Понятие феномена одиночества




Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т.е. наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причём современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Существуют различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т.п.

Внешняя социальная изоляция не есть одиночество, она лишь может способствовать его появлению или усиливать основные симптомы. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

1. эмоциональный: чувство полной погруженности в себя, покинутости, обречённости, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда ужаса;

2. поведенческий: падает уровень социальных контактов, происходит разрыв межличностных связей.

Одиночество – не просто переживание. Это особая форма самовосприятия, острое самосознание. В повседневном самосознании мы переживаем своё состояние в контексте взаимосвязей. Одиночество как раз и говорит о разрушении этой сети. Одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включённым в какую-то группу или потребность в контакте с кем-либо. Основополагающим выступает чувство отсутствия, потери, крушения; осознание своей исключённости и непонимания другими. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, обречёнными, потерянными, ненужными. Все эти ощущения носят мучительный характер.

Одиночество – это разрыв связей, в то время как наши ожидания ориентированы на сохранение этих связей. Одинокий человек чувствует отрыв от прошлого, а также свою ненужность в будущем. Таким образом, если обобщить, то одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывает раскол основной, реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Это определение позволяет развести одиночество, печаль, депрессию, чувство страха.

Понятие одиночества тесно связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество.

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведённых человеком вне контактов с людьми. Люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

Теория одиночества

Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Психодинамическая модель, а точнее модели, включают в себя взгляды психоанализа.

Фрейд: Изучал одиночество в связи со страхом смерти. По его мнению, люди боятся не только самой смерти, сколько одиночества.

Ведь смерть – прекращение существования нашего сознания. Если бы мы боялись именно этого, то нам было бы страшно спать по ночам. Мы страшимся не потери сознания, а состояния изоляции, одиночества. Нас ужасает в смерти возможность сохранения сознания, но в полном одиночестве.

Единственной возможностью избежать одиночества является общение, наличие которого является взаимным подтверждением нашего существования. Такие самоподтверждения необходимы для нормального функционирования психики, а их отсутствие, т.е. одиночество, порождает глубочайший страх.

В детстве на ранних этапах ребёнок испытывает чувство слитности с окружением («океаническое чувство»). Это первый этап формирования ЭГО, на нём человек не чувствует одиночества. Но как только человек понимает своё истинное сущностное положение, и в той мере, в которой он его понимает, человек становится «безнадёжно» одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него посредством общения. Если ребёнок с детства окружён только любовью и заботой, то формирование ЭГО не завершается. Результатом этого является нарциссическая личность. Она не способна полноценно общаться, поэтому такие люди очень сильно переживают одиночество.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Фрейд изучал одиночество не само по себе, а в контексте изучения страха смерти и формирования ЭГО. Страх одиночества в принципе выполняет положительную функцию, так как заставляет людей общаться. По большому счёту, одиночество сплачивает общество в целом.

Бен Миюскович высказывал подобные идеи. Одиночество – явление, характерное для сознания, но мы одиноки не всегда, если существует альтернатива – общность (дружба, любовь). В то время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознаётся, но создаёт возможности дальнейшей дружбы и любви.

Фромм: Моральное одиночество определяется, как неспособность людей соотноситься не только с другими людьми, но и с ценностями, идеалами вообще. Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное тождество (личностное), неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Он никогда не сможет полностью принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны, человек чувствует себя одиноким, а как следствие – тревожным. Поэтому начинается путь обратный (попытки достигнуть общности), но никогда не осуществимый. Все направленные вовне интересы – попытка бегства от неизбежного одиночества. У каждого человека в процессе жизни складывается индивидуальная стратегия бегства, которая запечатлевается в характере. Поэтому Фромм выделяет следующие типы характеров:

1) садист («вбирает» в себя личности других: они для него и не являются личностями, скорее становятся частями собственного «Я»).

2) мазохист (включает в себе другого. Входит составной частью в потребности, интересы другого. Живёт в постоянном одиночестве).

3) конформист (сливается со всеми, некритично разделяет все желания и мнения группы. Полностью теряет самоидентичность).

Это неконструктивные пути бегства от одиночества, так как они разрушают самосознание, разрушают личность и её самоидентичность. Более удачными способами понимания страха, связанного с одиночеством, может быть развитие чувства общности, то есть соединения себя с другими, опять-таки, в дружбе и любви.

Ещё одна, очень схожая с предыдущими, концепция принадлежит Мартину Буберу: спасаясь от постоянной тревожности и страха, человек бежит: в индивидуализм; коллективизм.

В первом случае обесценивается существование других. Во втором ответственность заменяется коллективной. Коллектив обеспечивает тотальную безопасность (господствует только внешняя реальность). Но это только иллюзия, избавления от одиночества, так как коллектив не обеспечивает истинной близости. Только когда человек постигнет другого во всей его индивидуальности, он избавится от собственного одиночества. Такой процесс, по мнению автора, возможен только, когда личность отказывается от себя. Она не способна осуществить порыв к другому, так как подлинное отношение существует только между подлинными личностями. В личности тех людей, которые выбрали названные два способа бегства, зреет бунт. А его симптомом опять является чувство одиночества. Существует ли третий путь? Бубер говорит, что он заключается в пространстве «между». Это пространство постоянно заново конструируется. Это и есть момент истинной близости, очень кратковременный момент истинного диалога.

Ещё один представитель данного подхода – Зилбург. Он предлагал различать понятия одиночества и уединённости. Уединённость – это неопределённое постоянное ощущение. Он выделил черты личности, способствующие ощущению одиночества, и проследил причины их развития. Такими чертами выступают нарциссизм, мания величия, враждебность. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества. Он эгоцентричен. Проявляет болезненную скрытость или враждебность (как вовнутрь, так и вовне). Происхождение этих черт берёт своё начало в раннем детстве. Маленький ребёнок испытывает радость быть любимым, вызывать восхищение и одновременно чувствовать собственную слабость. Это и есть зародыш отчуждённости, враждебности и бессильной агрессии другого человека.

Салливан: Одиночество впервые возникает в подростковом возрасте, когда потребность в близости (действующая на протяжении всей жизни) выражается в потребности в приятеле, друге. Если в связи с отношениями с родителями у ребёнка не сформировались коммуникативные навыки, ребёнок становится неспособным удовлетворить эту потребность в интимности. А такая её фрустрация как раз и ведёт к одиночеству. Испытанное в этом возрасте одиночество часто закрепляется и становится характерным для этого человека чувством. Таким образом, все концепции данного направления определяют одиночество как результат ранних влияний на личностное развитие ребёнка. В определении факторов, ответственных за возникновение одиночества в дальнейшем акцент делается на внутриличностных особенностях (развитие самосознания, характер и т.п.).

Феноменологические концепции одиночества

Роджерс: Общество вынуждает индивида действовать в соответствии с общественными нормами, идеалами, образцами. Эти влияния чужды «истинному Я» индивида, то есть возникает противоречие между «истинным Я» и «Я в отношении других». Это «Я для других» часто настолько усиливается, что человек утрачивает сохранительные барьеры своего собственного «Я». Тогда индивид считает, что если он не будет выполнять общественные ожидания, то ему будет отказано в контакте со стороны других. Уверенность в том, что их «истинное Я» будет отвергнуто другими, делает людей одинокими. Чтобы избежать этого, такие люди стараются понизить это чувство, играя общественные роли. Но этот путь ведет к отчуждению «истинного Я», потере его и к чувству опустошенности.

Гуманистическое направление

Карл Мустакас, считает, что одиночество- это творческая сила, возможность встретиться с самим собой. Такая встреча многое дает личности: познание себя, других, возможность по-новому увидеть ситуацию, переоценить ценности, найти смысл собственного существования, действительно понять себя. Это дает возможность вырваться из привычных стандартов поведения, стать собой. Одиночество, которое можно использовать, таким образом, Мустакас назвал истинным одиночеством. Оно проявляется в момент столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, существенные переживания в жизни). Вообще, одиночество имманентно присуще человеческому существованию, только оно не всегда осознается. В те редкие моменты, когда это происходит, надо уметь его продуктивно использовать. Мустакас говорит, что этому можно научиться, преодолев свой страх перед этим состоянием.

Социологические теории

Баумен высказал идею о том, что источники одиночества в каждой личности лежат вовне, в обществе. На современном этапе ослабевает роль тесных межличностных контактов, отношения все больше деперсонализируются, формализуются. Ослабевают связи в первичной группе, растет семейная лабильность. Люди обособляются от самих себя, не понимают своих собственных желаний. Все это порождает синдром обеспокоенности, к которому добавляется также потребность в постоянном внимании других людей к себе, которая никогда полностью не удовлетворяется. Потребности личности в общении, сопричастности и зависимости, в доверии к другому и со стороны другого недостижимы в современном обществе. Это порождает защитный механизм в виде стремления отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Таким образом, все люди в современном обществе, так или иначе, в большей или меньшей степени невротизированы. Одним из симптомов этого является одиночество. Представители этого направления (а к ним относятся также Рисмен, Дэйтер и др.) утверждают, что одиночество - показатель общества в целом. Оно – продукт социальных сил, то есть его причина лежит вне личности.

Интеракционистические модели (Вейс и другие). Одиночество, в принципе, нормальная реакция на комбинированное/интерактивное влияние личностного фактора и среды. В соответствии с преобладанием того или иного компонента выделяют:

1. Эмоциональное одиночество возникает при нормальном уровне социальных связей, но человек не испытывает нормальной тесной интимной привязанности. Это обычно порождает беспокойство покинутого ребенка, тревогу, пустоту. Причины этого вида одиночества лежат в личности человека (неспособности установить тесный эмоциональный контакт). Существенно и влияние среды, отсутствие такого человека, с которым этот контакт можно установить и др.

2. Социальное одиночество. Большое значение приобретают социальные факторы. Отсутствие дружеских связей или чувства общности со своей микрогруппой, низкий уровень социальных контактов (социальная изолированность). Этот вид одиночества обычно выражается в чувстве ненужности, маргинальности, тоске и т.д..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: