Теории социального научения




ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации

(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

Личность и организация

· Отличие одного человека от другого - их приоритеты и зрелость системы ценностей

· Второй параметр— это отношение к изменениям

· Третий элемент самосознания — межличностная ориентация ( у человека развиваются три основные потребности: потребность во включенности, потребность в контроле и потребность в привязанности)

· Четвертый элемент— когнитивный стиль (Майерс-Бриггс - два типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решений: аналитический и нормативный)

Ценности личности можно разделитьна абсолютные и операционные Абсолютные ценности определяют устремления личности, те цели, которые человек ставит в жизни и к которым он стремится Операциональные ценности регулируют способ достижения целей  
Абсолютные ценности Операционные ценности
• Комфортная жизнь • Амбициозность
• Интересная жизнь • Широта мышления
• Ощущение достижения • Развитие способностей
• Мир во всем мире • Легкий нрав
• Стремление к красоте • Любовь к чистоте
• Равенство • Мужество
• Безопасность семьи • Склонность к поощрению
• Свобода • Стремление прийти на помощь
• Счастье • Честность
• Внутренняя гармония • Воображение
• Любовь • Независимость
• Уверенность в завтрашнем дне • Интеллект
• Удовольствие • Логичность мышления
• Спасение души • Способность любить
• Самоуважение • Покорность
• Социальное признание • Вежливость
• Настоящая дружба • Ответственность
• Мудрость • Самоконтроль

 

  Схема анализа стиля мышления по Майерс-Бриггс
  1.Головной мозг 2. ЦНС 3. Спинной мозг Кора головного мозга- самое позднее и высшее образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, имеет множество борозд и извилин. Каждое полушарие состоит из 4-х долей: лобной, височной, теменной и затылочной
         

А.Р. Лу́рия.. В ЦНС выделяют три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической деятельности

Первый блок - энергетический, верхние отделы ствола мозга, функция - поддержание тонуса коры, обеспечение и поддержание внимания, отбора импульсов

Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации, включает задние отделы коры, то есть теменные, височные

Третий блок осуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения в него входят передние отделы больших полушарий и лобные доли

Р. Сперри. Правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, музыкальных и др. способностей

Левое полушарие головного мозга, функции ответственность за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена несет ответственность за аналитическое мышление человека, развита логика и анализ фактов манипуляции с числами и математическими формулами отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка) устанавливает причинно-следственные связи формулирует выводы Правое полушарие головного мозга, функции за обработку невербальной информации, выражаемой в образах и символах, а не словах за воображение, человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять и учить стихи и прозу способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование) за параллельную обработку информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор распознавать сложные образы, например, распознавание лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица
Синхронизированная работа обоих полушарий: правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека левое полушарие - правую половину тела; у людей доминирует одно из полушарий: правое или левое

2.Теории поведения личности (Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

1)Теории типов. Создатель учения о темпераменте - древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—377 гг. до н. э.)

люди различаются соотношением 4-х основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи;

Гален (131г —217) —греко-римский медик. Разработал типологию темпераментов, 13 типов темперамента, но позже 4:

сангвиник (от лат. sanguis— кровь)

флегматик (от греч. phlegma — слизь, мокрота)

холерик (от греч. chole — желчь)

меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь)

Э. Кречмер создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения

1. Астеник (лептосоматик) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Д испластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

У. Шелдон - автор конституциональной теории темперамента. Им были выделены три типа:

1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы),

2) мезоморфный (из мезодермы мышечная ткань);

3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань)

По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела:

висцеротония (от лат. viscera — внутренности),

соматотония (от лат. soma - тело)

церебротония (от лат. cerebrum — мозг)

2) Теории черт. Р.Б. КЭТТЕЛЛ Личность представляет собой систему черт. Черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения

· динамические (приводящие к действию в определенном направлении),

· черты-способности (определяющие эффективность достижения цели)

· темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций)

динамические черты на три группы: аттитюды, эрги и чувства

Аттитюд — это видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры

Эрг -конституциональная динамическая исходная черта, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды

Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки

3) Психоаналитические теории. З. Фрейд. Структура психики человека включает в себя:

«ОНО» - бессознательное

«Я» - здравый смысл человека

«СВЕРХ-Я» - внутренний голос в каждом из нас

Э. Эриксон ввел понятие идентичности (освоенный и личностно принимаемый образ самого себя во всем богатстве отношений к окружающему миру). Развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап

Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

Четвёртый этап – конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности

Теории социального научения

понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме

А. Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции – стимула и случайных подкреплений важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции

Ситуационизм

Основоположником ситуационизма был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими‑либо внутренними типами или чертами личности постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

6) Интеракционизм Эта позиция эклектична, зачастую сочетает несовместимое

В ней утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются

Бихевиоризм

Бихевиоризм (поведенческая психология) возник в 1912 г., работы Д.Б. Уотсона, построение научной психологии на данных объективного метода

объективно можно регистрировать то, что действует на человека, и то, что проявляется в ответ в его поведении, т. е. по формуле «стимул—реакция»

Гуманизм

Гуманистическая психология (2-я пол. XX в.) А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл. Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться в жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: