Изучение дисциплины Миссиология осуществляется в следующих формах: лекции, практические занятия и самостоятельная работа студента.
Важным условием для освоения дисциплины в процессе занятий является ведение конспектов, освоение и осмысление терминологии изучаемой дисциплины. Материалы лекционных занятий следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках, учебных пособиях, научных статьях и монографиях, в соответствии со списком основной и дополнительной литературы.
Дополнительная проработка изучаемого материала проводится во время практических занятий, в ходе которых анализируются и закрепляются основные знания, полученные по дисциплине.
Необходимым условием формирования компетенций является посещение практических занятий, на которых студент анализирует и обобщает учебный материал (если есть, то и собственный опыт), представляет результаты самостоятельной работы в виде письменных работ и презентаций, отстаивает свою точку зрения, взаимодействует с другими для решения поставленной учебной задачи (деловая игра, круглый стол).
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную и дополнительную литературу из представленного списка. На них приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.
В рамках изучения учебной дисциплины необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, сеть «Internet».
Целями самостоятельной работой студента является:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения использовать справочную литературу;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, в соответствии с настоящей рабочей программой дисциплины и содержит в себе следующее задания:
· изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции, изучение теоретического материала);
· работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet (использование аудио- и видеозаписи);
· составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
· выполнение письменных работ;
· подготовка презентаций;
· работа с компьютерными программами;
· подготовка к деловым играм, круглым столам;
· подготовка к зачету (экзамену).
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов
Виды САРС | Руководство преподавателя |
1. Конспектирование первоисточников 2. Реферирование литературы 3. Выполнение заданий поискового исследовательского характера 4. Углубленный анализ научно – методической литературы 5. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой 6. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий 7. Контрольная работа – письменное выполнение заданий 8. В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, давая указания на источник ответа в литературе 9. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» - выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана 10. Давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.) | Выборочная проверка Разработка тем и проверка Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление библиографии по теме Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий Разработка тематики контрольных, консультации Разработка заданий, проверка Разработка тематики сообщений Разработка заданий, проверка |
Формы текущего контроля
• выборочная устная проверка (блиц-опрос);
• подгогтовка рефератов, письменных заданий и проверка готовых работ;
• разработка семинаров, заданий, создание поисковых ситуаций;
• собеседование по проработанной литературе. Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции.
4.2.3. Контрольные вопросы для текущего устного блиц-опроса на лекциях
Раздел I. Конфессиональное религиоведение и место в нем истории религий
1. Подходы к изучению религий в Религиоведении.
2. Религия: этимология и определение.
3. Структура религии.
4. Проблема типологии религий.
5. Священное Писание о нехристианских религиях.
6. Отношение свв. отцов Церкви к нехристианским религиям.
Раздел II. Религии Восточной Азии
7. Древние традиционные китайские верования.
8. Китайская натурфилософия.
9. Конфуцианский канон.
10. Конфуцианское учение о «благородном муже».
11. Культ Конфуция.
12. Конфуцианство в истории Китая.
13. Православие и конфуцианство.
14. Происхождение даосизма.
15. Канонические тексты даосизма.
16. Даосское учение.
17. Пантеон и мифология.
18. Учение о душе в даосизме.
19. Даосская алхимия.
20. Основные школы.
21. Основные вехи истории даосизма.
22. Православие и даосизм.
Раздел III. Религии южной и юго-восточной Азии
23. Периодизация истории индуизма.
24. Особенности классического индуизма.
25. Священные тексты индуизма: шрути.
26. Священные тексты индуизма: смрити.
27. Концепция Атмана-Брахмана.
28. Концепция тримурти.
29. Космология индуизма.
30. Антропология и сотериология индуизма.
31. Доктрина варнашрама.
32. Храмовый культ в индуизме.
33. Индуистская йога.
34. Православие и индуизм.
35. Биография Сиддхартхи Гаутамы.
36. Буддистский канон текстов.
37. Китайский и Тибетский каноны.
38. «Четыре благородные истины» буддизма.
39. «Восьмеричный путь» буддизма.
40. Доктрина «анатмавады».
41. Доктрина о причинно-зависимом происхождении.
42. Космология буддизма.
43. Сангха. Монашество и монастыри в буддизме.
44. Общественные богослужения. Разнообразие обрядовой практики.
45. Отношения к богам и духам в буддизме.
46. Основные течения в буддизме.
47. Тибетский буддизм и его распространение в России.
48. Православие и буддизм.
Раздел IV. Авраамические религии
49. Особенности ветхозаветного иудаизма.
50. Религиозное состояние Иудеи к I веку по Р.Х.
51. Раввинистический иудаизм: общая характеристика.
52. Канон священных текстов иудаизма - Танах.
53. Предание иудаизма - Талмуд.
54. Особенности вероучения в раввинистическом иудаизме.
55. Особенности культа в раввинистическом иудаизме.
56. Основные течения в иудаизме.
57. Каббала.
58. Православие и иудаизм.
59. Религиозная ситуация в доисламской Аравии.
60. Биография Мухаммада.
61. Происхождение и состав Корана.
62. Предание ислама.
63. Шесть основ акиды.
64. Пять «столпов ислама».
65. Общие понятия о шариате.
66. Основные течения в исламе.
67. Православие и ислам.