Цели обучения русскому языку. Компетенции как цели-результаты.




В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку все равно формулировались. Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (предметные) - они вытекают из его особенностей; и общепредметные (метапредметные) - они реализуются всеми школьными дисциплинами.

Специальные (предметные) – это 1) познавательные цели:

- формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

- вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета;

- др.?

Это 2) практические цели:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

- развитие умения связно излагать свои мысли;

- др.?

Общепредметные (метапредметные) цели:

- воспитание учащихся; - развитие логического мышления; - социализация и аккультурация подрастающего поколения: - обучение самостоятельному пополнению знаний о русском языке и др.

Цели формулируются в виде достижения компетенций: языковедческой (лингвистической +языковой), коммуникативно-речевой, культуроведческой. Компетенции- новые формы измерения результатов обучения. Компетенции – «знания в действии», «уровень развития личности», «образовательный результат», «оспособленность» (Г.К.Селевко), они имеют знаниевое и деятельностное измерение. Очевидно, необходимо и значимо личностное измерение: владение, использование и т. д.

3. Содержание и структура школьного курса РЯ.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы. В последние годы в педагогической практике на смену «зуновской» парадигме пришли деятельностная, личностно ориентированная направленность учебного процесса – это отражено в обновленном содержании общего образования.

Школьный курс русского языка представлен в дидактических единицах, представляющих: а) знания о языке и языковые умения и б) виды и способы деятельности с языковыми явлениями (на уровне учебных действий). Постепенно уходит из методического лексикона понятие ЗУНы: знания+умения+навыки. В н. вр. обязателен деятельностный (компетентностный) подход к формированию содержания.

(Пример представления дид. единиц в программах). Фонетика: звуки (гласные, согласные) – распознавать гласные, согласные звуки, характеризовать звуки в формате фонетико-графического разбора и т.д.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы. Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний. При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т.е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности и доступности (фонема – морфема-лексема-синтаксема: какие введены, какие –нет?). Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, или принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, исторический и межпредметный и др. Особенности структуры программы: линейно-ступенчатый принцип построения курса, рассредоточенное изучение орфографии, пунктуации (+ сейчас еще культуры речи). Уроки и виды работы по развитию речи, стилистике, анализу текста реализуются в 2-х «форматах»: а) на специальных уроках и занятиях; б) как этап/вид работы на каждом уроке. В разных учебных комплексах последовательность изучения разделов науки о языке диктуется концепцией учебника.

4. ФГОС и примерные учебные программы по предмету РЯ.

ФГОС – Фед гос. обр. стандарт. Понятие «стандарт» связывается с понятием нормы (мерила). В н.вр. осуществляется переход к стандартам 2-го поколения. Стандарты устанавливают ряд единообразных требований к результатам обучения и определяют ориентиры (установки, «вызовы») в образовании. Содержание стандартов реализуется в государственных программах (но не исчерпывается ими). Стандарт - обязательный минимум содержания образования по предмету (программа-минимум) – примерная предметная программа – программа работы по определенному учебному комплексу – календарно-тематическое планирование.

Стандарт -обязательный минимум содержания образования по предмету (программа-минимум) – примерная предметная программа – программа работы по определенному учебному комплексу – обязательная часть основной образовательной программы образовательного учреждения (организации) - календарно-тематическое планирование.

Обязательная часть ООП: содержание образования, являющееся инвариантным и обязательным для всех образовательных учреждений (организаций), реализующих основные образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

Образовательная программа – нормативный документ, в котором определены:

- цели и ценности образовательного учреждения;

- учебный план, включающий инвариантную и вариативную части содержания знания, реализуемого в процессе обучения;

- набор учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

- совокупность программ внеучебной деятельности, связанных с учебными программами;

- описание педагогических технологий, применяемых при осуществлении образовательных и включенных в нее учебных программ;

- систему диагностических методик, обеспечивающих обоснование для оценки и корректировки;

- систему коррекционных мер.

Предметные программы могут быть составлены по линейному, линейно-ступенчатому, концентрическому. Распространены линейно-ступенчатые программы. Примерные предметные (рабочие) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

· пояснительную записку, конкретизирующую общие цели среднего(полного)

общего образования с учётом специфики учебного предмета;

· общую характеристику учебного предмета, курса;

· обоснование места учебного предмета, курса в учебном плане;

· личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного

учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса;

· предметные темы и основные видов учебной деятельности обучающихся;

· учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В Примерных программах – 2 графы: «Основное содержание по темам» и «Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: