Примеры задач к зачёту по курсу




Темы задач к зачёту по курсу

«Моделирование гуманитарных процессов»

Уч. год,

Группы ФИЗБ-О-11/1, МТМ-О-11/1, РФ-О-11/1.

 

Общие замечания. 1. На зачёте проверяются умения и навыки решения задач. Ниже приведён список тем задач, которых мы касались на семинарах и лекциях. Там же приведены примерные задачи, которые могут быть предложены на зачёте. В общем-то, это задачи из семестровых домашних работ.

2. Сколько задач достанется студенту на зачёте? Первоначально 2 (две) задачи из разных разделов курса. Далее всё зависит от того, какой силы навык решения задач покажет студент. Если студент имеет сильную или слабую подготовку, тут всё достаточно ясно – он получает зачёт или незачёт. В спорной же ситуации студенту могут быть предложены дополнительные задачи и вопросы. Их решения склонят чашу весов в сторону той или иной отметки.

 

1. Модель Мальтуса.

2. Вывод уравнений логистической кривой как решение модели Ферхюльста.

3. Дальнейшее видоизменение коэффициента смертности в модели Ферхюльста.

4. Модели взаимодействия видов. Модель Лотки-Вольтерра «хищник-жертва».

5. Нахождение классической вероятности.

6. Применение формулы полной вероятности.

7. Применение формулы Байеса.

8. Вычисление математического ожидания, дисперсии, среднеквадратичного отклонения, асимметрии и эксцесса случайной величины. Распределения – равномерное (дискретное и непрерывное), биномиальное, показательное, нормальное (гауссовское).

9. Связь между центральными и начальными моментами.

10. Постановка задач линейного программирования.

11. Преобразование задач линейного программирования.

12. Графический метод решения задач линейного программирования.

13. Решение транспортной задачи (методы северо-западного угла, минимального элемента, потенциалов).

 

Примеры задач к зачёту по курсу

«Моделирование гуманитарных процессов»

 

1. Игра состоит в одновременном броске двух игральных костей и подсчёте суммарного количества чисел, выпадающих на верхних гранях. При броске идеальной кости числа от 1 до 6 выпадают равновероятно. При броске неидеальной кости числа 2 и 5 выпадают с вероятностью p 2= p 5=0,2. Возможны три варианта выбора костей: 1) обе идеальные; 2) идеальная и неидеальная; 3) обе неидеальные. При каком выборе костей выгоднее играть?

2. Завод изготовляет изделия, каждое из которых с вероятностью p имеет дефект. В цехе имеются три контролёра; изделие осматривается только одним контролёром, с одинаковой вероятностью первым, вторым или третьим. Вероятность обнаружения дефекта (если он имеется) для i -го контролёра равна pi (i =1, 2, 3). Если изделие не было забраковано в цехе, то оно попадёт в ОТК (отдел технического контроля) завода, где дефект, если он имеется, обнаруживается с вероятностью p 0. Определить вероятности событий:

A – изделие будет забраковано;

B – изделие будет забраковано в цехе;

C – изделие будет забраковано в ОТК завода.

3. У рыбака имеется три излюбленных места для ловли рыбы, которые он посещает с равной вероятностью каждое. Если он закидывает удочку на первом месте, рыба клюёт с вероятностью 0,2; на втором месте – с вероятностью 0,6; на третьем – с вероятностью 0,7. Известно, что рыбак, выйдя на ловлю рыбы, три раза закинул удочку и рыба клюнула только один раз. Найти вероятность того, что он удил рыбу на первом месте.

4. Выразить эксцесс случайной величины через её начальные моменты.

5. Решить задачу линейного программирования графически:

, , , .

6. Решить задачу линейного программирования графически:

, , , .

7. Решить задачу линейного программирования графически:

, , , .

8. Составить задачу линейного программирования в каноническом виде.

Для изготовления сплава из меди, олова и цинка в качестве сырья используют два сплава тех же металлов, отличающиеся составом и стоимостью (см. таблицу).

Компоненты сплава Содержание компонентов в %
сплав № 1 сплав № 2
Медь Олово Цинк    
Стоимость 1 кг    

Получаемый сплав должен содержать не более 2 кг меди, не менее 3 кг олова, а содержание цинка может составлять от 7,2 до 12,8 кг. Определить количества xj, j =1,2, сплавов каждого вида, обеспечивающие получение нового сплава с минимальными затратами на сырьё.

9. Составить задачу линейного программирования в каноническом виде.

Для изготовления двух видов изделий A 1 и A 2 завод использует в качестве сырья алюминий и медь. На изготовлении изделий заняты токарные и фрезерные станки. Исходные данные задачи приведены в таблице. Определить план производства, при котором достигается максимальная прибыль.

Виды ресурсов Объём ресурсов Нормы расхода на 1 изделие
Изделие A 1 Изделие A 2
Алюминий (кг) Медь (кг) Токарные станки (станко-час) Фрезерные станки (станко-час)      
Прибыль на 1 изделие (тыс. руб.)      

10. Решить транспортную задачу методом потенциалов. Опорный план составить методом минимального элемента. (В ячейках заданы тарифы перевозки.)

Пункт отправления Пункт назначения Запасы
B1 B2 B3 B4
A1 A2 A3          
Потребности          

 

11. Решить транспортную задачу методом потенциалов. Опорный план составить методом северо-западного угла. (В ячейках заданы тарифы перевозки.)

Пункт отправления Пункт назначения Запасы
B1 B2 B3 B4
A1 A2 A3          
Потребности          

 

Литература.

1. Арнольд В. И. «Жёсткие» и «мягкие» математические модели. – М.: МЦНМО, 2000. – 32 с.

2. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

3. Ризниченко Г. Ю. Лекции по математическим моделям в биологии. Часть 1. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. – 232 с.

4. Таха Х. А. Введение в исследование операций. – М.: Вильямс, 2001. – 912 с.

5. Акулич И. Л. Математическое программирование в примерах и задачах. – Любое издание.

6. Грэхем Р., Кнут Д., Паташник О. Конкретная математика. Основание информатики. – М.: Мир; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 703 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: