Пример выполнения лабораторной работы




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

 

ЦЕЛЬ: развитиеумений выполнения экспертной оценки качеств личности руководителя и его стилей управления (по методике Ю. П. Платонова, цит. по Горбатов, 2003).

В представленном ниже бланке для экспертной оценки выделено девять базовых характеристик руководителя:

1. Определенность - раскрывает структуру интересов к личным аспектам деятельности.

2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельности.

3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности.

4. Избирательность - способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива.

5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.

6. Действенность - умение увлечь за собой людей, мобилизовать их.

7. Требовательность - готовность проявлять данное качество в различных формах в зависимости от особенностей ситуаций.

8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые отклонения от установленных норм;

9. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты собственной работы и деятельности коллектива.

 

Каждая из указанных характеристик определяется по проявлению в деятельности руководителя семи признаков. Оценка признака дается по пятибалльной шкале, где низший балл -1,а высший - 5.

В состав группы экспертов необходимо включить 7-10членов трудового (учебного) коллектива одного статуса. В зависимости от конкретных условий исследование может проводиться либо в групповой форме (но без взаимодействия экспертов), либо индивидуально. Количество бланков должно соответствовать числу экспертов.

 

БЛАНК ЭКСПЕРТА

Содержание признаков характеристик  
«Определенность»
1.1. Проявляет интерес к деятельности руководителя  
1.2 Самостоятельно включается в организаторскую работу  
1.3. Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы)  
1.4. Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя  
1.5. Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений в коллективе (группе)  
1.6. Проявляет интерес к стимулированию деятельности членов коллектива (группы)  
1.7. Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы)  
Средний балл  
«Осознанность»
2.1. Считает, что главное - это результат и качество труда  
2.2. Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы)  
2.3. Считает необходимым поддержание дисциплины  
2.4. Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты  
2.5. Считает, что руководитель обязан способствовать инициативой и самостоятельной работе членов коллектива (группы)  
2.6. Считает, что отношения не должны носить формальный характер  
2.7. Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы)  
Средний балл  
«Целеустремленность»
3.1. Стремится принести максимальную пользу общему делу  
3.2. Стремится получить социальное признание  
3.3. Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские возможности  
3.4. Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы)  
3.5. Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности  
3.6.Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы  
3.7.Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой)  
Средний балл  
«Избирательность»
4.1.Способен давать людям точные характеристики  
4.2.Способен быстро оценивать особенности и состояния других людей  
4.3.Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком  
4.4. Способен анализировать особенности поведения других людей  
4.5. Способен к сопереживанию и сочувствию  
4.6. Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам  
4.7. Способен ориентироваться во взаимоотношениях  
Средний балл  
«Тактичность»
5.1. Способен находить правильный тон во взаимоотношениях  
5.2. Способен находить индивидуальный подход к людям  
5.3. Способен проявлять участливость, приходить на помощь  
5.4. Способен находить общий язык с разными людьми и в разных обстоятельствах  
5.5. Способен проявлять взвешенность в оценках  
5.6. Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости  
5.7. Способен общаться с людьми без грубости и чванства  
Средний балл  
«Действенность»
6.1. Способен воздействовать убедительностью доводов  
6.2. Способен к волевому воздействию  
6.3. Способен к эмоциональному воздействию  
6.4. Способен воздействовать личным примером (действием)  
6.5. Способен вызывать уверенность в успехе дела  
6.6. Способен словом побуждать коллектив (группу) к действию (делу)  
6.7. Способен правильно выбрать момент для воздействии  
Средний балл  
«Требовательность»
7.1.Способен смело предъявлять требования  
7.2.Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований  
7.3.Способен проявлять гибкость в требованиях  
7.4.Способен проявлять настойчивость в требованиях  
7.5.Способен проявлять постоянство в требованиях  
7.6.Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа)  
7.7.Способен находить должную меру требования  
Средний балл  
«Критичность»
8.1.Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей  
8.2.Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости  
8.3.Способен к доброжелательной критике  
8.4.Способен логично и аргументирование делать критические замечания  
8.5.Способен проявлять глубину и существенность в критических замечаниях  
8.6.Способен точно дифференцировать поведение и действия людей  
8.7.Способен к самокритичности в оценках своего поведения  
Средний балл  
«Ответственность»
9.1.Способен объективно оценивать свои успехи и неудачи  
9.2.Способен работать с полной отдачей сил  
9.3.Способен довести до конца начатое дело  
9.4.Способен интересы дела ставить выше личных интересов.  
9.5.Способен видеть в ошибках коллектива, прежде всего свои личные ошибки как руководителя  
9.6.Способен признавать ошибочность своих решений  
9.7.Способен ответственно выполнять любую работу  
Средний балл  
Итого:  

 

При обработке результатов исследователь подсчитывает сумму баллов, выставленных по каждой из 9 характеристик. Итоги переносятся в обобщающую таблицу. Затем вычисляются:

1. Сумма баллов, выставленных в целом каждым экспертом;

2. Средний балл каждого эксперта;

3. Сумма баллов, выставленных всей группой экспертов по каждой отдельной характеристике;

4. Средние баллы группы по отдельным характеристикам;

5. Общая сумма баллов всех экспертов;

6. Общий средний балл группы экспертов.

Обобщающая таблица

Эксперт Сумма баллов по характеристикам Всего Средний балл
                             
1.... 2.... 3.... 4.... и т.д.                      
сумма группы                      
средний балл группы                      

 

Общий средний балл позволяет выявить уровень качеств личности руководителя и характеристик способов управления.

Так, значения менее 21 интерпретируются как практическая непригодность к выполнению функций руководителя; показатели в интервале 21-27 - низкий уровень, показатели от 28 до 35 - средний уровень, и более 36 -высокий уровень (нормативные данные цит. по Горатов, 2003).

В том случае, если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно исключить их из общего рассмотрения. Значительная вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности группы, о разном уровне компетентности экспертов.

Пример выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа была выполнена студентом Ш.Е.М.

Цель исследования: Экспертная оценка качеств личности руководителя и характеристик способов управления по методике Ю. П. Платонова.

Материал и оборудование исследования: Бланк, разработанный по специальной программе; алгоритм вычислений.

Процедура исследования. Основные правила:

1. Каждая характеристика определяется семью признаками (будут указаны в таблице бланков экспертов).

2. Оценка каждого из признаков дается по пятибалльной шкале: низший балл – «1», высший – «5».

3. Группа экспертов состоит из 8 членов трудового коллектива одного ранга.

5. Исследование проводится без взаимодействия экспертов между собой.

6. Количество бланков соответствует числу экспертов – 8 шт.

Испытуемые: В качестве экспертов выступала бригада (из 8-ми человек) швей, работающих под руководством начальника цеха по пошиву мягкой игрушки. Эксперты оценивали деятельность своего руководителя (у которого находятся в прямом подчинении) – начальника бригады. Важно отметить, что все эксперты и начальник – женщины, примерный возрастной диапазон – 30 – 50 лет.

Процедура исследования:

1. Сбор данных независимыми экспертами (заполнение бланков).

2. Обработка результатов исследователем.

Последовательность:

- перенос данных из бланков каждого эксперта в обобщающую таблицу бланков экспертов (раздел «Обработка результатов);

- подсчет суммы баллов, выставленных по каждой из 9 характеристик;

- итоги (раздел «Результаты исследования») переносятся в обобщающую таблицу.

3. Производятся вычисления:

- суммы баллов, выставленных в целом каждым экспертом;

- среднего балла каждого эксперта;

- суммы баллов, выставленных всей группой экспертов по каждой отдельной характеристике;

- средних баллов группы по отдельным характеристикам;

- общей суммы баллов всех экспертов;

- общего среднего балла группы экспертов.

4. Уровень качеств личности руководителя, а также характеристики способов управления рассчитываются и анализируются на основании общего среднего балла, полученного в результате вычислений.

Интерпретация числовых эквивалентов производится по следующему принципу:

- показатель менее 21 - как практическая непригодность к выполнению функций руководителя;

- показатель в интервале 21-27 - низкий уровень руководителя;

- показатель от 28 до 35 - средний уровень руководителя;

- показатель более 36 - высокий уровень руководителя.

Если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то в соответствии с методикой эти значения исключаются из общего рассмотрения.

Результаты исследования:

№ Эксперта Сумма баллов по характеристикам Всего Средний балл  
                   
 
                      30,3  
                      31,4  
                      32,4  
                      31,3  
                      30,7  
                      29,9  
                      30,5  
                      30,9  
сумма группы                   -- --  
средний балл группы 31,2     28,9 32,2 30,4 30,2 32,5   -- 30,9  

Выводы

Результатом проведенного исследования методом экспертного оценивания считается средний балл 30,9.

Полученное значение соответствует интервалу оценочной шкалы от 28 до 35 - средний уровень руководителя.

Экспертное оценивание проводилось по окончании смены, поэтому наблюдалась легкая усталость у экспертов и желание быстрее завершить предложенную работу по оцениванию. Однако, важно так же отметить тот факт, что начальник смены (которого оценивали) освободила швей сразу же после окончании смены выполнять предложенное им задания, в то время как сама вместо швей проверяла и приводила в порядок их рабочие места по окончании смены (что говорит о слаженности и взаимопомощи в коллективе).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: