Перечень дополнительных диагностических методик.




Для получения информации об индивидуальном своеобразии готовности к обучению в школе детей отнесенных к группам риска и экстра-риска целесо­образно провести индивидуальное углубленное обследование.

Для достижения поставленной цели мы предлагаем перечень дополнительных диагностических методик.

Изучаемые феномены Показатели развития Диагностические методики
Школьная зрелость и регуляторные способности - умение действовать по образцу; - зрительно-моторная координация; - концентрация внимания; - внимательность; - память (кратковременная речевая и зрительная); - произвольность; «Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йиерасека» (20) «Тест Тулуз – Пьерона» (23) «Кратковременная речевая память» (26) «Произвольное владение речью») (26)
Умственные способности -визуальное мышление; -гибкость интеллектуальных действий; - понятийное интуитивное мышление; - понятийное логическое мышление; - понятийное речевое мышление; - понятийное образное мышление; - абстрактное мышление; «Тест Равена» (17) «Угадай задуманную картинку» (Ф.А.Мошер) (16) «Интуитивный визуальный анализ – синтез» «Речевые аналогии» «Визуальные аналогии» «Интуитивный речевой анализ – синтез», «Речевые аналогии» «Визуальная классификация», «Визуальные аналогии», «Интуитивный визуальный анализ – синтез» «Абстрактное мышление» (комплект Ясюковой) (26)
Сенсорные способности - умения обследования, восприятия при помощи разных анализаторов, группировки объектов по свойствам; - умения оперировать сенсорными эталонами;   Методика «Эталоны» (О.М Дьяченко) (19) Методика «перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская») (19)
Творческие способности - преобразование объектов окружающего мира; - умения символизации;   «Цыпленок» (Н.Е. Веракса) (7)
Коммуникативные способности - умение принимать цель совместной деятельности; - умение договариваться; - умение распределять обязанности; - умение строить деловой диалог; - умение бесконфликтно разрешать проблемные ситуации; - умения социальной перцепции; Диагностическое задание «Варежка» (Л. А. Венгера) (6)
Мотивация школьного учения -структура, вид, взаимосвязь и устойчивость мотивов к обучению в школе. Субтест ДУМ (15)

 

Примечание 1: Содержательная составляющая диагностических заданий в ряде случаев предполагает возможности выявления уровня освоения ребенком образовательной программы по математике и развитию речи.

Примечание 2.: Цифрами обозначены источники, в которых дается описание диагностических методик.

Предложенные методы могут применяться при необходимости:

- получения полной уточненной информации о сформированности необходимых способностей;

- выявления причин отклоняющегося развития, низкого качества образования;

- разработки индивидуальных образовательных маршрутов;

- комплексного сопровождения процесса развития ребенка.

 

 

Заключение

Оценка готовности ребенка к обучению в школе - сложный и динамич­ный процесс, эффективность которого предопределяется грамотным концептуальным обоснованием процедуры обследования; наличием четко обозначенных параметров (компонентов, показателей, критериев) изучаемого феномена, логи­чески выстроенной технологии организации, проведения диагностики и обра­ботки полученных результатов; достаточным уровнем профессиональной ком­петентности специалистов, задействованных в ней.

Данные психолого-педагогической диагностики являются существенным основанием для определения уровня готовности ребенка к школе в соответствии с основными системообразующими компонентами, для анализа и последующей коррекции педагогического процесса по данному направлению в дошкольном образовательном учреждении; для обогащения портфолио выпускника; для построения индивидуальных программ развития ребенка в процессе его адаптации к школьному обучению.

Разносторонний комплексный анализ развития ребенка до школы необходим для того, чтобы с одной стороны решить вопрос о том какой вариант обучения, какая про1рамма и какие требования не будут для этого чрезмерными, не приведут к ухудшению его здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, и трудностям обучения и с другой стороны - полу­чить достаточно объективные данные о качестве деятельности ДОУ в реализа­ции задачи подготовки ребенка к школьному обучению. Поэтому первый уро­вень обследования является обязательным. Его проведение целесообразно за 4 - 8 месяцев до школы.

Начальная диагностика (ноябрь-декабрь) обеспечивает выделение факторов риска, проблем в развитии общих способностей, функциональной и моти-вационной готовности, помогает определить образовательный и оздоровительный маршрут для каждого ребенка, решить вопросы выбора системы занятий и их организации. Итоговая диагностика, выполняющая функцию констатации уровня готовности ребенка при поступлении в школу, позволит учесть представленные рекомендаиии,предусмотреть индивидуальные работы с первых дней его обучения.

Проведение скрининг-диагностики - процесс одновременно и радостный, и ответственный, и тревожный и волнующий как для ребенка, так и для его ро­дителей, воспитателей. Поэтому успешность ее проведения, во многом предо­пределяющая (как «последняя капля») позитивный настрой при переходе ре­бенка в новую социальную роль, в иную ситуацию социального взаимодейст­вия, в новое соотношение детерминант деятельности зависит от тех установок, которыми руководствуется специалист в организации и проведении диагности­ки. А эти установки должны быть только оптимистичными, наполненными ве­рой в ребенка, в его самодостаточность, в его высокую социальную функцию носителя культуры гражданского общества.

Тезаурус

Скрининг – (screen) – «сито», «доска для объявлений») методика психолого-педагогической диагностики, позволяющая выявить проблемные зоны в развитии детей и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, отражающие индивидуальную направленность обучения.

Психолого-педагогическая диагностика – система методов, приемов, специально разработанных психолого-педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень результативности образовательного процесса по отношению к разным субъектам (дети, родители, педагоги, руководители и др.), а также выявлять причины негативных тенденций, проецировать пути совершенствования качества образования.

Эксперт – сведущее лицо, приглашаемое в спорных вопросах или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса.

Экспертиза – исследование или разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.

Экспертная оценка – мотивированное экспертное суждение.

Экспертные оценки в образовании – результат психолого-педагогической экспертизы; мотивированное мнение, суждение специалистов в области образования о качестве предмета экспертизы.

Экспертный метод – комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, её анализ и обобщение с целью принятия компетентного решения.

Этапы экспертной оценки – взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертом, меры ответственности и прав эксперта, сроков проведения экспертизы. Второй этап – проведение самой экспертизы. Заключительный этап – написание экспертного заключения.

Экспертное заключение – документ, принимаемый в результате экспертной оценки.

Психолого-педагогическая компетентность эксперта – сложное многоаспектное профессионально-личностное образование, включающее ряд компетенций: когнитивную (система знаний об организации процедуры, изучаемом объекте); ценностно-мотивационную (совокупность потребностей в качественном проведении экспертизы, интереса к интерпретации результатов, к дальнейшему их использованию в коррекционной работе с детьми, профессионально-значимых мотивов деятельности); коммуникативную (система социально адекватных, психологически приемлемых средств и способов взаимодействия участниками образовательного процесса); деятельностную (совокупность профессиональных умений осуществления экспертной деятельности - организационных, диагностических, аналитических, рефлексивных, гностических).

Общая готовность - определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, обеспечивающий адаптацию и успешность ребенка в школьном обучении.

Специальная готовность - достигнутый ребенком уровень освоения специальных знаний и умений в области родного языка и математики, обеспечивающий успешность в овладении дисциплинами образовательной программы начальной школы.

Функциональная готовность («школьная зрелость») - базовая предпосылка овладения ребенком учебной деятельностью.

Общие способности -обобщенные способы ориентировки, обуславливающие успешность выполнения действия в нормативной ситуации. Общие способности определяют стержневую линию развития человека.

Умственные способности - к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые находят свое отражение в восприятии и различении объектов, осознанном использовании сенсорных эталонов как средств познания, в анализе и синтезировании целостных объектов; в умении строить наглядные модели, схемы – чертежи, решать логические задачи, классифицировать объекты, выстраивать причинно-следственные связи, устанавливать математические отношения, выполнять действия во внутреннем плане; преобразовывать объекты окружающей действительности, создавать новый продукт, символизировать объекты и отношения между ними.

Коммуникативные способности - выражаются в умении позитивно общаться с людьми, различать ситуации общения, определять собственные цели и цели партнеров по общению, адекватно понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации, предвосхищать возможности и результаты взаимодействия, уметь преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими, владеть способами выражения своего отношения к окружающим.

Регуляторные способности - проявляются в налаживании, оптимизации процессов, связанных с выполнением психической деятельности, в сознательном выполнении правил, в умении действовать в нормативной ситуации, в сознательном удерживании себя от негативных проявлений, в произвольности ряда психических процессов, в стремлении к проявлению внутренней позиции школьника, осознанном управлении процессом учебно-познавательной деятельности.

Готовность ребенка к школе – это достигнутый им уровень развития интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых, социально-личностных, физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка к новым условиям организации педагогического процесса, качественное освоение учебного материала, становление его как субъекта учебной деятельности.

Качество образования – степень достижения поставленных образовательных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования предоставляемыми учреждением образовательными услугами. Качество дошкольного образования определяется гарантией семье на предоставление возможности выбора для ребенка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия форм и методов работы с детьми; обеспечение социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня готовности ребенка к школе.

Факторы риска – различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: