Организационная культура: понятие и модели




¨ Организационная культура:

Ø система ценностей, разделяемая сотрудниками компании (набор правил поведения, ритуалов, мифов);

Ø доминирующая культура выражает основные или центральные ценности, которые принимаются большинством членов Орг

Ø субкультуры - в крупных Орг, отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт их разрешения

¨ вертикальная субкультура - одно структурное подразделение (дочерняя компания) крупной фирмы имеет уникальную культуру, отличающуюся от др. отделений Орг

¨ горизонтальная субкультура - специфический отдел функциональных специалистов (например, бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий

1. Подход: организационная культура как метафора (Г. Морган и К. Шольц)

¨ Фенхам и Гюнтер: «Культура представляет собой «социальный клей» и создает «совместное чувствование»

2. Феноменологический подход: орг культура - это реально существующий объективно-субъективный феномен (М. Луи, А. Петтигрю) А. Петтигрю: «Культура - это система общественно принятых смыслов, существующих в данной группе в данное время »

3. Рационально-прагматический подход: орг. культура - набор определённых характеристик, то, чем обладает любая Орг (Э. Браун, Э. Шейн)

¨ культура формируется основателем фирмы (Уолт Дисней)

¨ иногда формируется постепенно, по мере того, как Орг преодолевает препятствия (Соса-Соlа)

¨ культуру некоторых фирм последовательно развивают команды менеджеров (японские компании)

Модель «СЕМЬЯ»

Ø «Отец семейства» обладает опытом и властью, что позволяет ему знать лучше подчиненных, что им надлежит делать

Ø по невербальным сигналам: позе руководителя, его тону и ожиданиям определенного поведения от своих подчиненных

Ø национальные культуры Востока и юга Европы (Италия, Испания, юг Франции, Греция, Кипр)

Модель «Эйфелева башня»

Ø Эйфелева башня - символ прочности, стабильности

Ø Руководитель - носитель определенной роли, он инструктирует подчиненных, доводит до них цель корпорации, требует исполнения служебных обязанностей согласно контракту

Ø должен обладать законными полномочиями

Модель «Управляемая ракета»

Ø значимы результаты — максимальная практическая реализация стратегий и достижение поставленной цели

Ø методы работы в командах и проектных группах

Ø каждый из членов команды участвует в разрешении проблем, оценка работы - индивидуальный вклад каждого в совместно достигаемый результат

Модель «Инкубатор»

Ø идея экзистенциализма о вторичности Орг по сравнению с целью самореализации индивидов

Ø цель — освободить индивидов от рутинной работы для творческой деятельности, минимизируя время на самообслуживание

Ø персонифицированный и эгалитарный тип культуры, почти не имеет структуры и исключает формализацию

Ø Гарет Морган: орг культура обладает свойствами голограммы: в каждой ее части содержится вся информация о целом

Ø Орг с адхократическим типом культуры устроены по голографическому принципу

v Эдгар Шейн (1928) американский психолог швейцарского происхождения, теоретик и практик менеджмента, основатель научного направления «Организационная психология»

¨ Э.Шейн: орг культура - «то, что Орг познала из своего опыта как социальная единица », включая философию и идеологию управления, ценности и верования, установки и нормы

¨ 3 слоя орг (корпоративной) культуры по Э. Шейну:

1. поверхностный (артефакты): внешние проявления культуры (технологии, архитектура, логотипы, организационный фольклор, форменная одежда и т. п.)

2. внутренний (провозглашаемые ценности) – обнаруживается через взаимодействие с физическим окружением или через социальный консенсус (стратегия, цель, философия Орг)

3. глубинный (базовые представления) –убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства

v В соответствии с моделью «рамочной конструкции конкурирующих ценностей» ( OCAI), определение доминантного типа организационной культуры осуществляется на основе 2-х измерений (критериев):

· Одно измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают гибкость, дискретность и динамизм Орг, от критериев, акцентирующих стабильность, порядок и контроль

· некоторые Орг считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и органической цельностью (современный культурно-развлекательный центр)

· другие предприятия эффективны, если они стабильны, предсказуемы и механически целостны (университеты)

· Второе измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев, ассоциируемых с внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством

v Н-р, Диснейленды во Франции и Китае при реализации единой концепции учитывают и специфику национального рынка

¨ модель рамочной конструкции конкурирующих ценностей (Ким Камерон и Роберт Куинн):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: