Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его
и запишите рядом новый.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий 1–20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1 |
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) | группа, этнос |
2) | производство, распределение |
3) | выборы, референдум |
4) | искусство, наука |
Ответ: |
2 |
Человек от животного отличается тем, что он
1) | может обучать потомство | ||
2) | обладает наиболее совершенным слухом | ||
3) | не зависит от природных условий | ||
4) | обладает членораздельной речью | ||
Ответ: | |||
3 |
В школе проводилась экономическая игра. Учащиеся воспроизводили процесс создания фирмы: разработали и представили бизнес-планы, организовали их презентацию, провели голосование. Назовите субъект данной деятельности.
1) | подготовленный бизнес-план |
2) | презентация |
3) | проведение голосования |
4) | школьники – участники игры |
Ответ: |
4 |
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Природные условия определяют хозяйство и быт людей.
Б. Воздействие общества на природную среду противоречиво.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
5 |
4-летний Егор посещает детский сад. Бабушка водит Егора на занятия в музыкальную школу и театральную студию. Егор посещает учреждения
1) | дошкольного образования |
2) | начального общего образования |
3) | основного общего образования |
4) | среднего общего образования |
Ответ: |
6 |
Верны ли следующие суждения о религии?
А. | Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. |
Б. | Религия устанавливает определённые нормы поведения верующих и механизм контроля над их исполнением. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
7 |
К основным факторам (ресурсам) производства экономисты относят
1) | спрос |
2) | конкуренцию |
3) | товар |
4) | труд |
Ответ: |
8 |
Обязательные невозвратные платежи, осуществляемые плательщиками
в определённом законом порядке, обозначают понятием
1) | прибыль | 2) | налоги | 3) | рента | 4) | расходы |
Ответ: |
9 |
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет командный (плановый) характер?
1) | В стране установлен твёрдый валютный курс. |
2) | Большинство работников трудятся на промышленных предприятиях. |
3) | Государство определяет объёмы и структуру производимой продукции. |
4) | Факторы производства находятся в частной собственности. |
Ответ: |
10 |
Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?
А. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей людей.
Б. Экономика, прежде всего, закрепляет и обеспечивает равенство прав граждан.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
11 |
Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) | пассажиры |
2) | мужчины |
3) | горожане |
4) | инженеры |
Ответ: |
12 |
Какую социальную роль может исполнять подросток?
1) | военнослужащий-контрактник |
2) | опекун младшего брата |
3) | водитель автобуса |
4) | посетитель интернет-сайта |
Ответ: |
13 |
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Выполнение социальных норм обеспечивается исключительно силой общественного мнения.
Б. Социальные нормы регулируют жизнь общества.
1) | верно только А | ||
2) | верно только Б | ||
3) | верны оба суждения | ||
4) | оба суждения неверны | ||
Ответ: | |||
14 |
При тоталитарном режиме, в отличие от демократического,
1) | существует суверенное государство | ||
2) | гарантируется широкий спектр прав и свобод граждан | ||
3) | существует свободная пресса | ||
4) | осуществляется всесторонний контроль за жизнью общества и частной жизнью граждан | ||
Ответ: | |||
15 |
В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) | федерация | ||
2) | абсолютная монархия | ||
3) | унитарное государство | ||
4) | республика | ||
Ответ: | |||
16 |
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. | В любом государстве действует система сдержек и противовесов. |
Б. | В любом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
17 |
Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?
1) | гражданское право |
2) | административное право |
3) | трудовое право |
4) | конституционное право |
Ответ: |
18 |
Что относится к полномочиям судебной власти в РФ?
1) | разрешение различных споров между субъектами права |
2) | управление федеральной собственностью |
3) | назначение высшего командования Вооружённых Сил РФ |
4) | определение даты выборов Президента РФ |
Ответ: |
19 |
Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Её остановил сотрудник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?
1) | уголовное |
2) | дисциплинарное |
3) | гражданское |
4) | административное |
Ответ: |
20 |
Верны ли следующие суждения о защите прав граждан?
А. В случае незаконного увольнения работник имеет право обратиться
в суд.
Б. Прокуратура помогает гражданам отстаивать их права.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |