Советский Союз в условиях «холодной войны».




Советской внешней политики в послевоенный период (1945-1980-е гг.).

Советский Союз в условиях «холодной войны».

 

 

Изменения в мире после Второй мировой войны. Результаты Второй мировой войны изменили политическую атмосферу и соотношение сил в Европе. Она заметно «полевела». Возросли численность и авторитет коммунистических партий. Это было связано с их активным участием в антифашистской борьбе. Из развитых стран Европы особенно сильны были позиции коммунистов во Франции и Италии. В десяти странах в первые послевоенные годы коммунисты входили в коалиционные правительства.

Еще более окрепло влияние социалистических и социал-демократических партий. В пятнадцати странах они вошли в состав правительств. Даже в Великобритании консерваторы вынуждены были уступить место лейбористам. Но сближение между коммунистами и социал-демократами не произошло. И.В.Сталин и его окружение по-прежнему рассматривали социал-демократов как политических противников и навязывали свои взгляды коммунистам других стран. Социал-демократы, соответственно, используя позиции, которые они стали занимать в правительственных кругах западноевропейских стран, старались не допускать роста влияния коммунистов. В 1951 г. они объединились в Социалистический Интернационал, провозгласивший своей целью борьбу за преобразование общества на демократических принципах.

Радикальные изменения происходили и за пределами Европы. В годы войны западноевропейские державы были вынуждены черпать материальные и людские ресурсы в своих колониях. Так, 2,5 млн. индийцев сражались под ангийским флагом. Высоким был процент африканцев во французских войсках генерала Ш. де Голля. Участие в мировой войне способствовало росту национального самосознания колониальных народов. В результате начался крах колониальной системы, который завершился в 1960-е гг. окончательным распадом колониальных империй.

После войны иное соотношение сил сложилось среди развитых стран. Германия, Япония и Италия потерпели поражение и не могли участвовать в принятии международных решений. Были значительно ослаблены Англия и Франция. В то же время вырос военный и экономический потенциал Соединенных Штатов Америки. На фоне разоренной Европы США, на территорию которых не упала ни одна бомба, ни один снаряд, превратились в мощного экспортера промышленной продукции (в 1945 г. – 40% от общемирового объема). США принадлежало ¾ мирового золотого запаса. Они стали монополистом вобласти ядерного вооружения.

Участие народов СССР в войне, их вклад в победу над фашизмом способствовали росту авторитета и влияния Советского Союза. Прежде всего это отразилось в расширении дипломатических связей. Если в 1941 г. дипломатические отношения с Советским Союзом поддерживали 26 государств, то в 1945 г. - уже 52 страны. Советский Союз вышел из войны, имея сильную армию. Но в экономическом отношении он значительно уступал США. Общее соотношение в промышленности между двумя странами составляло 1:5 в пользу Соединенных Штатов. Если СССР потерял в войне около 27 млн. чел., то США – 450 тыс.

Таким образом, в будущем противостоянии, получившем название «холодной войны», стартовые возможности Советского Союза были значительно ниже, чем Соединенных Штатов Америки.

 

Начало «холодной войны». «Холодную войну» можно рассматривать как противостояние государств, выражавшееся в гонке вооружений, активном проведении разведывательных операций, пропаганды, экономического давления, но без вступления в прямые военные конфликты.

Известно, что в годы войны сложилась антигитлеровская коалиция, в которую вошли страны с различной политической и социально-экономической ориентацией. Однако после победы над фашистским блоком отношения между прежними союзниками быстро «охлаждаются». Опять на первый план выходят идеологические разногласия двух лагерей – социалистического и капиталистического. Первый возглавляли США, второй – СССР. Но было бы ошибочным считать, что только США и СССР виноваты в развязывании «холодной войны». Ибо в ней приняли участие и другие государства.

Вопрос о «виновности» той или иной стороны в развязывании «холодной войны» до сих пор остается дискуссионным. В отечественной исторической науке сравнительно недавно получила распространение точка зрения, что развязывание «холодной войны» во многом обусловлено сменой политического курса США, вызванного заменой на президентском посту умершего Ф.Рузвельта, проявлявшего терпимость к СССР, Г.Трумэном, при котором в американской администрации возобладали конфронтационные настроения. Однако имеются и другие точки зрения. Так, многие историки считают, что «холодная война» была неизбежна. И дело здесь не только в идеологических разногласиях, но и в несовместимости внешнеполитических доктрин США и СССР. В этом плане интересна позиция американского историка Артура М.Шлезингера. Он выделил две точки зрения на мировой порядок: «универсалистскую», согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и «сфер влияния», в соответствии с которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании ее преобладающего влияния в какой-то определенной зоне ее особых интересов. Последняя концепция исходит из того, что национальная безопасность будет гарантирована балансом сил. По мнению Шлезингера, мировосприятие Ф.Рузвельта сочетало в себе и первую, и вторую точку зрения. В то же время он приводит в своей книге следующие слова Гопкинса, сказанные им при встрече со Сталиным: «Главным основанием политики президента Рузвельта, которую американский народ полностью поддержал, была концепция, согласно которой США имеют свои интересы во всем мире, и интересы эти не ограничиваются Северной и Южной Америкой и Тихим океаном». В этом и заключалась сущность американской политической доктрины, которой в дальнейшем руководствовались и другие президенты США.

У советского руководства в послевоенное время сложилось два подхода к политике СССР на международной арене. Свою точку зрения пыталась отстаивать группа Жданова-Вознесенского. Она обосновывалась традиционным тезисом о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистических противоречий», использование которых позволило бы СССР воспрепятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из предположения о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но только в отдаленном будущем, а пока предполагалось усилить безопасность страны путем расширения сферы советского влияния, избегая при этом скорой конфронтации с США. Таким образом, сталинская внешнеполитическая доктрина основывалась на точке зрения о разделении мира на сферы влияния.

Идеологическим обоснованием «холодной войны» стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. В ней прозвучал призыв к созданию англо-американского союза для борьбы с «мировым коммунизмом», возглавляемом СССР. У.Черчилль предложил приступить к жесткой экономической блокаде Советского Союза, развертыванию антикоммунистической и антисоветской пропаганды, расширению военного сотрудничества Британской империи и Соединенных Штатов.

Речь У.Черчилля положила начало психологической войне против СССР. В сознание американцев и западноевропейцев внедрялся тезис о советской военной угрозе и закреплялся образ врага в лице СССР. В ответ Сталин называет У.Черчилля «поджигателем войны». СССР начинает активно вести антизападную, в первую очередь антиамериканскую пропаганду. Обе стороны создают специализированные организационные структуры по ведению психологической борьбы. Средства массовой информации, кинематограф, литература, искусство широко используются как средства идеологической пропаганды.

Обострению отношений между бывшими союзниками способствовала и германская проблема. После окончания войны Германия была разделена на зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую. Каждая страна-победительница пыталась привлечь на свою сторону местное население. Советские окупационные власти ориентировались на широкие народные массы. Поэтому в советской зоне довольно быстро были осуществлены аграрная реформа и конфискация промышленных предприятий, принадлежащих нацистам. Западные же страны традиционно делали ставку на представителей капитала. По-разному подходили западные страны и СССР к вопросу о будущем государственном устройстве Германии. Советский Союз настаивал на сохранении единого германского государства, из-под контроля которого дожен быть выведен становой хребет немецкой индустрии - Рур, чтобы предотвратить в будущем милитаризацию германской экономики. Американцы же склонялись к идее создания германской федерации. Чтобы усилить давление на СССР, западные страны решили объединить свои зоны оккупации. С этой целью еще в январе 1947 г. американцы и англичане слили свои сектора в так называемую «Бизонию». В ней они провели сепаратную денежную реформу, которую стали распространять и на Восточный Берлин (столица Германии тоже была разделена на четыре зоны оккупации), находившийся в советском секторе. Летом 1948 г. с «Бизонией» соединилась французская зона оккупации. Это вызвало недовольство у советских властей. В качестве ответной реакции они блокировали Западный Берлин. Однако США, используя авиацию, быстро наладили доставку продовольствия в западную часть города. В мае 1949 г. СССР был вынужден снять блокаду. Для сообщения с западной зоной оккупации были выделены воздушные коридоры, несколько шоссе и железных дорог. Вслед за этим последовало образование двух германских государств – Федеративной Республики Германии (ФРГ) (май 1949 г.) и Германской Демократической Республики (ГДР) (октябрь 1949 г.). Позднее, чтобы отделить Восточный Берлин от Западного была сооружена знаменитая «Берлинская стена», которая стала своеобразным символом противостояния в годы «холодной войны» и была разрушена в конце 1980-х гг.

Психологическая атмосфера, создавшаяся в результате берлинского кризиса, облегчила создание западного альянса, направленного против СССР. Экономический союз, порожденный планом Маршалла (к которому под давлением СССР не присоединились страны Восточной Европы), дополнился военно-политическим союзом. 4 апреля 1949 г. США, Канада и десять западноевропейских стран подписали Атлантический пакт. Так был создан блок НАТО. В противовес, СССР и его союзники образовали в 1955 г. военную Организацию Варшавского Договора. Оба военных альянса имели в своем распоряжении атомное оружие (СССР в 1949 г. провел испытание атомной бомбы), что делало их противостояние особенно опасным. «Холодная война» не превратилась в «горячую». Но локальные военные конфликты, в которых противоборствующие стороны не сталкивались непосредственно друг с другом, а оказывали помощь тому или иному противнику, все-таки имели место. В качестве первого такого примера можно рассматривать войну в Корее (1950-1953 гг.).

Корея в течение сорока лет находилась в зависимости от Японии. В 1945 г. туда были введены америнские и советские войска, которые разместились по обе стороны от 38-й параллели. В 1948 г

В южной части Кореи американцы создали по своему выбору местную администрацию. Чуть позже это было сделано и в зоне дислокации советских войск. После их вывода из Северной Кореи власть там полностью перешла в руки коммунистического правительства. 25 июня 1950 г. между Северной и Южной Кореей возник конфликт, переросший в войну. Одни считают, что наступление началось с Севера, другие – с Юга. Однако быстрое продвижение северокорейских войск говорило о том, что они оказались лучше подготовлены к войне. Вскоре они взяли южнокорейскую столицу Сеул. Тогда американцы оказали прямую военную поддержку южнокорейскому режиму. В ответ масса китайских «добровольцев» выступила на защиту Северной Кореи. СССР же, в отличие от США, напрямую не ввязался в военный конфликт, но опубликованные в последнее время документы свидетельствуют о присутствии в то время в Северной Корее советских авиационных и зенитных частей. Война могла перерасти из локальной в крупномасштабную, но этого не случилось. Вскоре фронт установился по 38-й параллели, и в 1953 г. был заключен мирный договор, согласно которому Корея была разделена на два государства – Южную Корею и Корейскую Народно-Демократическую Республику.

Заключение мира в Корее произошло после смерти Сталина. Оно положило начало проведению нового внешнеполитического курса советского руководства. Из политической элиты его отстаивали Н.С.Хрущев и А.И.Микоян. Сущность нового курса заключалась в признании возможности мирного сосуществования двух блоков, в обещании большей самостоятельности для стран социалистического лагеря, в стремлении оказать влияние на «третьи страны» и создать среди них «зоны мира». Это явно расходилось со сталинской внешнеполитической концепцией, основанной на идее непрерывной и неизбежной борьбы между блоками, которую пытался отстаивать В.М.Молотов.

 

Выдвигая принцип мирного сосуществования двух социальных систем, Хрущев не отказывался от идеологической борьбы и экономического соревнования. Он выступил с рядом предложений о сокращении вооружений, приоткрыл «железный занавес». При нем стали возможны не только служебные и творческие командировки в развитые капиталистические страны, но и туристические поездки простых советских граждан. Путем нанесения взаимных официальных визитов стали устанавливаться личные контакты советских руководителей с политическими деятелями западных стран. В 1959 г. состоялся первый в истории визит советского лидера в США. Н.С.Хрущев в одностороннем порядке пошел на сокращение Вооруженных сил СССР. Проведение такой акции можно объяснить тем, что, начиная с 1957 г., СССР имел межконтинентальные ракеты, способные нести ядерные заряды, осуществил запуск первых спутников. Это порождало уверенность в превосходстве социализма и возможности установления равноправных и безопасных отношений с США (на основе уважения силы).

Однако новому руководству СССР не удалось избежать ошибок и провалов в отношениях с развитыми западными странами. Одна из них привела к открытой конфронтации с США, ставшей следствием так называемого Карибского кризиса. Он начался по причине размещения советских ракет на Кубе. Дело в том, что на Кубе произошла революция. Кубинский лидер Фидель Кастро заявил о приверженности социализму. Н.С.Хрущев поверил в данное заявление и в апреле 1962 г. сумел убедить в этом советское руковдство. Однако США не устраивала перспектива иметь под боком социалистическое государство. Американцы неоднократно угрожали безопасности острова Свободы. Советское руководство же решило оказать помощь Кубинской республике. Приняв решение о размещении ракет на Кубе, оно преследовало три цели: 1) удержать США от вторжения на Кубу; 2) «подправить» дисбаланс с США по числу средств доставки ядерных вооружений; 3) показать, что СССР имеет «равные права» с США в решении международных вопросов.

Ракетное вооружение было доставлено на Кубу тайно и в кратчайшие сроки. Однако также быстро оно было обнаружено американской разведкой. США ввели морскую блокаду острова. Президент Дж.Кеннеди потребовал от советской стороны немедленно приступить к демонтажу и вывозу ракет. Мир оказался на грани войны. И только выдержка Кеннеди и Хрущева удержала обе стороны от вступления в вооруженный конфликт, который мог перерасти в мировую войну. Советское руководство согласилось на вывоз ракет под контролем ООН, но потребовало от США навсегда отказаться от захвата Кубы. Кроме этого, Н.С.Хрущев направил послание президенту США с требованием о выводе американских ракет с территории Турции. Проигнорировав второе послание, Кеннеди пошел на выполнение первого условия.

Таким образом, Карибский кризис был разрешен. Но он понизил престиж СССР в мире, а также политический авторитет Н.С.Хрущева. В то же время кризис показал опасность тотальной войны и ускорил подписание договора (15 августа 1963 г.) о частичном запрещении ядерных испытаний.

Смерть Сталина произвела большое впечатление на страны, которые пошли по социалистическому пути развития. Новое руководство попыталось изменить отношение к этим государствам. Прежде всего, было признано, что существует несколько путей построения социализма. В 1955 г., после взятия Хрущевым вины СССР за разрыв с Югославией (он произошел в 1948 г. из-за того, что Сталин попытался навязать «советскую модель» социализма югославскому лидеру И.-Б.Тито), были нормализованы отношения с этим государством. В 1956 г. под влиянием решений ХХ съезда КПСС произошли политические кризисы в Польше и Венгрии. В Польше обошлось без военного вмешательства со стороны СССР, в Венгрии этого избежать не удалось. Народные волнения, начавшиеся против диктаторского режима сталинского ставленника Ракоши, переросли в Будапеште в восстание. В город были введены советские войска. Глава правительства Имре Надь после отставки Ракоши потребовал их вывода из Венгрии и объявил, что в противном случае Венгрия выйдет из Варшавского Договора, станет нейтральной страной и обратится в ООН. Н.С.Хрущев считал, что после ухода советских войск из Венгрии туда войдут натовские подразделения. Поэтому советское руководство поддержало Яноша Кадара, сформировав Временное революционное рабоче-крестьянское правительство, которое после подавления восстания пришло к власти в стране.

По-другому складывались отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Лидер китайских коммунистов Мао Цзе-Дун не был согласен с хрущевской политикой десталинизации советского общества, так как в Китае в это время складывался его собственный культ. Как ревизионизм он расценил стремление Хрущева смягчить отношения с США. Осудил китайский лидер и Договор о частичном запрещении испытаний ядерного оружия, заключенный между СССР, США и Великобританией. Руководство КПК стало претендовать на роль лидера в международном коммунистическом и революционном движении. Мао Цзе-Дун выдвигает лозунг: «Ветер с Востока побеждает ветер с Запада». Особое недовольство вызвали у Китая отзыв советских специалистов из страны и соблюдение СССР нейтралитета в пограничном индо-китайском конфликте, произошедшем в 1961 г. В связи с этим отношения между СССР и Китаем настолько ухудшились, что в 1963 г. были разорваны, а в 1969 г. дело дошло до попытки вторжения китайских войск на территорию Советского Союза в районе острова Даманский.

Разрыв отношений между СССР и КНР, несомненно, ослабил мировую социалистическую систему. Коммунисты Албании, Северной Кореи и Индонезии поддержали руководство КПК. Особую позицию в этом вопросе заняла Румыния. Таким образом, единый социалистический лагерь дал трещину. Это показало, что социалистическая система не может успешно развиваться в условиях политического плюрализма без диктата одного центра.

По отношению к странам, освободившимся от от колониального ига, советское руководство проводило политику, направленную на укрпление с ними всестороннего сотрудничества, расширение лагеря «неприсоединившихся» стран и оказание помощи тем государствам, которые взяли курс на социализм. Именно поэтому в 1956 г. СССР оказал помощь Египту, категорически потребовав прекращения против него англо-франко-израильской агрессии, а затем предоставил кредит в 100 млн. долларов на строительство Асуанской плотины. Однако Объединенная Арабская Республика не только стала социалистической, но в ней даже продолжалось преследование коммунистов. Провалом закончились попытки советского руководства вовлечь в круг государств «народной демократии» Ирак и Конго.

Таким образом, внешнеполитический курс СССР в период хрущевской «оттепели» по сравнению со сталинским временем претерпел серьезные изменения. Был утвержден принцип мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Однако Советский Союз не отказался от политики расширения своего влияния путем поддержки революционного коммунистического и международного движения. Особенно этот процесс усилился со второй половины 1960-х гг. В 1965-1985 гг. СССР оказывал помощь Анголе, Народному фронту освобождения Мозамбика, вмешивался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, а затем - ее противника Эфиопии. В 1968 г. Советский Союз вместе с четырьмя странами Варшавского Договора ввел войска в Чехословакию, способствуя подавлению народно-демократических выступлений. Это еще раз подтвердило невозможность удерживания отдельных стран в лагере социализма без применения силы.

Что касается отношений с развитыми капиталистическими странами, то можно утверждать, что они в это двадцатилетие (1965-1985 гг.) были неровными. В начале 70-х гг. в связи с американо-вьетнамской войной «холодная война» получила дополнительный импульс. СССР оказывал помощь вооружением и финансами вьетнамскому народу. После вывода американских войск из Вьетнама начался так называемый период разрядки. Этому способствовало и заключение целого ряда международных договоров: Об ограничении подземных испытаний ядерного оружия; Об ограничений стратегических вооружений (ОСВ-1). В 1974 г. была достигнута договоренность, которая могла бы привести к соглашению по ОСВ-2. Исторической вехой в разрядке международной напряженности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшееся в августе 1975 г. В Хельсинки руководители 33 стран Европы, США и Канады приняли «Хартию мирного сосуществования» и документы, признающие нерушимость границ послевоенной Европы. Однако введение советских войск в Афганистан в 1979 г. привело к усилению гонки вооружений, противостоянию военно-политических блоков и новому витку в развитии «холодной войны».

В конечном итоге международный авторитет СССР в конце 70-х – первой половине 80-х гг. упал, а гонка вооружений подорвала и без того находившуюся на грани кризиса советскую экономику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: