ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ: развитиеумений выполнения экспертной оценки качеств личности руководителя и его стилей управления (по методике Ю. П. Платонова, цит. по Горбатов, 2003).
В представленном ниже бланке для экспертной оценки выделено девять базовых характеристик руководителя:
1. Определенность - раскрывает структуру интересов к личным аспектам деятельности.
2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельности.
3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности.
4. Избирательность - способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива.
5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
6. Действенность - умение увлечь за собой людей, мобилизовать их.
7. Требовательность - готовность проявлять данное качество в различных формах в зависимости от особенностей ситуаций.
8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые отклонения от установленных норм;
9. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты собственной работы и деятельности коллектива.
Каждая из указанных характеристик определяется по проявлению в деятельности руководителя семи признаков. Оценка признака дается по пятибалльной шкале, где низший балл -1,а высший - 5.
В состав группы экспертов необходимо включить 7-10членов трудового (учебного) коллектива одного статуса. В зависимости от конкретных условий исследование может проводиться либо в групповой форме (но без взаимодействия экспертов), либо индивидуально. Количество бланков должно соответствовать числу экспертов.
БЛАНК ЭКСПЕРТА
Содержание признаков характеристик | |
«Определенность» | |
1.1. Проявляет интерес к деятельности руководителя | |
1.2 Самостоятельно включается в организаторскую работу | |
1.3. Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы) | |
1.4. Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя | |
1.5. Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений в коллективе (группе) | |
1.6. Проявляет интерес к стимулированию деятельности членов коллектива (группы) | |
1.7. Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы) | |
Средний балл | |
«Осознанность» | |
2.1. Считает, что главное - это результат и качество труда | |
2.2. Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы) | |
2.3. Считает необходимым поддержание дисциплины | |
2.4. Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты | |
2.5. Считает, что руководитель обязан способствовать инициативой и самостоятельной работе членов коллектива (группы) | |
2.6. Считает, что отношения не должны носить формальный характер | |
2.7. Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы) | |
Средний балл | |
«Целеустремленность» | |
3.1. Стремится принести максимальную пользу общему делу | |
3.2. Стремится получить социальное признание | |
3.3. Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские возможности | |
3.4. Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы) | |
3.5. Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности | |
3.6.Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы | |
3.7.Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой) | |
Средний балл | |
«Избирательность» | |
4.1.Способен давать людям точные характеристики | |
4.2.Способен быстро оценивать особенности и состояния других людей | |
4.3.Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком | |
4.4. Способен анализировать особенности поведения других людей | |
4.5. Способен к сопереживанию и сочувствию | |
4.6. Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам | |
4.7. Способен ориентироваться во взаимоотношениях | |
Средний балл | |
«Тактичность» | |
5.1. Способен находить правильный тон во взаимоотношениях | |
5.2. Способен находить индивидуальный подход к людям | |
5.3. Способен проявлять участливость, приходить на помощь | |
5.4. Способен находить общий язык с разными людьми и в разных обстоятельствах | |
5.5. Способен проявлять взвешенность в оценках | |
5.6. Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости | |
5.7. Способен общаться с людьми без грубости и чванства | |
Средний балл | |
«Действенность» | |
6.1. Способен воздействовать убедительностью доводов | |
6.2. Способен к волевому воздействию | |
6.3. Способен к эмоциональному воздействию | |
6.4. Способен воздействовать личным примером (действием) | |
6.5. Способен вызывать уверенность в успехе дела | |
6.6. Способен словом побуждать коллектив (группу) к действию (делу) | |
6.7. Способен правильно выбрать момент для воздействии | |
Средний балл | |
«Требовательность» | |
7.1.Способен смело предъявлять требования | |
7.2.Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований | |
7.3.Способен проявлять гибкость в требованиях | |
7.4.Способен проявлять настойчивость в требованиях | |
7.5.Способен проявлять постоянство в требованиях | |
7.6.Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа) | |
7.7.Способен находить должную меру требования | |
Средний балл | |
«Критичность» | |
8.1.Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей | |
8.2.Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости | |
8.3.Способен к доброжелательной критике | |
8.4.Способен логично и аргументирование делать критические замечания | |
8.5.Способен проявлять глубину и существенность в критических замечаниях | |
8.6.Способен точно дифференцировать поведение и действия людей | |
8.7.Способен к самокритичности в оценках своего поведения | |
Средний балл | |
«Ответственность» | |
9.1.Способен объективно оценивать свои успехи и неудачи | |
9.2.Способен работать с полной отдачей сил | |
9.3.Способен довести до конца начатое дело | |
9.4.Способен интересы дела ставить выше личных интересов. | |
9.5.Способен видеть в ошибках коллектива, прежде всего свои личные ошибки как руководителя | |
9.6.Способен признавать ошибочность своих решений | |
9.7.Способен ответственно выполнять любую работу | |
Средний балл | |
Итого: |
При обработке результатов исследователь подсчитывает сумму баллов, выставленных по каждой из 9 характеристик. Итоги переносятся в обобщающую таблицу. Затем вычисляются:
1. Сумма баллов, выставленных в целом каждым экспертом;
2. Средний балл каждого эксперта;
3. Сумма баллов, выставленных всей группой экспертов по каждой отдельной характеристике;
4. Средние баллы группы по отдельным характеристикам;
5. Общая сумма баллов всех экспертов;
6. Общий средний балл группы экспертов.
Обобщающая таблица
Эксперт | Сумма баллов по характеристикам | Всего | Средний балл | ||||||||
1.... 2.... 3.... 4.... и т.д. | |||||||||||
сумма группы | |||||||||||
средний балл группы |
Общий средний балл позволяет выявить уровень качеств личности руководителя и характеристик способов управления.
Так, значения менее 21 интерпретируются как практическая непригодность к выполнению функций руководителя; показатели в интервале 21-27 - низкий уровень, показатели от 28 до 35 - средний уровень, и более 36 -высокий уровень (нормативные данные цит. по Горатов, 2003).
В том случае, если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно исключить их из общего рассмотрения. Значительная вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности группы, о разном уровне компетентности экспертов.
Пример выполнения лабораторной работы
Лабораторная работа была выполнена студентом Ш.Е.М.
Цель исследования: Экспертная оценка качеств личности руководителя и характеристик способов управления по методике Ю. П. Платонова.
Материал и оборудование исследования: Бланк, разработанный по специальной программе; алгоритм вычислений.
Процедура исследования. Основные правила:
1. Каждая характеристика определяется семью признаками (будут указаны в таблице бланков экспертов).
2. Оценка каждого из признаков дается по пятибалльной шкале: низший балл – «1», высший – «5».
3. Группа экспертов состоит из 8 членов трудового коллектива одного ранга.
5. Исследование проводится без взаимодействия экспертов между собой.
6. Количество бланков соответствует числу экспертов – 8 шт.
Испытуемые: В качестве экспертов выступала бригада (из 8-ми человек) швей, работающих под руководством начальника цеха по пошиву мягкой игрушки. Эксперты оценивали деятельность своего руководителя (у которого находятся в прямом подчинении) – начальника бригады. Важно отметить, что все эксперты и начальник – женщины, примерный возрастной диапазон – 30 – 50 лет.
Процедура исследования:
1. Сбор данных независимыми экспертами (заполнение бланков).
2. Обработка результатов исследователем.
Последовательность:
- перенос данных из бланков каждого эксперта в обобщающую таблицу бланков экспертов (раздел «Обработка результатов);
- подсчет суммы баллов, выставленных по каждой из 9 характеристик;
- итоги (раздел «Результаты исследования») переносятся в обобщающую таблицу.
3. Производятся вычисления:
- суммы баллов, выставленных в целом каждым экспертом;
- среднего балла каждого эксперта;
- суммы баллов, выставленных всей группой экспертов по каждой отдельной характеристике;
- средних баллов группы по отдельным характеристикам;
- общей суммы баллов всех экспертов;
- общего среднего балла группы экспертов.
4. Уровень качеств личности руководителя, а также характеристики способов управления рассчитываются и анализируются на основании общего среднего балла, полученного в результате вычислений.
Интерпретация числовых эквивалентов производится по следующему принципу:
- показатель менее 21 - как практическая непригодность к выполнению функций руководителя;
- показатель в интервале 21-27 - низкий уровень руководителя;
- показатель от 28 до 35 - средний уровень руководителя;
- показатель более 36 - высокий уровень руководителя.
Если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то в соответствии с методикой эти значения исключаются из общего рассмотрения.
Результаты исследования:
№ Эксперта | Сумма баллов по характеристикам | Всего | Средний балл | |||||||||
30,3 | ||||||||||||
31,4 | ||||||||||||
32,4 | ||||||||||||
31,3 | ||||||||||||
30,7 | ||||||||||||
29,9 | ||||||||||||
30,5 | ||||||||||||
30,9 | ||||||||||||
сумма группы | -- | -- | ||||||||||
средний балл группы | 31,2 | 28,9 | 32,2 | 30,4 | 30,2 | 32,5 | -- | 30,9 |
Выводы
Результатом проведенного исследования методом экспертного оценивания считается средний балл 30,9.
Полученное значение соответствует интервалу оценочной шкалы от 28 до 35 - средний уровень руководителя.
Экспертное оценивание проводилось по окончании смены, поэтому наблюдалась легкая усталость у экспертов и желание быстрее завершить предложенную работу по оцениванию. Однако, важно так же отметить тот факт, что начальник смены (которого оценивали) освободила швей сразу же после окончании смены выполнять предложенное им задания, в то время как сама вместо швей проверяла и приводила в порядок их рабочие места по окончании смены (что говорит о слаженности и взаимопомощи в коллективе).