Виды мышления.
1. По генезису (по форме):
-наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;
- наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;
- словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями;
- абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
2. По характеру решаемых задач:
- теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;
- практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
3. По степени развёрнутости:
- дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия:
- интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
4. По степени новизны и оригинальности:
- репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников;
- продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.
5. По типу познания:
- теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов;
- эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений.
6. По средствам мышления:
- вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами;
- наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.
7. По функциям:
- критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей;
- творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
8. По степени рефлексии:
- интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира;
- рациональное мышление – мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели.
Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной).
Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое).
Назначение теста
Диагностика типа мышления респондента.
Инструкция к тесту
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
Тестовый материал
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Ключ к тесту
№ | Тип мышления | Вопросы | |||||||
Предметно-действенное | |||||||||
Абстрактно-символическое | |||||||||
Словесно-логическое | |||||||||
Наглядно-образное | |||||||||
Креативность (творческое) |
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
· 0-2 – низкий,
· 3-5 – средний,
· 6-8 – высокий.