¨ Организационная культура:
Ø система ценностей, разделяемая сотрудниками компании (набор правил поведения, ритуалов, мифов);
Ø доминирующая культура выражает основные или центральные ценности, которые принимаются большинством членов Орг
Ø субкультуры - в крупных Орг, отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт их разрешения
¨ вертикальная субкультура - одно структурное подразделение (дочерняя компания) крупной фирмы имеет уникальную культуру, отличающуюся от др. отделений Орг
¨ горизонтальная субкультура - специфический отдел функциональных специалистов (например, бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий
1. Подход: организационная культура как метафора (Г. Морган и К. Шольц)
¨ Фенхам и Гюнтер: «Культура представляет собой «социальный клей» и создает «совместное чувствование»
2. Феноменологический подход: орг культура - это реально существующий объективно-субъективный феномен (М. Луи, А. Петтигрю) А. Петтигрю: «Культура - это система общественно принятых смыслов, существующих в данной группе в данное время »
3. Рационально-прагматический подход: орг. культура - набор определённых характеристик, то, чем обладает любая Орг (Э. Браун, Э. Шейн)
¨ культура формируется основателем фирмы (Уолт Дисней)
¨ иногда формируется постепенно, по мере того, как Орг преодолевает препятствия (Соса-Соlа)
¨ культуру некоторых фирм последовательно развивают команды менеджеров (японские компании)
Модель «СЕМЬЯ»
Ø «Отец семейства» обладает опытом и властью, что позволяет ему знать лучше подчиненных, что им надлежит делать
Ø по невербальным сигналам: позе руководителя, его тону и ожиданиям определенного поведения от своих подчиненных
Ø национальные культуры Востока и юга Европы (Италия, Испания, юг Франции, Греция, Кипр)
Модель «Эйфелева башня»
Ø Эйфелева башня - символ прочности, стабильности
Ø Руководитель - носитель определенной роли, он инструктирует подчиненных, доводит до них цель корпорации, требует исполнения служебных обязанностей согласно контракту
Ø должен обладать законными полномочиями
Модель «Управляемая ракета»
Ø значимы результаты — максимальная практическая реализация стратегий и достижение поставленной цели
Ø методы работы в командах и проектных группах
Ø каждый из членов команды участвует в разрешении проблем, оценка работы - индивидуальный вклад каждого в совместно достигаемый результат
Модель «Инкубатор»
Ø идея экзистенциализма о вторичности Орг по сравнению с целью самореализации индивидов
Ø цель — освободить индивидов от рутинной работы для творческой деятельности, минимизируя время на самообслуживание
Ø персонифицированный и эгалитарный тип культуры, почти не имеет структуры и исключает формализацию
Ø Гарет Морган: орг культура обладает свойствами голограммы: в каждой ее части содержится вся информация о целом
Ø Орг с адхократическим типом культуры устроены по голографическому принципу
v Эдгар Шейн (1928) американский психолог швейцарского происхождения, теоретик и практик менеджмента, основатель научного направления «Организационная психология»
¨ Э.Шейн: орг культура - «то, что Орг познала из своего опыта как социальная единица », включая философию и идеологию управления, ценности и верования, установки и нормы
¨ 3 слоя орг (корпоративной) культуры по Э. Шейну:
1. поверхностный (артефакты): внешние проявления культуры (технологии, архитектура, логотипы, организационный фольклор, форменная одежда и т. п.)
2. внутренний (провозглашаемые ценности) – обнаруживается через взаимодействие с физическим окружением или через социальный консенсус (стратегия, цель, философия Орг)
3. глубинный (базовые представления) –убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства
v В соответствии с моделью «рамочной конструкции конкурирующих ценностей» ( OCAI), определение доминантного типа организационной культуры осуществляется на основе 2-х измерений (критериев):
· Одно измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают гибкость, дискретность и динамизм Орг, от критериев, акцентирующих стабильность, порядок и контроль
· некоторые Орг считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и органической цельностью (современный культурно-развлекательный центр)
· другие предприятия эффективны, если они стабильны, предсказуемы и механически целостны (университеты)
· Второе измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев, ассоциируемых с внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством
v Н-р, Диснейленды во Франции и Китае при реализации единой концепции учитывают и специфику национального рынка
¨ модель рамочной конструкции конкурирующих ценностей (Ким Камерон и Роберт Куинн):