РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
1.
МОТИВИРОВКА ВЫБОРА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.
•Определяется и формулируется основа мероприятия по факту или событию.
•Формулируется актуальность, проблематика и социально-педагогическая ценность для прогнозируемой аудитории. •Определяются предполагаемые организационные и исполнительские группы-участники.
2.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ.
• Тема
(греч. «тема» - то, что положено в основу) – это круг жизненных явлений действительности, отобранных и освещенных сценаристомрежиссером в художественно организованном праздничном событии, а также важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести до зрителя. Отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?».
• Идея основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
• Жанр
угол зрения художника на то или иное явление действительности, исторически сложившийся вид произведения с соответствующей системой выразительных средств. Именно жанр определяет язык и характер будущего произведения. Посредством жанра сценарист передает зрителю свой эмоциональный настрой.
• Атмосфера это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все...
• Конфликт (социальный, скрытый, открытый) борьба противоположных взглядов, интересов, устремлений, мировоззрений.
• Художественный образ, стиль это всегда символ, который обозначает материальное выражение сверхзадачи.
• Ход-приѐм (сценарный ход) это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.
• Темпоритм
Темпоритм помогает выражению чувств на сцене, он является прямым, непосредственным, иногда почти механическим возбудителем эмоциональной памяти, а следовательно, и самого внутреннего переживания, он помогает и созданию образа.
3.
ДЕЙСТВЕННОЕ И КОМПОЗИЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ.
• Сверхзадача, конечная цель.
это цель, ради которой развѐртывается действие представления.
• Композиция это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое.
• Событийный ряд
Само по себе событие – это сумма предлагаемых обстоятельств малого круга с одним действием (то, что происходит на наших глазах сейчас).
Событие длится во времени и пространстве. Оно может себя исчерпать или разрушиться более сильными предлагаемыми обстоятельствами. Событийный ряд – это цепочка событий, сменяющих друг друга.
В режиссуре существует пять событий:
1. Исходное.
Это первое событие в представлении. Событие, в котором выстраиваются предлагаемые обстоятельства.
2. Основное.
С чего начинается конфликт.
3. Центральное.
Конфликт достигает кульминации.
4. Финальное.
В этом событии конфликт разрешается.
5. Главное.
Здесь разрешаются исходные предлагаемые обстоятельства, где автор выражает свои мысли.
• Эпизодное построение, временные блоки.
Эпизод в сценарии – структурная единица театрализованного действа, которая представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент театрализованного представления. У каждого эпизода, в свою очередь, есть тема, идея и сверхзадача
Блок – совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.
• Сценические задачи исполнителей. Элементы сценической Задачи:
1) действие (что я делаю?)
2) цель (для чего я делаю?)
3) приспособление (как я делаю?)
Никакое действие не осуществляется ради самого действия.
Действия и цель могут устанавливаться заранее, приспособления ищутся в процессе действия.
• Ключевые мизансцены.
Мизансцены - расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля.
• Музыкальное оформление.
От подобранной музыкальной композиции в той или иной части представления напрямую зависит атмосфера, темпо-ритм и органичность представления в целом.
В работе по музыкальному оформлению театрализованного представления можно наметить следующие этапы:
-режиссерский замысел музыкального оформления;
-сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров;
-репетиционная работа по введению музыки в представление;
-руководство музыкой во время театрализованного представления.
• Приемы активизации зрителя (физический, художественный, вербальный и др.)
На этапе создания сценария автор программирует активизацию будущей аудитории, для того чтобы привлечь внимание зрителя к театрализованному действу, заинтересовать темой, проблемой, «условиями игры», в которую его приглашают, чтобы увлечь авторской мыслью, превратить зрителя в участника театрализованного действа.
Известны такие приемы активизации, как вербальный, физический, церемониально-обрядовый, игровой.
Вербальная активизация – возможность участников выразиться посредством слова,
Физическая побуждает массу к действиям, церемониально - обрядовая - обычаи (например, минута молчания), игровая – зрители становятся участниками какой- либо игры.
На этапе создания сценария
обрядовый
4.
СЦЕНОГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
• Планировка декораций, чертежи.
Условие выбора сценической площадки зависит:
- от масштабности и значимости празднуемого события;
- от сложившихся историко-культурных традиций празднования данного события в конкретном регионе, городе, коллективе;
- от географических, временных и погодных условий;
- от желаемого типа реального действия участников праздничного действа; - от финансовых возможностей заказчика праздничного мероприятия.
• Эскиз оформления сцены, макетирование.
• Эскиз костюмов.
• Эскиз афиши, программы, буклета, пригласительных билетов.
• Светозвуковая партитура.
5.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЫПУСКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
• Утвержденный сценарный план проведения театрализованного представления.
• Репетиция в выгородках. Сводные, прогонные, монтировочные, генеральные репетиции.
• Работа с звукорежиссером (музыкантами, композитором), художником, декоратором, хореографом и другими участниками.
• Сдача (время и дата премьеры) на зрителя.