Характеристика основных направлений воспитательной работы




Направление Задачи направления Формы работы Методы работы
       

 

6. Распределение студентов по группам с учетом выполненного по выбору задания и определение лучшего варианта (10 мин.).

7. Выступление представителей с лучшими вариантами домашних заданий. Оценка вариантов (10 мин.).

8. Выступления студентов, выполнявших домашнее задание индивидуально, вывод об эффективности различных стилей отношений между воспитателями и воспитанниками (10-15 мин.).

9. Подведение итогов занятия, взаимооценка (5 мин.).

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Борытко Н.М.Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим спец. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3308-2: 267-52.

2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3: Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0: 125-84.

4. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

 

Семинарское занятие №7

Тема занятия: Современные воспитательные системы

Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, теории воспитания, технологии воспитания, педагогическая система, воспитательная система, компоненты воспитательной системы, развитие образовательных систем; воспитание, развитие, воспитательный процесс, эмпатия, развитие, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, перцепция.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятия «воспитательная система». Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.

2. Современные воспитательные системы и технологии.

2.1. Технологии проектирования воспитательной системы.

2.2. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе.

2.3. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач

3. Управление воспитательной системой.

4. Целеполагание, прогнозирование, планирование, диагностика воспитания.

При изучении вопросов семинара необходимо, прежде всего, уяснить, что педагогическая система школы представляет собой целенаправленную, самоорганизующуюся систему, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Раскрывая многообразие воспитательных системы, следует дать характеристику аксиологической основы педагогической системы школы, которую составляет теоретическая концепция, включающая ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории. Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию.

 

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

4. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

ñ В чем заключается взаимосвязь образования, школы и общества?

ñ Возможности обновления политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.

ñ В чем специфика школы как воспитательной системы?

ñ Воспитательная система школы как саморазвивающаяся система. Как управлять развитием этой системы?

ñ Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных воспитательных систем?

ñ Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обогащает теорию педагогики?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Обсуждение изученных вариантов воспитательных систем школ с точки зрения наиболее интересных явлений, фактов, которые отметили студента.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Борытко Н.М.Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим спец. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3308-2: 267-52.

2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3: Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0: 125-84.

4. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

 

Семинарское занятие № 8

Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма.

Основные базовые понятия: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, воспитательная система, компоненты воспитательной системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

2. Актуальность, определение, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Воспитание патриотизма и интернационализма.

4. Система работы учителя начальных классов по формированию патриотизма и интернационализма качеств.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение на тему «Патриотизм в истории Российского государства».

2. Проведите сравнительный анализ современных трактовок понятий «патриотизм» и «интернационализм».

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение на одну из тем:

- «Современная социально-политическая ситуация в России»;

- «Особенности межнациональных отношений в стране».

При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что это один из острых вопросов стоящих перед современным обществом. К тому же это один из самых сложных вопросов педагогики.

Обратите внимание на то, что формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека.

Следует уяснить что, культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

При подготовке вопросов следует обратить внимание на то, что для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:

- потребностно-мотивационный компонент;

- когнитивно-интеллектуальный;

- эмоционально-чувственный;

- поведенческий;

- волевой.

 

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Возможности общеобразовательной школы в воспитании патриотизма как качества личности» (10 мин.).

5. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

1. Сущность понятия «культура межнационального общения»?

2. Каковы критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Каковы возможности общеобразовательной школы в воспитании данного качества личности?

4. В чем состоит сущность патриотизма и интернационализма как нравственных качеств личности?

5. Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и интернационализма?

6. Каковы формы патриотического и интернационалистического воспитания?

7. Какие мероприятия могут быть проведены педагогом в целях патриотического и интернационалистического воспитания школьников?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению патриотического и интернационалистического воспитания школьников.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8
  2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3: Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

Дополнительная

1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

2. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

3. Поставнев В.М.Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. - 2008. - №12. - С.4-11.

4. Райхлина Е.Л.Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. - 2009.- №9. - С. 9-13.

 

Семинарское занятие № 9

Тема занятия: Воспитание веротерпимости, толерантности.

Основные понятия: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение веротерпимости и толерантности и формирование данных качеств как личностных.

2. Возможности общеобразовательной школы, актуальность, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Определение веротерпимости и толерантности как качеств личности.

4. Особенности работы школы по их воспитанию у учащихся.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение на тему «История отношения Российского государства к религиозному воспитанию в школе»».

В ходе подготовки первого вопроса необходимо дать ретроспективный анализ проблемы воспитания веротерпимости и толерантности. При этом следует раскрыть суть понятий (веротерпимость, толерантность).

Следует рассмотреть возможности общеобразовательной школы и особенности работы школы и учителя по их воспитанию у учащихся веротерпимости и толерантности.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

5. г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Значение веротерпимости и толерантности в укреплении государственности России» (10 мин.).

6. Обсуждение вопроса №3 (15-20 мин.).

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению воспитания у школьников толерантности.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8
  2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3: Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

Дополнительная

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

2. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика" / Сластенин В.А., ред. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2404-9

3. Нечаев М.П. Теория и практика управления воспитанием: Краткое учебное пособие / М. П. Нечаев. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 144 с. - ISBN 5-8429-0128-5

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

5. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: