Методическая характеристика занятия




Данный урок основан на системно-деятельностном подходе, одно из положений которого заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Основные результаты обучения и воспитания направлены на достижения социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития.

Социальное развитие - формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие - развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Познавательное развитие - формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог, участвовать в принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Учитель при проведении урока использует следующие методы обучения и элементы образовательных технологий:

v Элементы технологии парного обучения

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Но важным отличием технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонент:

· имеется ровно два партнёра,

· у каждого партнёра есть свой фрагмент контента, которым является карта урока,

· коммуникация партнёров регламентируется явно заданным алгоритмом работы пары,

· имеются другие участники, с которыми можно меняться в паре,

· листки учёта проделанной работы в карте урока.

v Элементы технологии проблемного обучения

Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой эта деятельность приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач, в проблемном изложении учебного материала. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы. В проблемных вопросах всегда присутствует определенное скрытое противоречие. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, вызывающая познавательную потребность ученика и создающая внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. В уроке в логике технологии про­блемного обучения можно выделить три основных звена:

1) осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;

2) формулировка конкретной проблемы, решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

3) проверка правильности решения проблемы.

Учитель предлагает учебный материал и направляет самостоятельные поис­ки ученика. Ученик должен самостоя­тельно увидеть проблему, а увидев, сформулировать. В результате проделанной работы ученики выдвигают идеи и предположения, формулируют тему и цели урока. Затем в ходе выполнения учебных заданий проверяются верные решения, исключаются неверные выводы, уточняются и развиваются достоверные положения. Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную инфор­мацию.

v Методический прием «Определение понятия»

Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий.Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Учитель предлагает ученикам составить определение налогов, используя карточки, на которых написаны слова. Причем слова могут быть взаимоисключающего значения или синонимичного, поэтому учащиеся в парах ведут обсуждение, прежде чем принять какое-либо решение, и фиксируют результат своей работы в карте урока.

v Методический прием «Текст с ошибками»

Смысл приема заключается в том, что учащиеся исправляют ошибки в тексте, предварительно намеренно допушенные учителем. Для этого они должны внимательно слушать сообщение своего одноклассника об истории возникновения налогов. Затем в листах самооценки отмечают результаты своей работы.

v Кейс-стади

Дословно «case study» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации», его суть в следующем:

· в тексте описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни;

· обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в рабочих группах, для этого каждая из них получает свой комплект материалов;

· в каждой̆ группе активно генерируются различные идеи по поводу решения данной̆ проблемы – каково назначение налогов? (оборона государства от внешних вторжений, обеспечение прав и свобод граждан, сохранение правопорядка, здравоохранение, социальное обеспечение, бесплатное образование, обеспечение деятельности государственных органов), при этом возможность выступить и обосновать свое предложение имеет каждый;

· принятые каждой группой предложения оформляются для представления всему классу, для этого группа может воспользоваться как листом ватмана и маркером, так и школьной доской;

· на следующем этапе общей̆ работы проводятся презентации, в ходе которых каждая группа предлагается всему классу решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов. Каждая группа имеет возможность ответить на вопросы, уточнить свои позиции и свои аргументы, еще раз убедиться в том, что решение, предлагаемое группой̆, понятно всем присутствующим (составляют схему в карте урока);

После представления всех групп проводится обсуждение, в ходе которого обучающиеся делятся своими выводами. Обучающиеся приходят к выводу, что сбор налогов это необходимость, а уплата налогов это обязанность граждан государства. Обучающиеся понимают, что уплаченные налоги в дальнейшем возвращаются гражданам в виде разных общественных благ. Таким образом, кейс-стади – это многоэтапный процесс знакомства с проблемой (в данном случае - зачем нужны людям налоги?), ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всем классом.

Задача учителя, использующего кейс-метод, так организовать образовательный процесс, чтобы обучающиеся, активно участвуя в проведении занятий, выступали под его общим руководством и с его помощью были основными «творцами» процесса обучения, то есть учитель выступает, прежде всего, в качестве менеджера, который поставил задачу, а непосредственное выполнение самой задачи остается в руках обучающихся.

Использование аудиовизуальных средств является необходимым звеном в работе творческого учителя и в активизации познавательной деятельности учащихся, поэтому логично было бы задать на дом задание, требующее от учащихся творческого подхода, с помощью просмотра небольшого фрагмента мультфильма. Один из отрицательных героев старого советского мультфильма «Чипполино» предлагает ввести нелепые налоги на воздух и дождь. Учитель предлагает учащимся поискать в разных источниках информации примеры таких же нелепых или странных налогов, которые были, или до сих есть в других странах мира.

На заключительном этапе урока осуществляется рефлексия деятельности, формулирование выводов и положений, к которым учащиеся самостоятельно приходят. Результаты самооценки и взаимооценки в парах учащиеся фиксируют в картах урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система появилась с возникновением государства. В целом налоговая система должна: обеспечить сбор налоговых доходов; финансово обеспечить деятельность государства. При этом действия налогоплательщика характеризуются:

• осознанными шагами, связанными с признанием общественной необходимости уплаты налогов;

• активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;

• волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.

На втором уроке, посвященном налогам, необходимо обратить внимание учащихся на указанные действия налогоплательщика.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

4. www.cbr.ru– сайт Центрального банка РФ

5. www.nalog.ru– сайт Федеральной налоговой службы РФ

6. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

7.www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи

8. www.wto.ru– сайт Всемирной торговой организации

9. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

10. www.imf.org– сайт Международного валютного фонда

11.https://fmc.hse.ru – сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности

12. https://tomsk.ranepa.ru/rmc-po-finansovoi-gramotnosti/ - сайт Регионального методического центра финансовой грамотности Томской области

ПРИЛОЖЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: