Педагогическая характеристика занятия




Общая характеристика занятия

Урок «Налоги: возникновение и назначение» является первым уроком по этой теме в рамках программы «Обществознание» в 8 классе. Целью урока является изучение обучающимися понятия налогов, их возникновения и назначения. В 8 классе обучаются дети в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. В данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Значительное внимание уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников.

Оборудование урока

Карты урока

Комплект иллюстраций с задачами государства

Наборы карточек для определения понятия

Тексты с ошибками

Кейсы

Мультфильм «Чиполлино»

Бумага, маркеры

Мультимедийная техника (компьютер, доска)

Цели занятия   Форма   Средства
Понятия и знания Умения Понимание Компетенции
- Налоги - История возникновения налогов - Назначение налогов – исполнение государством своих задач Доказывать необходимость уплаты налогов понимание личной ответственности в формировании государственного бюджета, обеспечения конституционных гарантий социального государства понимание необходимости способов мышления и Осознавать ответственность в необходимости уплаты налогов; Анализировать, систематизировать информацию Самостоятельно организовывать и планировать деятельность; поиск и отбор информации; Коммуникативные Урок открытия новых знаний Элементы технологии: проблемного обучения, парного обучения Приемы: определение понятия,текст с ошибками, кейс-стади, использование аудиовизуальных средств, рефлексия деятельности

 

Педагогическая характеристика занятия

Известный педагог Д. Б. Эльконин выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения). Возрастные подростковые кризисы связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Противоречие между потребностью подростка в признании его взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать, что он уже не ребёнок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нормативного кризиса с его сложными поведенческими проявлениями.

Формированию чувства взрослости у подростка способствуют два главных фактора: 1) осознание им сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании; 2) социальные условия, создающие возможность проявить свою самостоятельность. Возникновение чувства взрослости делает подростка обострённо восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. В возрасте 13—15 лет (8 - 10 классы) происходит развитие способности обучающегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Социальное позиционирование как действие «среди других» и «для других», реализуемое как новая форма организации учебной деятельности, создаёт новые ситуации развития учебной самостоятельности подростков. Эта форма предполагает организацию «своих проектных групп» и разработку норм взаимодействия внутри их. Ключевым условием их деятельности является переход подростка из ситуации принятия статуса «Я — взрослый» в позицию «Я ответственен за результаты своей группы». Проектирование образовательной среды для подростков должно быть направлено на построение пространства учебного и социального позиционирования. Через развёртывание учебно-проектных ситуаций развития и создание событийной общности обеспечивается возможность поддержки стремления подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости. Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества — от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской. Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии — способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Интеллектуализация затрагивает такой процесс, как восприятие: нахождение и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом (например, при чтении чертежа, карты, составлении схемы).

Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий становится источником формирования психологических новообразований — нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством становления мировоззрения, приводит к формированию рефлексии как умения «направить мысль на мысль», на познание Расширение и переориентация рефлексивной оценки собственных возможностей за пределы учебной деятельности, в сферу самосознания, — центральная линия развития личности в этом возрасте. Способность к рефлексии проявляется в интеллектуальной, социальной и личностной сферах, и порождает стремление подростка занять новую, более самостоятельную и взрослую позицию, выйти за пределы повседневной школьной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: