IV. Знакомство с высказываниями лингвистов, писателей и поэтов на данную лингвистическую тему.




Урок русского языка в 7 классе

Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль наречий в речи»

 

Подготовка к ОГЭ– очень сложный и далеко не однодневный процесс, и залогом успешной сдачи экзамена по русскому языку является систематическая работа по многим направлениям. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему должна быть приоритетной в этой работе, потому что сочинение на лингвистическую тему – это своего рода маленькое научное исследование, которое дается ученикам очень трудно. И задача учителя – помочь им. Предложенный урок – это одно из звеньев многолетней работы, которая начинается в 5 классе, а заканчивается на выпускном экзамене.

Тема: Урок развития речи. Сочинение на лингвистическую тему (С 2): роль наречий в речи.

Цели:

1) показать роль наречий в тексте и особенности употребления в речи;

2) совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему;

3) развивать творческое и образное мышление, монологическую речь, память, внимание, навыки самоконтроля;

4) воспитывать чувство прекрасного, способность к восприятию необычного в природе; пропагандировать здоровый образ жизни средствами предмета.

Ход урока

I. Определение темы и цели урока.

II. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Тезис.

Теоретическое обоснование данного тезиса.

Аргументация (2 доказательства)

Вывод.

— Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему?

Композиция сочинения

Схема 1

1) Фраза, предложенная к С2.

2) Теория, подтверждающая данное высказывание.

3) Аргумент 1.

4) Аргумент 2.

5) Вывод.

Схема 2

1) Тезис (высказывание).

2) Рассуждение о смысле высказывания

3) Аргумент, его роль.

4) Аргумент, его роль.

5) Вывод.

Схема 4

1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного.

2) Пример роли наречия в одном предложении.

3) Пример роли наречия в другом предложении.

4) Вывод (фраза).

— Нужно ли соединять абзацы по смыслу?

— Как это сделать?

СКРЕПЫмежду фразой и теорией или начало сочинения

1. Смысл этого высказывания я понимаю так:

2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:

3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:

4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…

5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.

6. Действительно, …

СКРЕПЫмежду теоретическим обоснованием и аргументами

1. Во-первых, — Во-вторых,

2. Например, — кроме этого,

3. Обратимся к предложению №…, в котором… — Также с помощью наречий (примеры)…

СКРЕПЫмежду аргументами и выводом

1. Таким образом, мы доказали, что…

2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …

3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что…

4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста…

5. Я думаю, мы убедились в том, что…

III. Выявление роли наречия в речи

Наблюдение языковым материалом: роль наречий в тексте (запись в справочники)

Задание: прочитайте предложения, подчеркните наречия и определите их роль в конкретном предложении

(1)Деревья жалобно шумели,

Когда настали холода;

Лишь ель молчала равнодушно

И зеленела, как всегда.

(А.Плещеев)

(2) Неласково греет солнце но беру лыжи и иду в лесок, расположенный недалеко от деревни.

(3) Луч солнца робко прикоснулся к окошку, медленно скользнул по подушке, осторожн о пощекотал ресницы.

(4) Очень внимательному человеку обязательно откроется красота спящего леса.

(5) Я как безумный выбежал во двор и вскочил на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял своего измученного коня, который, тяжело храпя и весь в пене, мчал меня по дороге.

Какова роль наречий в данных предложениях? (ЗАПИСЬ В СПРАВОЧНИКИ)

— Наречия выражают настроение природы, что мы и наблюдаем в предложениях № 1-3. — Наречия образа действия более точно, более выразительно «живописуют» действие — Особую роль в текстах наречия играют при описании внутреннего мира человека. Например, в предложении № 5 — Наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать действие, предмет, признак, передавать наше отношение к тому, о чём мы говорим и пишем. — С помощью наречий автор передает психологическое состояние героя и свое отношение к нему (предложение 5)

Анализ текста

(1)Поздно ночью пошёл дождь. (2)Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. (3) Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидн о и лихо падают в бочку, стоявшую невдалеке, под окном. (4) Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.

Задание:

1. Определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

2. Назовите наречия и определите, к какой смысловой группе каждое из них относится.

3. Какова роль наречий в предложениях 1, 4?

4. В предложении 3 найдите наречие, отвечающее на вопрос ГДЕ? Какова его роль?

— Наречия дают более точное представление о времени и месте. — Они делают текст выразительным

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.

Задание: запишите словосочетания с наречиями (встали дружно, энергично повертелись, тихонько сели)

 

IV. Знакомство с высказываниями лингвистов, писателей и поэтов на данную лингвистическую тему.

Высказывания

1. Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол. (А.С.Пушкин, великий русский поэт)

2. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький, русский писатель)

3. Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик. (известный лингвист П.С.Пустовалов)

4. Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мысль, её ёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они. (А.К.Югов, известный русский советский прозаик, литературовед, лингвист и историк, публицист и переводчик)

5. Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык. Мы учимся с вами владеть этими инструментами языка, частями речи. (А.Н.Гвоздев. известный языковед, который занимался изучением употребления слов разных частей речи в текстах различных стилей)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: