В числе таких институтов коррупция находится на первом месте, потому что является одним из самых эффективных путей реализации частного интереса.




 

По мере роста силы государства коррупция не исчезла. Ее распространению способствуют:

· широкий состав и значительные объемы ресурсов, находящихся в собственности или подвергающихся регулированию со стороны государства,

· разросшийся бюрократический аппарат,

· отсутствие надежного общественного и государственного контроля за использованием ресурсов государства и действиями бюрократов.

· ментальность: общество не имеет четко выраженной гражданской позиции и не требует от властей серьезной борьбы с коррупцией

 

Более того, российская коррупция перешла на качественно новый уровень – стала системной. Коррупционное поведение становится всеми признанным полузаконным "правилом игры". Появился новый вид рынка – рынок коррупционных услуг, на котором присутствуют спрос, предложение и цена коррупционной услуги.

В настоящее время до 50% ВВП России находится в тени коррупции. При этом масштабы коррупции сегодня растут. Этому способствуют экономический кризис; обострение международных отношений; усиление забюрократизированности органов власти в связи с принятием ряда законов, направленных на контроль экономики; ограничение свободы слова и деятельности гражданских организаций. Так, средний размер взятки в России на душу населения составил за период с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года 613,7 тыс. рублей. Он имеет тенденцию к быстрому росту.

 

По данным организации Transparency International по уровню коррупции в 2015 году Россия заняла 119-е место и находится на одной строчке с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне.

Опрос, проведенный в рамках проекта «Национальная безопасность России», показал, что эксперты при оценке значимости угроз коррупцию выносят на ведущее место.

Угроза Средняя оценка
Коррупция в российских органах власти и административных структурах 6,1
Высокая изношенность основных фондов в промышленности 5,9
Сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики 5,6
Высокая зависимость важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры 5,2

 

Опасность коррупции состоит в том, что, чем она выше, тем хуже государство исполняет свои функции. Согласно рейтингу недееспособности государств, составленному американским Фондом мира и журналом Foreign Policy, в 2014 г. самым нестабильным из 178 стран мира был признан Южный Судан, а самой стабильной стала Финляндия (образцовая стабильность). Россия попала на 85 место в списке. Ее положение оценено как «плохая стабильность».

Дисфункция государства оказывает негативное влияние на экономику по целому ряду направлений:

· выгоды коррупционеров означают неполучение выгоды предпринимателями и гражданами, которым предназначались ресурсы, задействованные в коррупционной сделке. Это снижает их экономическую активность.

· образуются замкнутые образования – кланы, где коррупционеры создают благоприятные условия для постоянного круга предпринимателей, обеспечивающие защиту от конкурентов и закона. Условия для предпринимателей, не вошедших в замкнутые образования, становятся неблагоприятными.

· Кланы приобретают монопольную власть. В этом состоит одна из причин высокой степени монополизации российской экономики. В результате потенциал экономики недоиспользуется.

 

Основную массу - 99% всех коррупционных услуг предоставляет исполнительная власть. По абсолютной величине объем коррупционных услуг распределяется по уровням власти следующим образом:

· на долю федерального уровня приходится примерно 5% услуг,

· регионального уровня - 20%,

· муниципального уровня - 75%.

Однако в относительных величинах самым коррумпированным является федеральный уровень.

 

По уровням реализации российскую коррупцию можно разделить на две группы:

· «низовая» коррупция, получившая наибольшее распространение. Она опосредует решение проблем возникающих у рядовых граждан,

· «верхушечная». В нее вовлечены граждане с высоким социальным положением, т.н. «элита». Здесь реализуется присвоение и распоряжение большими объемами государственной собственности и ресурсов. Именно участники «верхушечной коррупции организуют принятие законов, отражающих узкогрупповые и ведомственные интересы.

 

Следует сказать, что имеет место заинтересованность бизнеса в развитии рынка коррупционных услуг. Она вытекает из его стремления создать системы гарантий стабильности своей деятельности на основе использования государственных властных полномочий.

Коррупция порождает феномен «скупки» государства и приватизации его полномочий. Россия по уровню скупки государства идет впереди других постсоциалистических стран. Крупный бизнес с помощью коррупции участвует в формировании государственных структур и имеет влияние на государственные институты. Чиновники-коррупционеры, хотя и продолжают формально оставаться независимыми, фактически выполняют функции менеджеров корпораций.

В коррупционных взаимодействиях должностных лиц с средним и малым предпринимательством и гражданами инициатива в основном принадлежит региональным и муниципальным должностным лицам.

В России масштабным источником коррупционного дохода является казнокрадство. Воруют по пути поступления средств в бюджет, в процессе освоения бюджета и путем утаивания средств. Только через систему «откатов» исчезает минимум 10% выделяемых государством денег.

 

Борьба с коррупцией в России ведется, однако, основные результаты пока что достигнуты в сфере нормотворчества. Ниже приведены нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции в РФ, изданные в последнее десятилетие.

• ФЗ РФ от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

• ФЗ РФ от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»

• ФЗ РФ от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

• Указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы Указ № 226

• Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»

• Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

• Указ Президента РФ от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»

• Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»

• Федеральный Закон РФ от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

• «Национальная стратегия противодействия коррупции», утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460

• «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», введен Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 года №226

• Указ Президента РФ от 01.04.2016 №147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы"

Системных действий активного плана пока что не наблюдается. До последнего времени в России использовалась стратегия преодоления коррупции, которую можно обозначить как стратегию "точечных ударов" по гнездам коррупции и ее конкретным носителям (война с внешними проявлениями коррупции). По существу, она сводится к попыткам уголовного преследования отдельных коррупционеров.

В апреле 2016 г. Утвержден «Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы». В его рамках:

• руководителям федеральных государственных органов поручено обеспечить внесение до 15 мая 2016 года в планы этих органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

• Правительству РФ до 10 июня 2016 года поручено представить в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции сводный доклад о результатах выполнения вышеуказанного поручения.

 

Анализ показывает, что для ограничения коррупции необходимо создать значительно более мощный, чем прежний, механизм. Устранение причин коррупции должно вестись на основе антикоррупционной модернизации всей совокупности общественных институтов, начиная с экономических и правовых институтов и заканчивая политическими, морально-нравственными и информационно-идеологическими институтами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: