1. Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг.ХIХ в.
б) в 80-х гг.ХIХ в.
в) в 90-х гг. ХIХ в.
г) в начале ХХ в.
2. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
а) Эпикуром
б) Демокритом
в) Аристотелем
г) Б.Спинозой
3. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений
б) с развитием метода интроспекции
в) с развитием метода наблюдения
г) с выходом трактата Аристотеля «О душе»
4. Психология как наука о сознании возникла в:
а) в ХV в.
б) в ХVI в.
в) в ХVII в.
г) в ХVIII в.
5. Психология как наука о поведении возникла в:
а) в ХVII в.
б) в ХVIII в.
в) в ХIХ в.
г) в ХХ в.
6. Определение психологии как науки о душе было дано в:
а) более трех тысяч лет тому назад
б) более двух тысяч лет тому назад
в) в ХVI в.
г) в ХVII в.
7. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни в жизни человека с точки зрения:
а) психологии души
б) психологии сознания
в) поведенческой психологии
г) психологии как отражательной деятельности мозга (психики)
8. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:
а) психоанализ
б) гештальтпсихология
в) бихевиоризм
г) гуманистическая психология
9. Психология – это наука о функциях сознания согласно:
а) функционализму
б) структурализму
в) бихевиоризму
г) психоанализу
10. Какой мыслитель считал, что душа – это материальное вещество, состоящее
из атомов огня:
а) Платон и Сократ
б) Аристотель
в) Демокрит
г) Геродот
11. В. Джемс принадлежит к исследователям:
а) функций сознания
б) структур сознания
в) поведения
г) психической деятельности
12. Дж.Уотсон предложил изучать:
а) функции сознания
б) структуры сознания
в) поведение
г) неосознаваемые процессы
13. Э. Титченер является учеником:
а) З. Фрейда
б) В. Вундта
в) Дж. Уотсона
г) Л.С. Выготского
14. Представление о «потоке сознания» (движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний), который подобен реке принадлежит:
а) В. Вундту
б) В. Джемсу
в) Сократу и Платону
г) Скиннеру
15. Особое направление в психологии, представители которого считали
ассоциацию единственным механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения всех психических феноменов, называется:
а) гештальтпсихологией
б) ассоцианизмом
в) психоанализом
г) интроспекцией
16. Какой ученый предложил альтернативную программе В.Вундта программу построения психологии как самостоятельной науки:
а) Г.В. Лейбниц
б) В. Кёлер
в) Ф. Брентано
г) К. Роджерс
17. Отметьте примеры автоматических (неосознаваемых) актов:
а) мигание
б) прием пищи
в) ходьба
г) разговор
18. К неосознаваемым процессам относятся:
а) неосознаваемые автоматизмы
б) целеполагание
в) явления неосознаваемой установки
г) неосознаваемые сопровождения сознательных действий
19. Какие основные формы проявления бессознательного выделил З.Фрейд:
а) сновидения
б) ошибочные действия
в) явления неосознаваемой установки
г) невротические симптомы
20. Э. Толмен предложил:
а) схему «стимул – реакция»
б) ввести термин «естественный эксперимент»
в) целостный подход
г) схему «стимул – какая-либо промежуточная переменная – реакция»
21. Представителем гуманистической психологии является:
а) К. Левин
б) К. Роджерс
в) А. Маслоу
г) М. Вертгеймер
22. Методология:
а) представляет собой результат процесса познания
б) определяет способы достижения и построения знания
в) является предметной поддержкой учебной деятельности
г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и
деятельности
23. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном
изменении, движении, называется принципом:
а) детерминизма
б) развития
в) перехода количественных изменений в качественные
г) объективизма
24. Какому принципу психологии присуща линейная зависимость и взаимосвязь (все на все влияет):
а) принцип детерминизма
б) принцип развития
в) принцип системности
г) принцип объективности
25. Какому научному принципу подходит данная характеристика:
«Целое не есть сумма частей, все элементы находятся во взаимосвязи»:
а) объективности
б) системности
в) единства сознания и деятельности
г) развития
26. Что такое наука:
а) наука – это область познания, основанная на доказательствах
б) наука – это область познания, основанная на созерцании явлений
в) наука – это область познания, основанная на изучении разнообразных текстов
27. Каковы факторы развития науки:
а) экономический, политический, личностный
б) социальный, предметно-логический, личностно-психологический
в) производственный, финансовый, человеческий
28. Гуманитарный этап в развитии науки характеризуется:
а) познанием единичных закономерностей
б) случайные единичные явления, как правило, исключаются из анализа и
объясняются ошибкой измерения
в) наличием герменевтического подхода
г) научные методы на этом этапе отсутствуют, знания не обобщены и не
достоверны
29. Этапы в развитии науки:
а) донаучный, псевдонаучный, научный
б) необъективный, объективный
в) донаучный, естественнонаучный, гуманитарный
30. «Прямой онтологизм – непосредственное отнесение знаний к самой
реальности; монотеоретизм – представление о том, что должна существовать
единственная теория, истинно описывающая реальность; объективизм –
предельная десубъективизированность знаний, устранение из теории всякого
субъективного». К каком у типу рациональности подходит данная характеристика:
а) классический
б) неклассический
в) постнеклассический
31. Постнеклассический этап характеризуется:
а) Методологизм – понимание того, что содержание знания может быть во многом коррелятом самого же метода. Неклассическая рациональность допускает, что знания и реальность могут соотноситься непрямым, весьма сложным образом. Политеоретизм – возможность сосуществования нескольких альтернативных описаний реальности. Неустранимость субъекта – признание и изучение субъективных составляющих науки (методологические средства и возможности субъекта; кроме того, признание того, что научные знания могут относиться не к самому объекту, а к сложному комплексу субъектно-объектных взаимодействий).
б) Признание ограниченности научных знаний и сверхсложности реальности (мы обладаем лишь грубыми теоретическими моделями, недостаточно отражающими высокий уровень спонтанности и самоорганизации мира).
Требование учёта ценности параметров мира, т.к. даже малое вмешательство может приводить к катастрофам и разрушению сложившихся в мире состояний и систем.
в) Прямой онтологизм – непосредственное отнесение знаний к самой
реальности; монотеоретизм – представление о том, что должна существовать
единственная теория, истинно описывающая реальность; объективизм –
предельная десубъективизированность знаний, устранение из теории
всякого субъективного.
32. Что характеризует научное знание:
а) знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на
допонятийном уровне (или в форме «житейских понятий»)
б) передача знаний возможна путём присвоения накопленного на протяжении
всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта
в) отчётливо выражено стремление к рациональному, осознанному,
объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств
г) знания представлены в обобщённой и абстрактной форме, в пределе выражено
стремление к строгим научным понятиям.
33. Инженерная психология изучает:
а) изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных
профессий
б) изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные
фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих
групп
в) изучает соответствующие особенности деятельности человека-оператора
(главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе
«человек – машина»)
34. Возрастная психология изучает:
а) закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания).
б) закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости; изучает возрастную динамику психических процессов, с учётом влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий; изучает дифференциально-психологические различия (половозрастные и типологические свойства).
в) изучает различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Основными методами являются тесты (индивидуальные, групповые, проективные).
35. К какой психологической отрасли подходит данное определение «Изучает на конкретно-историческом материале процессы становления и развития психологии как науки, механизмы научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения и распада научных школ. Осуществляет рефлексию психологической науки, обобщение результатов и достижений конкретных психологических дисциплин с целью определения перспектив развития психологической науки в целом»:
а) этнопсихология
б) история психологии
в) психология искусства
г) историческая психология
36. Краткое, стандартизированное психологическое исследование, в результате
которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или
личность в целом, - это:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) тестирование
г) самонаблюдение
37. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей,
позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах
жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято
называть:
а) пилотажным
б) лонгитюдным
в) сравнительным
г) комплексным
38. Какой вид опроса применяется в тех случаях, когда необходимо вести
наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет
глубже проникнуть в психологию человека. Данный вариант опроса требует
больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у
исследователя:
а) письменный
б) свободный
в) устный
г) стандартный
39. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт, называется:
а) наблюдением
б) экспериментом
в) тестированием
г) моделированием
40. К вспомогательным методам относятся:
а) анализ продуктов деятельности
б) эксперимент
в) близнецовый метод
г) анкетирование
41. По Б.Г. Ананьеву в психологии выделяются следующие группы методов:
а) объективные и субъективные
б) организационные; эмпирические; методы обработки данных; интерпретационные
в) основные; вспомогательные
г) житейские и научные
42. К психодиагностическим методам относят:
а) наблюдение и эксперимент
б) тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа
в) сравнительный метод
г) анализ материалов
43. Психология изучает:
а) психическую деятельность человека (процессы, состояния, явления) б) поведение и сознание
в) человека, внутренний мир человека и человека в мире
г) человека в информационном сообществе
44. В естественнонаучной психологии преобладает:
а) принцип элементаризма
б) объяснение
в) целостный подход
г) понимание