Порядок выполнения работы




ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫАВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Пары

 

Порядок работы:

- Чтение теоретической части

- Расчет лабораторной работы по вариантам с самостоятельным выбором поправочного коэффициента и вида хранения (открытое или закрытое).

- Отчет должен содержать все формулы и таблицы с необходимыми ссылками, приведенные в методике расчета.

- Защита работы включает обоснование решения и ответ на вопросы по теории (структура основных производственных фондов, основные понятия и расчетные формулы для определения показателей, характеризующих техническое состояние основных фондов и эффективность их использования.).

 

1 Цель проведения практического занятия:

 

1) изучение структуры основных производственных фондов;

2) изучение показателей, характеризующих использование основных производственных фондов;

3) приобретение навыка самостоятельного расчета среднегодовой стоимости производственных отчислений, показателей характеризующих техническое состояние основных фондов, и показателей, характеризующих эффективность их использования.

 

 

Теоретические положения

 

Производственные фонды, выделенные в распоряжение автотранспортного предприятия, состоят из основных производственных фондов и оборотных производственных фондов, выраженных в виде запасов товарно-материальных ценностей.

Основные производственные фонды – это те средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, не меняя своей вещественной формы, и по мере износа переносят свою стоимость на готовый продукт частями в виде амортизационных отчислений.

К основным фондам автотранспортных предприятий относятся: подвижной состав, здания и сооружения, силовые установки и производственное оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, дорогостоящий инструмент.

Оборотные фонды, обслуживая производственный процесс, целиком потребляются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя свою натуральную форму.

На автомобильном транспорте применяется следующая классификация основных производственных фондов:

- транспортные средства – автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы;

- здания – здания, занятые производственными цехами, мастерскими, административно-бытовые помещения и склады;

- сооружения – топливозаправочные колонки, подземные и наземные хранилища топлива, эстакады, грязеотстойники, оборудованные стоянки автомобилей;

- передаточные устройства – электросети, линии сигнализации и связи, водопроводы, газопроводы производственного назначения;

- производственное оборудование зон и цехов технического обслуживания и ремонта автомобилей;

- силовые машины и оборудование – двигатели внутреннего сгорания, генераторы, паровые котлы и установки и другое силовое оборудование, кроме установленного на автомобилях;

- инструменты всех видов со сроком службы более года. В эту группу относятся и измерительные и лабораторные приборы;

- производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности – счетные приборы, пишущие машинки, хозяйственное оборудование.

Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют производственную структуру основных фондов. Структура основных фондов зависит от состава автомобильного парка, типа автотранспортного предприятия, уровня концентрации и специализации производства, материально-технической базы предприятия и других факторов.

Производственная структура основных фондов и динамика ее развития являются показателями технического уровня предприятия и влияют на эффективность использования основных фондов. Основные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части в АТП относится подвижной состав, непосредственно действующий в выполнении транспортного процесса. Чем выше и совершенней доля активной части в составе основных фондов, тем выше показатели их использования, но это может привести к снижению технического состояния автомобилей. На автомобильном транспорте доля подвижного состава в общей стоимости основных фондов составляет около 60 %, в то время как по рекомендации НИИАТа подвижной состав должен составлять около 40 %, а производственно-техническая база около

60 %.

Основные фонды, числящиеся на балансе предприятия, учитываются в натуральных показателях и денежном выражении. Натуральные показатели (количество автомобилей, площадь зон и цехов вкв. метрах) служат для расчета производственной мощности, провозной способности парка, пропускной способности зон и цехов предприятия. Техническая характеристика основных фондов фиксируется в техническом паспорте автотранспортного предприятия.

Основные фонды в денежном выражении учитываются по первоначальной или балансовой стоимости, восстановительной и остаточной стоимости.

Балансовая стоимость складывается из суммы затрат на приобретение основных фондов, транспортировку, монтаж и других видов работ, связанных с вводом их в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость определяется в результате переоценки основных фондов. Она показывает во сколько обошлось бы создание действующих основных фондов в данный момент в современных ценах с учетом морального износа и удешевления строительства.

Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и стоимостью износа основных фондов. Стоимость износа, определяется суммой начисленной амортизации на полное восстановление основных фондов с момента ввода их в эксплуатацию.

(1)

где - остаточная стоимость основных фондов, руб.;

- балансовая (или восстановительная) стоимость основных фондов, руб.;

- стоимость износа основных фондов, руб.

Замена и обновление изношенных основных фондов производится за счет амортизационных отчислений. Амортизация представляет со­бой планомерный процесс перенесения стоимости на создаваемый про­дукт. Одна часть амортизационного фонда используется для возмеще­ния изношенных основных фондов, другая часть служит источником финансирования капитального ремонта и модернизации. Для подвижного состава годовая сумма амортизационных отчислений зависит от пробега автомобилей за год, для прочих основных фондов - от срока службы в годах.

Годовая сумма амортизационных отчислений для автомобилей определяется по формуле:

 

(2)

 

где - годовая сумма амортизационных отчислений автомобилей, руб.;

- балансовая стоимость I-го автомобиля, руб.

;

- оптовая цена автомобиля по прейскуранту (приложение В);

- коэффициент, учитывающий затраты на транспортировку;

= 1,05 ÷ 1,08;

- годовой пробег одного автомобиля, км (приложение В);

- списочное количество автомобилей, шт. (приложение В);

- норма амортизационных отчислений на восстановление автомобилей, % на 1000 км (приложение Г).

Для остальных видов основных фондов амортизационные отчисления на капитальный ремонт и восстановление определяются по формуле:

(3)

где - годовая сумма амортизационных отчислений, соответственно для j-го вида основных фондов;

- балансовая, среднегодовая стоимость соответствующих j-х видов основных фондов. Для упрощения расчетов вместо среднегодовой стоимости можно принять стоимость основных фондов на начало года (таблица 1);

- норма амортизационных отчислений на восстановление, соответственно, j-го вида основных фондов (приложение Г).

Так как стоимость основных фондов в течение года меняется, то стоимость основных фондов определяется на начало года, на конец года и среднегодовая стоимость.

Стоимость основных фондов на конец года равна стоимости основных фондов на начало года, плюс стоимость вводимых в действие основных фондов в течение годы и минус стоимость выбывавших основных фондов а течение года.

(4)

где - стоимость основных фондов на конец года, руб.;

- стоимость вводимых в действие основных фондов в течение года, руб.;

- стоимость выбывающих основных фондов в течение года, руб.

Среднегодовая стоимость основных фондов:

 

где - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

, - соответственно стоимость наличных основных фондов на начало года и конец года, руб.;

, , - соответственно стоимость наличных основных фондов на 1 число четвертого, седьмого и десятого месяца, руб.;

Техническое состояние основных фондов характеризуется следующими показателями:

- коэффициент износа основных фондов (Кизн), показывающий степень их износа.

(6)

где - стоимость износа основных фондов с момента ввода их в эксплуатацию.

Стоимость износа определяется суммой, начисленной амортизации на восстановление основных фондов с момента ввода их в эксплуатацию (таблица 2).

(7)

где Тэксп – среднее время работы j-го вида основных фондов в годах с момента ввода их в эксплуатацию (приложение Г).

Коэффициент годности (Кгод) основных фондов определяется отношением остаточной стоимости основных фондов к их балансовой стоимости.

(8)

Коэффициент обновления основных фондов (Кобн) определяется отношением стоимости вновь вводимых в действие основных фондов в течение года к стоимости основных фондов на конец года.

(9)

Коэффициент выбытия основных фондов (Квыб) определяется отношением стоимости выбывших основных фондов в течение года к первоначальной стоимости основных фондов на начало года.

(10)

Эффективность использования основных фондов оценивается показателями: фондоотдачей, фондоемкостью, фондовооруженностью и уровнем рентабельности.

Коэффициент фондоотдачи основных фондов (Фо) определяется отношением стоимости выполненных перевозок за год к среднегодовой стоимости основных фондов.

(11)

где Вд валовой доход предприятия (стоимость выполненных перевозок), руб. (приложение В).

Фондоемкость (Фе) ­– величина, обратная фондоотдаче, показывает размер основных фондов, с помощью которых получен каждый рубль дохода.

(12)

Фондовооруженность (Фв) характеризует степень оснащенности каждого работника предприятия основными производственными фондами.

(13)

где Рсп.раб. среднесписочное количество работающих на АТП, человек (приложение В).

Общий уровень рентабельности определяется отношением балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

(14)

где Пр – балансовая прибыль предприятия (приложение В).

Порядок выполнения работы

 

3.1 Определить стоимость основных производственных фондов на начало и конец года и рассчитать их структуру. Результаты расчетов свести в таблицу 1.

Стоимость зданий, сооружений и передаточных устройств определяется на основании типа АТП, списочного количества автомобилей и среднесуточного пробега автомобиля (приложение А и В).

Стоимость оборудования определяется на основании (приложения Б). Стоимость подвижного состава определяется на основании (приложения В).

Таблица 1 - Стоимость и структура основных производственных фондов

  Наименование основных фондов Стоимость ОПФ, тыс.руб.   %
Здания, сооружения и передаточные устройства    
Производственное оборудование    
Транспортные средства    
Дорогостоящий инструмент и приспособления    
Производственный и хозяйственный инвентарь    
Итого стоимость ОПФ    

 

3.2 Определить стоимость основных производственных фондов на конец года, используя (приложение Г) формула 4.

3.3 Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов, используя (приложения Г) формула 5.

3.4 Рассчитать годовую сумму амортизационных отчислений по видам основных производственных фондов, используя таблицу 1 (приложение Г) формулы 2,3. Результаты расчетов свести в таблицу 2.

 

Таблица 2 - Расчет амортизационных отчислений

 

Наименование основных фондов Стоимость основных фондов на начало года, руб. Норма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов Сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов

 

3.5 Определить остаточную стоимость основных производственных фондов. Расчет остаточной стоимости произвести только для подвижного состава

 

Сб , руб. (15)

где Сост – остаточная стоимость автомобилей, руб.;

– балансовая стоимость всех автомобилей, руб.;

– стоимость износа автомобилей, руб.;

– амортизационные отчисления на восстановление автомобилей, руб.:

– среднее время работы автомобиля в годах с момента ввода его в эксплуатацию на конец расчетного года (приложение Г).

 

3.6 Рассчитать показатели, характеризующие техническое состояние основных фондов. Расчет свести в таблицу 3.

Таблица 3

 

Наименование показателей Формула Числовое значение

 

3.7 Рассчитать показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов. Расчет свести в таблицу 4.

 

Таблица 4

 

Наименование показателей Формула Числовое значение

 

3.8 Рассчитать общий уровень рентабельности.

Приложение А

Стоимость строительства на 1 списочный автомобиль в тыс. руб.

 

А.1 Грузовые автомобили (открытое хранение, II категория эксплуатации)

Грузоподъемность автомобиля в тоннах Среднесуточный пробег в км Списочное количество автомобилей, шт
         
От 2,5 до 3,4   40,8 44,4 48,2 32,2 35,0 38,0 28,0 30,4 33,2 25,8 28,0 30,4 24,2 26,2 28,6
От 3,5 до 5,0   44,4 48,2 52,4 35,0 38,0 41,4 30,4 33,2 36,2 28,0 30,4 33,2 26,2 28,6 30,4
От 5,1 до 10,0   75,6 82,0 89,0 59,6 64,6 70,6 51,6 56,0 61,6 47,6 51,2 56,4 54,4 48,4 53,0
От 10,1 до 25,0   110,8 124,8 131,2 87,4 90,4 103,4 76,0 85,6 90,0 70,0 78,8 82,8 65,6 73,6 67,6
От 25,1 до 27   199,8 225,0 236,4 157,4 177,2 180,2 137,0 154,2 162,0 126,0 141,8 149,0 118,0 132,8 139,6

 

Примечание: нормативы даны на 1 списочный автомобиль при открытом хранении. Если в АТП закрытое хранение, вводятся поправочные коэффициенты.

 

При закрытой стоянке 25 % 50 % 100 %
Поправочный коэффициент 1,29 1,38 1,6

 

А.2 Гаражи для автобусов и легковых автомобилей (открытое хранение, I категория условий эксплуатации).

Вместимость автомобиля, класс легкового автомобиля Среднесуточный пробег в км Списочное количество автомобилей, шт
       
           
Средней вместимости (до 65 мест)   68,5 77,3 78,9 64,1 67,0 71,7 60,4 64,9 69,5 57,9 62,2 66,7
Большой вместимости (до 85 мест)   90,2 86,2 92,3 75,0 78,4 84,0 70,7 76,0 81,3 67,8 72,9 73,3
Среднего класса (от 2 до 4 мест)   30,7 32,8 34,9 29,4 31,4 33,6 28,4 30,4 32,3 27,7 29,7 31,6

 

Примечание: при закрытой стоянке вводятся поправочные коэффициенты.

 

При закрытой стоянке 25 % 50 % 100 %
Автобусы 1,28 1,36 1,45
Легковые автомобили 1,25 1,35 1,45

 

Стоимость строительства дана без учета стоимости привязки проекта (подвод воды, электроэнергии, подъездных путей, канализации), поэтому следует ввести коэффициент 1,25÷1,30.

При промежуточных значениях величин, характеризующих конкретный проект, применяется интерполяция коэффициентов.

 

 

Приложение Б

Стоимость технологического оборудования с монтажом на один списочный автомобиль в тыс. руб.

 

Наименование предприятий Списочное количество автомобилей, шт.
         
Гаражи грузовых автомобилей 35,04 24,2 13,48 12,76 12,06
Гаражи автобусов 39,94 28,5 17,48 16,96
Гаражи легковых автомобилей 35,56 24,8 14,28 13,84 13,6

 

Примечание:

В гаражах грузовых автомобилей грузоподъемностью от 5 до 15 тонн вводится коэффициент – 1,9; более 15 тонн вводится коэффициент – 4,5.

Дорогостоящий инструмент и приспособления составляют 15 % от общей стоимости оборудования.

Производственный и хозяйственный инвентарь 12 % от стоимости оборудования.

 

Приложение В

 

№ варианта Списочное количество автомобилей   Марка автомобиля Грузоподъемность (вместимость) автомобиля Оптовая цена автомо-биля, тыс. руб Годовой пробег одного автомобиля, км Среднесуточный пробег автомобиля, км Валовой доход предприятия, тыс. руб. Среднесуточное коли-чество работающих Балансовая прибыль предприятия, тыс. руб. Стоимость нормиру-емых оборотных средств, тыс.руб.  
    БелАЗ-548А 27,0 708,3         1480,2 98,6
    МАЗ-500В 8,0 510,5     2876,4   470,3 103,0
    ЗИЛ-ММЗ- 5,0 320,6     3660,2   376,8 85,0
    ЗИЛ-130-80 5,0 220,0     3541,4   440,8 108,6
    ГАЗ-53-07 4,0 180,6     2620,2   370,2 102,8
    ГАЗ-52-54 3,5 198,4     4744,8   422,6 98,1
    ЛиАЗ-5256   800,9     3252,5   175,4 130,0
    МАЗ-500А 7,0 260,5     4840,0   650,4 86,0
    ГАЗ-24-11 средний класс 140,5     3780,6   820,8 140,8
    КамАЗ-5320 8,0 550,0     3462,0   761,4 108,2
    МАЗ-504 14,0 600,0     4851,8   830,6 96,5
    Урал-4320 7,5 350,0     4315,7   615,4 138,2
    КрАЗ-258 12,0 420,0     3961,6   835,4 124,8
    ЗИЛ-130 5,0 120,0     4271,8   394,8 109,2
    ЛиАЗ-5256   810,0         115,8

 

Приложение Г

 

Наименование показателей Единица измерения Номер варианта
                             
Стоимость вводимых в эксплуатацию основных фондов тыс. руб.                              
Месяц ввода                              
Стоимость выбывших (списанных) из эксплуатации основных фондов тыс. руб.                              
Месяц вывода                              
Норма амортизационных отчислений на восстановление автомобилей Нвос, % 0,5 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,18 0,3 0,26 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,18
Время работы автомобиля с момента ввода в эксплуатацию и до конца расчетного года год                              
Время работы всех прочих основных фондов с момента ввода в эксплуатацию Год                              
Нормы амортизационных отчислений на восстановление для зданий и сооружений Нвос, %     1,2 для всех вариантов
Нормы амортизационных отчислений на восстановление для оборудования Нвос, % 12,3 для всех вариантов
Нормы амортизационных отчислений для дорогостоящего инструмента Нвос, % 20 для всех вариантов
Нормы амортизационных отчислений для производственного инвентаря Нвос, % 8,0 для всех вариантов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: