Устройство судебной системы включает в себя такие элементы,




Судебная система РФ

 

. Схема судебной систем ы РФ

Совокупность судов и судебных учреждений, должностных лиц с их компетенцией, полномочиями составляет судебную систему. Согласно ст. 118, ч. 2 Конституции судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Положения ст. 125—127 гл. 7 Конституции РФ четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Впервые в РФ создан в 1991 г., был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Основная функция Конституционного Суда — проверка соответствия Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат федерального Собрания, Правительства);

2) конституций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов Федерации, кроме тех, которые относятся к сфере их исключительного ведения (ст.73 Конституции РФ);

3 ) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов (имеются в виду как многосторонние федеративные договоры, так и двусторонние);

4 ) международных договоров РФ (проверке подлежат еще не вступившие в силу). Если при рассмотрении дела суд любой инстанции приходит к выводу о том, что подлежащий применению в данном деле закон не соответствует Конституции, он обращается с запросом в Конституционный Суд РФ, а производство по делу приостанавливается (ст. 125, ч. 4). Граждане также могут обратиться в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой, если считают, что их право и свободы нарушаются законом, подлежащим применению в конкретном судебном деле.

Вторая функция Конституционного Сударазрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти («споры по горизонтали », например, между палатой Федерального Собрания и Правительством РФ), споров между этими органами и органами государственной власти субъектов РФ («споры по вертикали»); споров между высшими государственными органами двух или нескольких субъектов РФ. В соответствии с общепризнанным в мировой практике конституционного Правосудия принципом связанной инициативы Конституционный Суд РФ может рассматривать вопросы только в том случае, если к нему обращается особо уполномоченный на то государственный орган или иное лицо (ст. 125, ч.2).

В отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему нижестоящих судов. В некоторых республиках в составе РФ создаются конституционные суды, однако они не образуют единой системы с Конституционным Судом РФ, он не является вышестоящей инстанцией по отношению к ним.

В составе Конституционного Суда 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судья назначается на длительный срок (по принципу несменяемости), но по достижении 70 лет в любом случае уходит в отставку.

Председатель Конституционного Суда, его заместитель, судья-секретарь избираются на пленарном заседании суда большинством голосов от общего числа судей сроком на три года и могут переизбираться еще на один срок.

Конкретные дела суд рассматривает как на пленарных заседаниях, в которых участвуют все судьи (особо важные дела), так и на заседаниях создаваемых им палат.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда

Независимость и самостоятельность,

Гласность,

Коллегиальность,

Равноправие сторон.

Суд решает только вопросы права. Решения, принятые Конституционным Судом, не могут быть куда-либо обжалованы и тем более отменены или подтверждены. Они вступают в силу немедленно после их провозглашения. Акты (законы, решения, договоры и др.), признанные неконституционными, утрачивают силу и не могут быть приняты вторично. Несмотря на большую юридическую силу, приданную Конституцией РФ решениям Конституционного Суда, их исполнение встречает немало трудностей.

Конституционные суды нигде не имеют механизма, способного принудить к исполнению их решений. Основанием к исполнению служат высокий авторитет суда, твердая позиция высших органов государственной власти, необходимый уровень государственной дисциплины, правовой и политической культуры.

Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по окончательному разрешению гражданских и уголовных дел, а также иных конфликтных ситуаций, связанных с нарушением законов. В разных странах верховный суд имеет разный конституционный статус и, соответственно, компетенцию.

По конституции США, к примеру, верховный суд имеет очень обширные полномочия, включающие в себя и конституционный надзор. Он вправе объявлять неконституционными акты конгресса, президента и штатов.

В конституции Французской Республики (1958 г.) верховному суду посвящен раздел IX, ст. 67—68, где определены его специфические функции, в том числе состоящие в рассмотрении уголовных обвинений, предъявляемых президенту и членам правительства Республики.

Конституция Российской Федерациив ст. 126 констатирует: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Верховный Суд в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Судебной коллегии по гражданским делам;

3) Судебной коллегии по уголовным делам;

4) Военной коллегии.

В составе Верховного Суда действует также Президиум.

Акты Верховного Суда окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежат.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 128, ч.3 Конституции Российской Федерации).

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Судами субъектов Федерации — в пределах их компетенции рассматриваются дела:

а) в качестве суда первой инстанции,

б) в кассационном порядке,

в) в порядке надзора.

Судьи назначаются Президентом по представлении Председателя Верховного Суда.

Рассмотрение дел в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется коллегиально, в составе 3 судей. Рассмотрение дел в первой инстанции в уголовном и гражданском судопроизводстве осуществляется с участием присяжных заседателей либо с участием 3 народных заседателей, либо 3 профессиональных судей. В предусмотренных законом случаях допускается единоличное судопроизводство.

Городские (районные) народные суды — суд первой инстанции по уголовным, гражданским и административным делам. Судьи назначаются Президентом по представлении Председателя Верховного Суда.

В систему судов общей юрисдикции входят военные суды.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации(в будущем его структура перейдет в состав Верховного Суда РФ) — судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ). Арбитраж (франц. arbitrage) означает третейский (т.е. внешний, объективный, беспристрастный) суд, в котором спор решается судьей-посредником (арбитром); принят в гражданских правоотношениях, спорте, разрешении международных конфликтов. Статус и порядок осуществления регулируются согласительными правовыми процедурами.

Арбитражный суд в той концепции, которая определилась в Российской Федерации, является детищем социализма, где преобладала государственная (общественная) собственность и необходимы были особые механизмы разрешения хозяйственных споров. Тогда существовали государственные и ведомственные арбитражи, входившие в систему органов государственного управления, но имевшие одновременно отдельные черты судебных органов. В переходный период управленческую арбитражную подсистему пришлось трансформировать в систему самостоятельных арбитражных судов вначале СССР, а затем и Российской Федерации.

В настоящее время статус арбитражных судов определен в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе об арбитражных судах в Российской Федерации от 28 апреля 1995 г., в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом 5 мая 1995 г. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (рис. 12.1).

Устройство судебной системы включает в себя такие элементы,

как звено судебной системы и

судебная инстанция.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев, уровней:

основное звено: районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

среднее звено: верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей и автономных округов;

высшее звено: Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды, высшим звеном которых является Военная коллегия Верховного Суда РФ. С июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (была двухзвенной).

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй инстанции — кассационной — призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего и высшего уровней образуются кассационные коллегии. Проверку законности приговоров, вынесенных с участием присяжных и не вступивших в законную силу, осуществляет кассационная палата Верховного Суда РФ.

Широкое признание получил термин «надзорная инстанция ». Им обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе президиумов нет), Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

После принятия Закона об арбитражных судах в апреле 1995 г. российской судебной системе вновь стал известен термин «апелляционная инстанция» — суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, а какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: