Структура личности преступника.




Важным этапом в познании личности преступника является изучение ее структуры. Структурированность позволяет отражать и разнообразие образующих признаков, с одной стороны, и различную роль этих признаков в механизме преступного поведения.

В криминологии выделяется от 3 до 6 подсистем, которые образуют личность преступника, в зависимости от того, какой автор исследования.

Кто-то выделяет социально-демографические, уголовно-правовые признаки, нравственные свойства, психологические признаки, биологические характеристики, кто-то выделят биогенные, социогенные и психогенные компоненты, кто-то выделяет интериндивидуальные и интраиндивидуальные уровни (подсистемы).

Такое выделение 4 подсистем является достаточно традиционным, и любую другую схему можно подвести к 4 подсистема, во-первых. Во-вторых, следует сказать, что любая из названных структур, они находятся в определенных взаимоотношениях, потому что образуют единство биологического и социального в характеристиках личности.

Е.В. предлагает выделить 4 подструктуре:

1. биологическая;

2. социально-демографическая;

3. нравственно-психологическая;

4. уголовно-правовая.

Самая простая и самая менее значимая с т.з. самостоятельности – биологическая подструктура.

Биологическую подструктуру образуют состояние здоровья, особенности физического строения, природные свойства нервной системы и т.д.

Естественно, мы не будем возвращаться на уровень исследования Лаборозо, и говорить о том, что антропологические, генетические особенности – это то, что определяет выбор варианта преступного поведения, предопределяет склонность к совершению того или иного преступления. Но исключить совершенно биологические признаки из подструктуры личности невозможно.

Во-первых, они являются некой основой для развития других характеристик.

Если у лица состояние здоровья специфическое, которое не позволяет ему развить себя физически или интеллектуально, то перспективы существования в обществе этой личности ограничены. Кроме того, понятно, что некоторые психологические характеристики имеют генетический характер, т.е. являются наследственными. Некоторые психологические характеристики, особенности характера, темперамента зачастую являются тоже наследственными. Это то, на что ложится социализация, соответственно, от этого зависят результаты социализации.

Естественно, с т.з. генетики имеет значение и то, что генетически обусловленным является степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды, т.е. насколько активно человек генетически приспособлен противостоять тому воздействую, которое оказывает на него внешняя среда.

Естественно, говорить о том, что биологические характеристики в чистом виде самостоятельно влияют на преступность или непреступность личности невозможно. Но определенную основу, базу для дальнейших характеристик они создают.

Социально-демографическая характеристика включает в себя такие характеристики как пол, возраст, образование, социальное положение, социальные роли и социальные статусы, род занятий, профессиональная принадлежность, национальная принадлежность, семейное положение, уровень материального благосостояния, наличие или отсутствие постоянного места жительства, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.д.

Разница между УП и криминологией, для УП не имеет значения мужского или женского пола лицо, которое совершает преступления (за исключением специальных субъектов), для криминологии, естественно, и половая характеристика имеет существенное значение. И в первую очередь связано это с особенностями психологии.

В частности, психологи говорят о том, что быть мужчиной и женщиной – это значит выполнять разные функции в различных социальных системах. Именно из этого и проистекает криминологическая характеристика, например, касающаяся тех признаков совершаемых преступлений.

Если мы посмотрим на статистику, то количество лиц мужского пола, которые совершили преступление, более высокое, нежели лиц женского пола из числа зарегистрированных, выявленных лиц, совершивших преступление за определенный период времени.

Но при наличии такого общего положения, если мы будем рассматривать различные категории преступления, то соотношения могут быть разными. Если речь идет о насильственных преступлениях, то понятно, что соотношение будет в пользу мужчин, если речь дет о корыстных преступлениях, то там достаточно специфические, в зависимости от того, какой вид корыстных преступлений. Мошенничество, присвоения и растраты – это те преступления, в которых очень большое количество лиц женского пола. Это связано с особенностями механизма совершения преступления. Присвоения и растраты, в основном, совершаются лицами, которым вверяется имущество по прямому долгу службы. Лицо занимается материальными ценностями. Бухгалтерская служба, служба контроля и учета материальных ценностей, имущественные подразделения и т.д. Это женская сфера. У нас мужчин-бухгалтеров маленькое количество в настоящее время.

Поэтому это обуславливает и такое соотношение половое в этих сфера.

С другой стороны, если мы будем говорить о тех же самых насильственных преступлениях, да, % соотношение иное, но по характеристикам этих преступлений, которые совершаются женщинами, они гораздо более высоких степеней общественной опасности, нежели преступления, которые совершаются мужчинами. Там % у женщин невысокий, но в основном, это преступления, которые совершаются с наличием квалифицирующих признаков, заканчиваются наиболее тяжкими последствиями и т.д.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности на определенных уровнях развития личности, на уровне, когда личность еще формируется, на уровне, когда личность уже сформировалась, но еще есть возможность осуществить какие-то воздействия и перенаправить и на том уровне, когда воздействие уже практически не осуществляется.

Естественно, и характер преступлений, которые совершаются лицами различных возрастных групп, имеют совершено разную направленность. Преступления, совершаемые молодыми людьми, возрасте до 18 лет, от 18 до 25 лет, чаще носят агрессивный и импульсивный характер, менее продуманный, в большей степени насильственных или корыстно-насильственный характер. Если же мы говорим о лицах старшего возраста, то характерно совершение более обдуманных преступлений, преступления, которые отличаются более высоким уровнем латентности, т.к. имеют не очень явные внешние признаки, которые позволяют выявить без специальных исследований.

В целом же, наиболее криминогенное активное население – возраст от 18 до 40 лет. В рамках данной группы наиболее криминально активны лица от 25 до 29, далее от 18 до 24, потом от 14 до 17, потом от 30 до 40.

Образовательный и интеллектуальный уровень тоже имеет существенное значение в этой характеристике. Если речь идет о лицах с более высокой степенью образования, то для них проще придумать более сложную схему с меньшей очевидностью преступления, со сложностью выявления, расследований и раскрытия преступления. Соответственно, у них есть совершенно иная сфера, в которой могут совершаться преступления, связанные с профессиональной деятельностью, интеллектуальным уровнем развития, интересами и т.д.

Если же речь идет о лицах, которые отличаются невысоким уровнем образования и интеллекта, то для них более характерно совершение насильственных преступлений, корыстно-насильственных преступлений, которые не отличаются высокой степенью готовности, каким-то сложными схемами, которые позволили бы завуалировать совершение преступления и т.д.: хулиганство, посягательство на личность, кражи, вымогательства и т.д.

Соответственно, экономические преступления, должностные преступления – это то, что характерно для лиц с более высоким образованием.

Социальное положение, род занятий, профессиональная принадлежность – одна из характеристик в социально-демографической структуре.

В данном случае, когда проводится криминологическое исследование по этим характеристикам, самым важным аспектом является не просто выявление статистических показателей: работает или нет, работает на себя, работает на дядю, т.е. осуществляет ИП или выполняет функцию рабочего, является пенсионером, безработным, учащимся и т.д.

Сами эти данные по себе тоже могут иметь существенное значение, в первую очередь, для того чтобы определиться, в какой сфере, из какого контингента населения появляются преступники, откуда они приходят в криминальный мир.

С другой стороны, сам по себе набор этих характеристик не имеет практического значения, пока они не будут исследованы во взаимосвязях, во взаимозависимости.

Не занятые общественно полезным трудом лица являются категорией, которая относится к числу наиболее криминогенных. Но у нас очень много лиц, которые выполняют профессиональную деятельность на постоянной основе, при этом совершают преступления.

Поэтому только в сочетании со всеми другими характеристиками, мы эти характеристики структуры личности преступника можем оценивать как дающие нам какой-то криминологически практический результат.

Семейное положение и уровень материальной обеспеченности.

Для характеристики личности имеет существенное значение не столько сам факт наличия или отсутствия семейных связей, сколько взаимосвязь этот факта с теми ролями и социальными статусами, которые присущи данному лицу в связи с наличием или отсутствием семейных, профессиональных и прочих связей.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, которые обусловлены его положением в обществе, принадлежностью к определенным социальным группам.

В научной литературе имеется несколько подходов к тому, что такое социальная роль имеется. Наиболее традиционным для криминологии является нормативный подход, который заключается в том, что поведение человека зависит от той позиции, которая занимается им в обществе. Человек находится в определенных взаимосвязях с другими людьми в обществе, занимается ряд позиций, выполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание, т.е. сценарий роли.

Этот сценарий роли обеспечивается за счет трех групп субъектов.

С одной стороны, государством этот сценарий роли пишется за счет формирования официальных предписаний. В СК есть определенные положения, которые говорят о том, какие права есть у супругов, какие права есть у родителей по отношению к детям и т.д. Написано, что дети должны содержать нетрудоспособных родителей, а родители несовершеннолетних детей, на этом все и заканчивается.

Помимо этой части сценария социальной роли, есть еще общество, которое в форме общепринятых поощряемых общественным мнением норм поведения формирует сценарий социальной роли, т.е. правила, эстетические, религиозные нормы и т.д. Папа должен не только участвовать путем: раз в месяц пришел, принес деньги и сказал, что это на воспитание, но еще и предполагается, что папа должен проверить, что там он делает, не курит ли он где-нибудь за школой, не приносит ли он двоек и т.д. Это то, что ожидает общество в целом.

Есть еще третья составляющая: неофициальные структуры: семья, малые социальные группы. В форме неписанных правил поведения, в форме социальных ожиданий они тоже формируют сценарий социальной роли. В каждой конкретной семь это правило по поводу того, что папа должен интересоваться жизнью ребенка, формулируется самостоятельным образом. Где-то договорились, что папа раз в неделю смотрит дневник, может быть, ругает, а где-то это установлено в семье на постоянной основе: каждый день. Это частный вариант сценария социальной роли, который устанавливается в рамках очень маленькой группы.

 

04.03.2014

Мы обозначили, что такое социальная роль, какие характеристики, какие группы лиц эту социальную роль обуславливают, что есть сценарий социальной роли. К чему это все?

К тому, что для лиц, которые совершают преступления, применительно к их социальной роли, типичными свойствами являются, во-первых, очень низкая престижность социальных ролей, т.е. тогда, когда и ожидания от них невысокие, и отдача общества достаточно низкая, рассогласованность социальных статусов, т.е. фактическое несоответствие лица тому социальному статусу, который ему присущ, отчужденность от официальных социальных групп, т.е. от трудовых коллективов, от семейных объединений. Ориентация при этом на неформальные группы с обычной негативной направленностью.

При этом сохраняется и стандартная проблема, связанная с завышенностью социальных притязаний и очень лимитированной возможностью реализации этих притязаний в пределах правового поля, т.е. хочется то много, а возможностей этого достичь не так много, а возможностей достичь на законных основаниях еще меньше.

Нравственно-психологическая подструктура. Что туда входит? Интеллект, привычки, способности, навыки, ценностные ориентации, установки, отношения к правовыми моральным нормам, потребности человека, эмоциональные характеристики, волевые характеристики.

В первую очередь, если мы будем характеризовать нравственно-психологическую подструктуру, то обратить внимание надо на мировоззренческие нравственные черты и свойства: на взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т.д. Мировоззренческая позиция имеет значение с т.з. того, что, во-первых, она формирует общую направленность личности, целеустремленность, наличие определенных ценностей, идеалов, убеждений, в соответствии с которыми лицо и осуществляет свое функционирование в социуме.

При этом, несмотря на то, что это определение общей позиции человека в обществе, сказывается мировоззренческая позиция и на всей совокупности особенностей поведения, особенностей действия данного лица, на привычках, наклонностях и т.д.

Если мы мировоззренческую позицию будем рассматривать с т.з. изучении личности преступника, то особое значение имеет, в первую очередь, то устоявшееся отношение лица к правовым, моральным ценностям, которые существуют в обществе, к различным сторонам действительности, т.е. к трудовым обязанностям, семейным обязанностям, к качеству выполнения той социальной роли, которая данному лицу присуща, к окружающим, посторонним, близким.

И второе, что имеет значение – это уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний данного лица, т.е. являются они социально полезными или социально вредными, являются ли они оправданным или неоправданными, каковы способы удовлетворения: правомерные или неправомерные способы удовлетворения.

Существенное значение имеют ценностные ориентации, т.е. те личностные характеристики, которые указывают на наиболее значимые для данного лица, для данной личности объекты, наиболее ценимые, наиболее охраняемые, наиболее защищаемые ею. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, т.е. у человека есть определенная система ценностей, которая выстраивается в определенном порядке, т.е. что-то более значимо, что-то менее значимо, что-то не значимо вообще.

Применительно к характеристике личности преступника, важно соотнести иерархию ценностных ориентаций данного конкретного лица с общей иерархией ценностных ориентаций, которая есть в обществе. Как правило, эта пирамида переворачивается с ног на голову, т.е. то, что в обществе является наименее ценным, для данного лица является как раз наиболее ценным, наиболее приоритетным.

Важное значение имеет устойчивость ориентации, интенсивность ориентации, т.е. насколько человек гибок по сравнению с любым другим лицом в группе своей ориентации, насколько он способен их менять, подстраиваться под общественное мнение, изменять ориентацию в связи с тем, что он не способен достичь того или иного результата, который он себе ставит.

В конкретных исследованиях криминологи обычно разграничивают ориентации, которые касаются целей и ориентации, которые касаются средств. Опять та же самая проблема, что ориентации, которые касаются целей, могут быть абсолютно идентичны и у лиц, которые совершают преступления или склонны к совершению преступлений и у лиц, которые не склонны к совершению преступлений и являются правопослушными гражданами.

Иметь определенный уровень достатка, который позволял бы спокойно засыпать сегодня и не думать, чем будешь кормить детей завтра - это нормальная ценностная ориентация, которая присуща всем. Другое дело, что ориентации, которые касаются средств достижения целей, они могут быть различны. Среди ориентаций средств преступники обычно чаще отдают приоритет не своим личным позитивным качествам, т.е образованности, уровню интеллекта, способностям, трудолюбию, целеустремленности и т.д., а неким другим вспомогательным факторам: поддержки со стороны значимых, влиятельных людей, родственников, знакомых, наличию определенных связей, наличию неких удобных ситуаций, в которых можно себя, проявив определенным образом, получить максимум из того, что человеку надо при затрате минимального количества усилий.

В это подсистеме нравственно-психологической существенное значение имеют потребности и интересы. Почему они выделяются и них обращают внимание? Потому что за счет них строится мотивационная сфера – то, что лежит в основе любого поведения человека (мотив, мотивация).

Потребности отражают и природные свойства человека, при этом, имеют и социальную окраску. Есть у нас элементарные (естественные) потребности в пище, жилище, в одежде, в определенной температуре существования и т.д. Как правило, эти потребности тоже имеют социальную окраску, но есть и чисто социальные потребности, т.е. те, которые формируются за счет существования человека в обществе.

В первобытном обществе не было ни у кого потребности сходить в театр, кино, в ресторан. Мамонта принесли, из этой шкуры можно одеться, в течение периода времени питаться. Деревьев нарубили, костер разожгли – элементарные человеческие потребности удовлетворили.

На данный момент даже эти элементарные потребности имеют социальную окраску. Никто же не ходит в шкуре мамонта зимой. Понятно, что если ты придешь даже в бабушкином теплом пальто, то вряд ли однокурсники это все оценят. Поэтому даже эти естественные потребности преобразуются в определенные направления, которые диктует общество.

Есть чисто социальные потребности, те, которые именно функционированием в обществе и определяются.

Зависит еще от того, в каких малых социальных группах лицо вращается, т.е. кому то существенной является потребность сходить в театр, потому что у него все в группе ходят в театр и обсуждают, кому-то потребность другая – сходит в спортзал, потому что все люди, которые его окружают, занимаются спортом и немножко косовато смотрят на человека, который не занимается и не увлекается. В третьей группе не интересует ни культура, ни спорт, а интересует вариант – вечером в пятницу засели в бар – утром в понедельник из бара выползли, т.е. тоже определенного рода потребность, которая диктуется обществом.

Это соотношение потребностей и доминирование тех или иных потребностей, в первую очередь, отличает лицо, склонное к совершению преступления и лицо, которое имеет более высокие социальные потребности и при этом менее зациклено на потребностях естественных.

Кроме того, в преступном поведении часто проявляются такие потребности как стремление к самоутверждению, проявление собственного Я.

Интересы – это те же самые потребности, которые имеют эмоциональную окраску.

Как правило, все потребности и интересы разделяют на естественные, материальные и духовные.

Опять же уровень этих потребностей, уровень притязаний различен, в зависимости от того, каковы характеристики личности, в зависимости от того, в каком обществе эта личность функционирует, в зависимости от того, какие способности, какие способы достижения в реализации этих потребностей у лица имеются.

Потребности имеют существенное значение для формирования мотивационной сферы личности. В частности, когда говорят о характеристиках личности преступника, то в мотивационной сфере выделяют следующие куриминологически значимые виды мотивации.

Выделяют общественно-политическую мотивацию – стремление в управлении государством, стремление к достижению определенного уровня власти политической, влияние политических процессы, которые происходят в государстве (пример с Украиной).

Следующая криминологически значимая мотивация – мотивация социально-экономическая. Социально-экономические подразделяются на три составляющих:

1. удовлетворение абсолютных потребностей, т.е. тех, которые являются жизненно важными, неотъемлемыми, с которыми человек функционирует как биологическое существо, т.е. удовлетворение естественных потребностей;

2. удовлетворение относительных потребностей, т.е. тех, которые возникают при соотнесении своего уровня жизни с уровнем жизни людей, находящихся примерно на той же ступени социума.

Все работающие люди с высшим образованием, которые получили диплом экономиста, юриста или еще кого-то (более-менее значимые профессии, которые считаются престижными и доминирующими в обществе), имеют определенные потребности, связанные с тем, что мой сосед по офису справа раз в год ездит отдыхать на море заграницу, сосед слева тоже ездит заграницу два раза в год, а из соседнего офиса все тоже по 3 раза съездили. Я не хуже их, хотя бы 1 раз, но надо съездить. Это относительные потребности, которые возникают в связи с соотнесением себя с людьми аналогичного социального уровня.

3. достижение своего идеала.

Если это потребности криминологически значимые, если эта мотивация криминологически значимая, то это мотивация лица склонного к совершению преступления, и достижением идеала будет являться либо проникновение в определенные слои общества, т.е. в некую касту (группу закрытую), куда очень хочется попасть, либо достижение определенного уровня экономического благосостояния в чистом виде: мне все равно, где будут меня принимать и как будут на меня смотреть, у меня будет неограниченное количество денег, за эти деньги я могу купить все, что угодно.

Следующий вариант мотивации - н асильственно-эгоистическая мотивация. Здесь может быть либо абсолютизация идеи самоутверждения, т.е. тогда, когда человек в любых формах реализует свои потребности в самоутверждении, доминировании над другими людьми. В данном случае это агрессия в физическом плане и в психологическом плане.

Либо второй вариант – это самоутверждение в определенных формах, которые человек в данной конкретной ситуации считает приемлемыми.

Т.е. кто-то везде и всегда себя ведет достаточно агрессивно, а кто-то агрессию проявляет в ответ на определенные формы поведения со стороны, например, партнеров, друзей, товарищей, посторонних лиц.

Привык он, что если ему сказали невежливо, то ответить надо грубостью. Он таким образом реагирует. Он не привык к тому, что решение вопросов можно перевести в правовое поле. Ах ты, вроде как совершил преступление в отношении меня, точно ты телефон вытащил, не пойду писать заявление, я тебя в коридоре поймаю, 3 раза головой об стенку, и ты мне телефон вернешь, а в принципе, я человек мирный, т.е. если меня не трогать, я агрессию проявлять не буду.

Следующий вариант мотивации – эмоционально-эгоистическая. Это ситуация, когда человек не стремится соотносить себя с окружающими, не ограничивает себя в проявлении своих чувств, эмоций: ревности, злобы, зависти и т.д. Не понравилось, что сказал в твой адрес – подошел и битой по машине, так выразил свое отношение к ситуации. Или вместо того, чтобы сделать культурное замечание подчиненному – взял и наорал.

Еще один вариант мотивации – легкомысленно-безответственная мотивация. Когда у человека в принципе отсутствует потребность соотносить свое поведение с поступками, принципами правилами и нормами, которые в обществе существуют. Не объяснили ему в детстве, что прежде чем открыть пенком дверь, надо поинтересоваться, а вообще так делают здесь.

Или второй вариант – избирательность такого соотношения. Т.е. где-то, там где он понимает, что с начальством надо не конфликтовать, он старается себя ограничивать, там он не будет кричать, там он будет проявлять агрессию, там он не полезет с кулаками решать проблемы, а там, где он считает, что необходимости нет, какая разница, как я веду себя дома. Подумаешь, сказал какую-то грубость, пару раз ударил за дело, а может и не за дело, но последствий то от этого никаких не будет, он так считает. И т.д.

Еще в нравственно-психологическую характеристику можно отнести интеллектуальные и эмоционально-волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относится уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, умение с разных сторон смотреть на одну и ту же проблему, наличие жизненного опыта и умение им пользоваться.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, т.е. насколько быстро человек может реагировать, или, наоборот, насколько замедленна эта реакция. Динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости. Кого-то 33 раза оскорбить можно в резких выражения, он не среагирует или с 33 раза среагирует, а кто-то еще заподозрив в желании оскорбить, попытается этому оскорблению противодействовать, которого в реальности нет.

Волевые свойства включают способность принимать решения, способность осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность, умение регулировать направленность своих поступков, соотносить с теми целями, которые поставлены, добиваться целей теми способами, которые были выбраны.

Если речь идет о лице, не являющемся преступником, не склонном к совершению преступлению, то это проявляется в том, что человек, несмотря на невозможность с первого раза достичь цели установленным правовым способом, пробует второй раз, третий, пятый и т.д.

Устроился на одну работу с целью заработать себе надлежащим образом денежные средства на определенный уровень благосостояния – не получилось, пошел устроится на другую, потом на 3-ю,5-ю, пока не нашел себе то место, которое устраивает.

Если речь идет о лице, склонном к совершению преступления, то ситуация обратная. Насколько человек способен, например, свое преступное поведение отстоять в случае, если оно не удается для реализации.

Выдержка, стойкость, твердость характера, настойчивость и проч. подобные волевые черты. Насколько человек способен руководить своими действиями, насколько он способен направлять себя на достижение той цели, которая была поставлена и теми средствами, которые были выбраны.

В нравственно-психологическую подструктуру можно еще отнести и физические и психические недостатки, которые дают свое отражение на психологических свойствах и на нравственной характеристике.

В основном, эти недостатки имеют некий побочный эффект: либо создают фон, либо создают основу для того, чтобы развивались те или иные характеристики личности.

Например, тот же самый алкоголизм, сам по себе привести к совершению преступления или сформировать личность преступника – это вредная привычка по характеристикам ВОЗ заболевание, совершенно четко обозначенное, не может. Но под воздействием алкоголя, под воздействием систематического употребления алкоголя вырабатываются определенные черты, криминологически значимые: повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность, подозрительность, мнительность, и эти черты и свойства напрямую входят в нравственно-психологические характеристики и могут повлиять на выбор варианта поведения, т.е. склонность к совершению преступного деяния.

И уголовно-правовая подструктура, уголовно-правовая характеристика. К числу признаков, которые образуют эту подструктуру, относятся направленность и мотивация преступных действий, т.е. идет ли речь о насильственных, о корыстных деяниях, которые совершаются лицом. Может быть это преступления против общественной безопасности, может быть это преступления насильственные, связанные с удовлетворением своих потребностей, длительность, однородность или разнородность деятельности преступной, т.е. насколько долго занимается, укладывается ли в рамки определенного направления, т.е. мы говорим о специальном рецидиве, когда повторяются преступления определенной направленности. Совершаются кражи, кражи кражи, например, интенсивность преступной деятельности, т.е. насколько часто повторяются преступные проявления, наличие или отсутствие судимостей, ролевое участие в преступлении.

Интенсивность высокая, но участвует в роли пособника, потому что имеет возможность сбывать имущество, поэтому и систематически имущество, добытое преступным путем получает и сбывает. При этом у него вроде как пособничество в разбойных нападениях, но непосредственно в самом разбойном нападении он не участвует, т.е. не является исполнителем, не применяет насилия, не осуществляет действия, связанные с изъятием имущества, но осуществляет только пособнические функции. Это одна характеристика.

Или лицо, которое совершает преступление, например, участвует в групповом преступлении менее тяжком, скажем, квартирные кражи, но является активным участником, является исполнителем, совершает это раз в неделю.

Степень подготовленности, степень организованности преступления тоже имеет значение, тяжесть совершенного преступления, форма вины и т.д.

С позиций криминологии личность преступника отличается от личности в принципе, т.е. от человеческой личности, не наличием или отсутствием каких-то компонентов в структуре, а содержанием, направленностью этих компонентов. Именно антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей, мотивационной сферы и выступает той предпосылкой, которая толкает на совершение преступления.

В целом, все те признаки, которые мы обозначили, можно разделить на 2 большие группы:

1. те признаки, черты и свойства которые по своей сути являются криминологически нейтральными, т.е. те, которые присущи личности вообще и приобретают криминологическое значение только через призму факта совершения преступления.

Та же самая повышенная эмоциональная возбудимость, например. Кто-то приходит домой и начинает рассказывать про то, как ему наступили на ногу в 8 утра в Метро, рассказывает в 8 вечера. Для него это способ лишнюю энергию сбросить. Это не говорит, что лицо свою излишнюю эмоциональность преобразует в агрессивность.

И такой признак излишней эмоциональности приобретает значение и может рассматриваться как некая характеристика личности только тогда, когда мы имеем фат совершения преступления, применительно к этому факту, через призму этого факта начинаем рассматривать такие обстоятельства.

2. те признаки, черты и свойства, которые прямо или косвенно связаны с совершением преступления. Это нравственно-психологическая подструктура, это ценности, убеждения, установки, имеющие определенную деформацию. Деформацию именно с т.з. того, что это признаки, которые имеют антиобщественную направленность. Другая система ценностей, другое представление об идеальной жизни. Другое представление о том, как эту идеальную жизнь можно заполучить и проч.

Если мы говорим о личности преступника в целом, то мы 4 подструктуры охарактеризовали. Но далеко не все лица, совершающие преступления, имеют одинаковые характеристики даже тех же самых черт и свойств, которые мы сейчас обозначили как имеющих криминологическое значение.

Те же самые ценности, убеждения, да, они могут быть антиобщественно направлены, но антиобщественная направленность может быть различной. У кого-то это ценности и убеждения, которые позволяют силой решать проблемы, а у кого-то это ценности и убеждения, которые отвергают вариант силового разрешения проблемы, Исходят из того, что надо сделать все как можно незаметнее, как можно хитрее, в обход социальных институтов или с использованием их себе во благо. И исходя из этого, в криминологии принять осуществлять классификацию преступников и типологию.

Для того чтобы мы могли в отношении конкретного лица осуществить прогнозирование, разработку комплекса профилактических мер, нам необходимо подвести его под некий тип, схему. Понятно, что речь идет об индивидуализации, индивидуализации наказания, индивидуализация исполнения наказания, но для того чтобы эту индивидуализацию провести, необходимо дифференциацию сделать, т.е. более сгруппированный вариант учета специфики тех или иных характеристик личности.

Для того чтобы выбрать из тех видов (вариантов) наказания, которые могут или не могут помочь в достижении целей, которые обозначены в УП как цели наказания, нам необходимо определиться с тем, в какую группу следует отнести это лицо. С криминологической т.з. охватить каждого совершившего преступление в отдельности в рамках, например, какого-то криминологического исследования практически невозможно. Именно для этого существует два варианта группировки.

Есть вариант с классификацией преступников, который основан на статистических данных, на статистических характеристиках, и осуществляется по критерию распространенности того или иного признака, т.е. это классический вариант группировки. Всех делим в зависимости от простых показателей: мужчины/женщины, граждане РФ\иностранные граждане. Можем делить по сложным показателям, по степени криминогенности личности, например, которая учитывает в себе и личностные характеристики, и характеристики, например, связанные с повторностью совершения преступлений, с тем, какое количество этих повторно совершенных преступлений: дважды, трижды судимый. При этом судимые за однородные преступления или за разнородные преступления.

По комплексным показателям, например, по характеру криминологически значимого взаимодействия личности с социальной средой: до момента совершения преступления\в процессе совершения преступления\после совершения преступления.

В основном группировка осуществляется по простым показателям или по сложным показателям, т.е. сочетающим в себе несколько простых показателей. Демографические данные, социально-экономический критерий, т.е. уровень образование, наличие занятий, наличие или отсутствие места жительства, наличие или отсутствие постоянного мета трудовой деятельности, постоянного источника доходов и т.д.

Может быть классификация по показателям, которые связаны с состоянием личности в момент совершения преступления. Например, нахождение или ненахождение в состоянии алкогольного, токсического, наркотического или прочего опьянения. Нахождение в составе группы или совершение преступления единолично. Совершение преступления в местах лишения свободы или после отбытия наказания.

По характеру преступного поведения: умышленное и неосторожное преступление было совершено; насильственное, корыстное и проч.; первичное или повторное.

Типология – это другой вариант группировки, более сложный вариант группировки, связано это с тем, что здесь изучение происходит не статических статистических показателей, а динамических показателей. Выделение типов на основе существенных признаков, которые уже причинно связаны с преступным поведением.

Признаки пола возраста и гражданства в какой-то степени связаны с преступным поведением, но не с т.з. детерминации. А те критерии, по которым осуществляется типология – это критерии, которые позволяют выявить их взаимосвязь именно с совершением преступления, именно детерминационную связь, т.е. обусловливание совершения преступления.

По сути своей, если мы будем соотносить классификацию и типологию, то получится единство общего (типология), особенного (классификация) и единичного (характеристика индивидуального субъекта).

По каким принци



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: