагор |
12. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
а) | Пифагору |
б) | Сократу |
в) | Платону |
г) | Аристотелю |
Какое знание Демокрит называл «подлинным» в отличие от «темного»?
а) | интуитивное |
б) | мистическое |
в) | чувственное |
г) | рациональное |
14. Первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения:
а) | Н. Кузанский |
б) | Дж. Бруно |
в) | Л. да Винчи |
г) | Пико делла Мирандола |
15. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
а) | Бога |
б) | Человека |
в) | Природы |
г) | Космоса |
16. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
а) | Креационизм |
б) | Диалектика |
в) | Дуализм |
г) | Монотеизм |
17. Средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля:
а) | Апологетика |
б) | Патристика |
в) | Схоластика |
г) | Экзегетика |
Кто автор изречения «достоверно, ибо нелепо» (в искаженной передаче: «верую, ибо абсурдно»)?
а) | Августин |
б) | Боэций |
в) | Ориген |
г) | Тертуллиан |
19. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
а) | Антропоцентризм |
б) | Природоцентризм |
в) | Теоцентризм |
г) | Космоцентризм |
20. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
а) | Гуманизм |
б) | Природоцентризм |
в) | теоцентризм |
г) | идеализм |
21. Философ, говоривший об особом статусе человека в мироздании и место его в иерархии сущностей – результат его собственного, а значит ответственного выбора:
а) | Н. Кузанский |
б) | Дж. Пико дела Мирандола |
в) | Р. Декарт |
г) | Ф. Бэкон |
22. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
а) | Фр. Петрарка |
б) | Фома Аквинский |
в) | Дж. Бруно |
г) | К. Птолемей |
23. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:
а) | разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека |
б) | главенствующую роль в науке играет эксперимент |
в) | познание мира возможно благодаря божественному откровению |
г) | суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком |
В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался
а) | материалистического монизма |
б) | дуализма |
в) | плюрализма |
г) | агностицизма |
Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать
а) | диалектика |
б) | индукция |
в) | дедукция |
г) | эвристика |
26. Кому принадлежит высказывание «знание – сила (власть)»:
а) | Дж. Беркли |
б) | Дж. Локк |
в) | Т. Гоббс |
г) | Ф. Бэкон |
Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»
а) | Гегель |
б) | Шеллинг |
в) | Кант |
г) | Декарт |
28. И. Кант считает, что пространство и время:
а) | существуют независимо от нашего сознания |
б) | являются формами бытия вещей |
в) | это категории материи |
г) | есть врожденные, доопытные формы чувственности |
29. Философ, утверждавший: развитие мира происходит поступательно – от низших форм к высшим; источник развития коренится в противоречиях:
а) | Гегель |
б) | Шеллинг |
в) | Кант |
г) | Декарт |