Ответственность за нарушения.




Лекция 2.

 

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Общие аспекты управления.

Управление БЖД - это комплекс управляющих действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на обеспечение безопасности человека в сфере производства и быта как в нормальных, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Управление БЖД имеет правовой, социально-экономический, технический, организационный, медицинский, экологический, психологический и этический аспекты.

1. Правовой аспект заключается в разработке и обязательном выполнении законодательных и нормативных актов.

2. Социально-экономический аспект заключается в целенаправленном финансировании комплекса мер безопасности во всех сферах деятельности человека.

3. Технический - в проектировании и строительстве коммуникаций, внедрении технологий, материалов или проектов, которые ориентированы на сохранение здоровья и безопасности человека.

4. Организационный - в создании аппарата управления, надзора и контроля за безопасностью жизнедеятельности и обеспечении его функционирования на всех уровнях.

5. Медицинский аспект связан с:

¨ комплексной оценкой влияния всех окружающих факторов, трудовой деятельности и сопутствующих им социально-экономических факторов на здоровье человека;

¨ гигиенической регламентацией и государственной регистрацией любых опасных факторов;

¨ профессиональным отбором;

¨ проведением медосмотра, медико-социальной, судо-медицинской и санитарно-гигиенических экспертиз.

6. Экологический аспект заключается в обеспечении благоприятных биологических условий жизни человека и других компонентов биосферы, в уменьшении антропогенного влияния на окружающую среду.

7. Психологический аспект связан с психологическими травмами, нанесенными каждым несчастным случаем, аварией или катастрофой.

8. Этический (моральный) аспект связан со взглядами, представлениями и нормами, которые регулируют безопасное поведение людей.

Управление БЖД должно осуществляться на этапах проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и ликвидации всех народно хозяйственных объектов.

 

Законодательные основы БЖД.

В Декларации о государственном суверенитете Украины отдельный раздел посвящен экологической безопасности - составной части безопасности жизни человека.

В первой статье Конституции Украины утверждается: “Человек, его жизнь и здоровье определяются на Украине наивысшей социальной ценностью”.

В других статьях провозглашены права граждан на надлежащие безопасные условия труда (ст. 43); на социальную защиту, обеспечения прав в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, утраты кормильца (ст. 46); на охрану здоровья, безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50).

Одним из первых законов Украины, регулирующих охрану жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, является закон Украины “Об охране труда” (1992). Составной частью этого законодательства является Кодекс законов о труде.

Среди законов, регулирующих безопасность человека во всех сферах его деятельности, следует выделить:

¨ Закон Украины “О пожарной безопасности” (1993);

¨ Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” (1994);

¨ Закон Украины “О дорожном движении” (1993);

¨ Закон Украины “Об охране окружающей Среды” (1991);

¨ Закон Украины “Об охране атмосферного воздуха” (1992);

¨ Закон Украины “ Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”

¨ Закон Украины “ Об экологической экспертизе” и др.

На основе законов разработан ряд кодексов: лесной, водный, о недрах земли и др.

На Украине создан Государственный реестр межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда. Это нормативные акты по вопросам безопасности, гигиены труда и охране окружающей среды, включающие правила, стандарты, положения, инструкции, уставы, списки, международное законодательство и другие нормативные документы.

 

Ответственность за нарушения.

За нарушение рассмотренных законов виновные привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновных за противоправные действия (нарушение дисциплины, невыполнение обязанностей и т. д.) взыскания в виде выговора или увольнения.

Административная ответственность - разновидность мер государственно-правового влияния на виновных в правонарушении в виде административного взыскания: штрафа, лишения права занятия специальной деятельностью.

Материальная ответственность - разновидность юридической ответственности, предусматривающая выполнение обязанностей юридических или физических лиц в отношении компенсации убытков, причиненных владельцам, гражданам и государству, нарушением требований законодательства в отношении безопасности жизни и здоровья.

Уголовная ответственность реализуется мерами уголовно-правового наказания лиц, виновных в совершении правонарушений с высоким уровнем риска и опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

В зависимости от тяжести правонарушения и его последствий применяются наказания: исправительные работы, криминальный штраф, лишение права занимать должности, лишение свободы и т. п.

Условия наступления ответственности, мера и степень наказания регулируется КЗоТ, УК Украины и др. нормативными актами.

 

Органы управления БЖД.

Государственное управление осуществляет:

1) Кабинет Министров Украины;

2) Министерство с чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;

3) Министерство труда и социальной политики;

4) Министерство охраны окружающей природной Среды и ядерной безопасности;

5) Министерство здравоохранения;

6) Министерство внутренних дел;

7) другие министерства и центральные органы государственной исполнительной власти;

8) государственные администрации и органы местного самоуправления.

При Кабинете Министров Украины создан Национальны совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения и Постоянная правительственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.

Для аварийно-спасательного обслуживания предприятий с вредными и опасными условиями труда созданы отраслевые и региональные профессиональные военизированные аварийно-спасательные формирования (ПВАСФ).

Составной частью системы государственного управления охраной жизни в аварийных и чрезвычайных ситуациях является центральный штаб, территориальные и объектовые подразделения гражданской обороны.

В чрезвычайных ситуациях для спасения людей, ликвидации аварий, стихийных бедствий и их последствий могут привлекаться подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, службы безопасности и Национальной гвардии.

Со сферой государственного управления БЖД связана работа профессиональных союзов и органов жилищно-коммунального хозяйства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: