Привести примеры из произведений известных педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), где отражалась бы та или иная концепция воспитания.




План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №4, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

2. Обсуждение современных концепций воспитания (домашние задания по выбору) и фиксация основных идей концепций (15-20 мин.).

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

обсудить достоинства определенного подхода и сформулировать условия, в которых этот подход является наиболее актуальным.

студентов).

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. - (Экзамен в кармане). - ISBN 978-5-699-25590-0

2. Борытко Н.М.Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим спец. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3308-2: 267-52.

3. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

Дополнительная

1. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

2. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

3. Педагогика: электронный учебник: CD / Крившенко Л.П., ред. - М.: КНОРУС, 2009. - ISBN 978-5-390-00249-0: 232-50.

4. Юрьева Г.П.Учебно-методическое пособие по курсу "Педагогика" (разделы "Теория воспитания", «Социальная педагогика»)/Г. П. Юрьева. -Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007.-91с.

Практическое занятие №4 2 часа

Тема занятия: Закономерности и принципы воспитания, их реализация в педагогической практике.

Основные понятия: з аконы и закономерности воспитания, принципы воспитания, педагогическая деятельность, теории педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1.Закономерности процесса воспитания.

2.Понятие о принципах воспитания, которыми руководствуется современная система образования и характеристика.

3.Диалектика воспитательного процесса.

4. Реализация принципов воспитания в деятельности учителя и классного руководителя

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции 1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

Подготовить сообщение о различных подходах к тактовке понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитании»..

Индивидуальное задание

Привести примеры из произведений известных педагогов, где давалась характеристика принципов воспитания.

 

При рассмотрении первого вопроса семинара следует обратить внимание на то, что некоторые исследователи теории воспитания склонны выделять законы воспитания как устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между явлениями, их зависимость друг от друга. Так В.М. Коротов, изучая педагогический опыт А.С. Макаренко и теоретическое наследие И.Ф. Козлова, называет три основных закона: параллельного педагогического действия, е динства воспитания и жизни детей, исторической обусловленности воспитания.

Большинство же исследователей говорят о закономерностях воспитания. На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. Поэтому выделение педагогических закономерностей затруднено.

Воспитательный процесс, как часть более общего педагогического процесса, подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем – развития и формирования.

Педагогические закономерности выдвигают для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку.

При подготовке ко второму вопросу следует обратить особое внимание на требования, которым должны отвечать принципы воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

2. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

1. В чем смысл закона (закономерности) воспитания?

2. Как закономерности и принципы воспитания определяют характер и логику его, отбор содержания воспитания?

3. Как продуктивность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений?

4. Как продуктивность воспитания зависит от интенсивности процессов воспитания и самовоспитания?

5. Как продуктивность воспитания зависит от соответствия и организации действий по ее достижению?

6. Как продуктивность воспитания зависит от эффективности сопутствующих ему процессов – обучения и развития?

7. Как продуктивность воспитания зависит от объема и качества воспитательного воздействия?

8. Какова система общих принципов воспитания?

9. В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом?

10.В чем сущность принципа опоры на положительное?

11.В чем сущность личностного подхода в воспитании?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Установить связь закономерностей и принципов воспитания, Привести примеры из педагогической практики.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

2. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

Дополнительная

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

3. Неволина И.Я. Педагогика: теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие / И. Я. Неволина, Р. А. Лахин; СГПИ. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2009. - 95с.

4. Педагогика (учебные курсы: "Теория и методика воспитания" Социальная педагогика): УМК для спец. "Биология"; курс 3(2), семестр 5(3); [Рукопись] / Юрьева Г.П., сост. - Славянск-на-Кубани, 2007. - б/ц.

5. Педагогика. Разделы: Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: УМК для спец. "Физическая культура"; 3 курс, 5 семестр; ОДО; [Рукопись] / Неволина И.Я., сост. - Славянск-на-Кубани, 2009.

6. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

7. Педагогика: электронный учебник: CD / Крившенко Л.П., ред. - М.: КНОРУС, 2009. - ISBN 978-5-390-00249-0: 232-50.

8. Юрьева Г.П.Учебно-методическое пособие по курсу "Педагогика" (разделы "Теория воспитания", «Социальная педагогика») / Г. П. Юрьева. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. -91 с.

Семинарское занятие № 5

Тема занятия: Методы и приемы взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) в педагогическом процессе

Основные понятия: методы и технологии воспитания; формы воспитания, методы и приемы воспитания, средства воспитания, классификация методов воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности.

2. Классификации методов воспитания: история и современность.

3. Специфика методов воспитания, особенности их использования в практике работы учителя.

4. Конструирование методов обучения и воспитания.

 

При рассмотрении первых двух вопросов необходимо дать определение педагогической категории «метод воспитания». Следует понимать, что, отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Раскрывая классификации методов воспитания, обратите внимание на их разнообразие, обусловленное различием основных признаков (оснований) классификаций.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах вопроса: «Исторический экскурс по понятию «метод». Сущность понятий «метод», «прием» и «средство» воспитания», выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

3. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

ñ В чем сущность метода и приема воспитания?

ñ Метод воспитания и метод воздействия; в чем сходство и различия?

ñ Какие методы относятся к группе методов формирования сознания?

ñ Классификация методов воспитания; зачем? Что в основе? Какая классификация наиболее приемлема?

ñ Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

ñ Какие методы входят в группу методов стимулирования?

ñ В чем смысл этических бесед?

ñ В чем сущность метода примера?

ñ Зачем необходимо использовать упражнения?

ñ как проводятся упражнения?

ñ В чем сущность метода наказания?

ñ Как организуются и проводятся воспитательные дела?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Установите требования к педагогическим методам в современных условиях. Преодоление негативных явлений в практике использования традиционных методов воспитания.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3: Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5
  2. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8
  3. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3308-2: 267-52.

 

Дополнительная

1. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

2. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. - М.: Ноосфера, 1999. - 300 с. - ISBN 5-93134-028-9

3. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика" / Сластенин В.А., ред. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2404-9

  1. Педагогика (учебные курсы: "Теория и методика воспитания" Социальная педагогика): УМК для спец. "Биология"; курс 3(2), семестр 5(3); [Рукопись] / Юрьева Г.П., сост. - Славянск-на-Кубани, 2007. - б/ц.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

 

Семинарское занятие №6

Тема занятия: Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Основные понятия: классный руководитель, функции классного руководителя, внеучебная воспитательная работа, подход, содержание воспитания, направления воспитательной работы, стиль педагогической деятельности; детский коллектив, закономерности его становления и развития; педагогическая диагностика и мониторинг.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности внеучебной воспитательной работы.

2. Сущность и структура воспитательной работы.

3. Основные подходы к определению содержания воспитательной работы.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции 1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

4. Изучить материал книги Рожкова М.И., Байбородовой Л.В. «Воспитание учащихся: теория и методика», глава 3, с.41 – 48.

5. Составить схему, показывающую взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

- по выбору студентов:

1. Описать воспитательный процесс любого, известного вам учебного заведения.

2. Составить описание воспитательной работы любого классного руководителя.

Индивидуальное задание

Привести примеры реализации конкретными педагогами определенного стиля отношений с воспитанниками.

Вопросы для самоконтроля:

1. Классный руководитель как организатор Учебно-воспитательного процесса в школе.

2. Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений.

3. Классный руководитель как лидер детского (подросткового) объединения – класса.

4. Позиция классного руководителя в «трудном» классе.

5. Классный руководитель и малый педагогический коллектив как коллектив единомышленников.

При изучении вопросов семинара необходимо, прежде всего, выделить основные функции классного руководителя, личностные и профессиональные качества, которыми он должен обладать.

В процессе подготовки обратите внимание на особенности педагогической деятельности классного руководителя в современной школе.

План занятия

1. Письменный опрос (10 мин.)

I вариант II вариант
1. Соотнесите понятия «процесс воспитания» и «воспитательный процесс». 1. Покажите взаимосвязь учебного и воспитательного процессов.
2. Охарактеризуйте первую группу функций воспитательной работы. 2. Охарактеризуйте третью группу функций воспитательной работы.

2. Взаимопроверка (5 мин.).

3. Организация рефлексии (10 мин.):

- Какие вопросы вызвали у Вас затруднения при письменном опросе и при подготовке домашнего задания? (Обсудить возникшие вопросы).

4. Работа в микрогруппах по выполнению задания: схематично изобразить структуру воспитательного процесса. Обсуждение предложенных вариантов и выбор лучшего (15-20 мин.).

5. Обсуждение основных направлений воспитательной работы и заполнение таблицы №1 (20 мин.).

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: