Научно-техническая политика государства




Научно-технический прогресс и его влияние на развитие общества

Научно-техническая политика государства

3. Основы методики планирования научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс и его влияние на развитие общества

Научно-технический прогресс - сложный многоплановый процесс, оказывающий огромное влияние на развитие экономики и рост благосостояния населения. В понимании НТП до сих пор сохраняются различия. В наиболее общей трактовке научно-технический прогресс - целенаправленное и систематическое использование научного знания в целях улучшения условий существования человека. НТП проявляется в непрерывном совершенствовании всех сфер жизнедеятельности общества на основе применения новых эффективных орудий и предметов труда, технологии и организации производства и труда, передовых методов и приемов.

В развитии науки и техники наблюдается чередование эволюционных и революционных периодов. Количественное нарастание прогрессивных изменений сменяется коренными качественными преобразованиями производительных сил. Качественный скачок в НТП носит название научно-технической революции.

Закономерности научно-технического прогресса в прошлом объясняли с позиций плоско-эволюционного развития. В настоящее время в науке и практике прочно утвердилась циклическая теория. Эта теория, в частности, лежит в основе методологии прогнозирования НТП. С позиции циклической теории закономерности научно-технического прогресса можно описать следующим образом. Падение эффективности применяемой техники и технологии дает толчок поискам новых идей, получают развитие науки. В процессе научных исследований создаются изобретения. Применение изобретений в практике в случае успеха на рынке становится нововведением. Широкое внедрение нововведений приводит к инновационному буму. Происходит массовое обновление техники и технологии. В последующем в новую технику могут вноситься улучшения, а затем косметические усовершенствования. Идея, лежащая в основе внедренной техники, постепенно исчерпывается. Эффективность техники вновь начинает падать, и процесс развития возвращается к исходной стадии.

В прогнозировании научно-технического прогресса учитываются циклы различной продолжительности - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Принимается во внимание взаимодействие и наложение друг на друга научных, изобретательских, инновационных, технических, а также жизненных циклов отдельных идей, поколений техники, направлений в технологии.

Социально-экономические последствия НТП многогранны и могут рассматриваться на различных уровнях: народно-хозяйственном, территориальном, отраслевом, уровне отдельных хозяйственных субъектов. По некоторым оценкам, в развитых странах вклад НТП в экономический рост достигает 70%. Внедрение достижений технического прогресса ведет к повышению производительности труда, снижению удельных издержек, что в конечном итоге влияет на благосостояние населения. Помогая решать многие экономические, социальные, экологические проблемы, НТП вместе с тем может иметь и негативные последствия: увеличение безработицы, дегуманизацию труда, снижение уровня здоровья и др. Предвидение последствий научно-технического прогресса - важнейшая задача стратегического планирования.

 

Научно-техническая политика государства

Динамичность НТП в решающей степени зависит от научно-технического потенциала и определяющей его состояние и развитие политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами, структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

В условиях рыночной экономики регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет организуют исследования и внедряют их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако в ключевые области вмешивается государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым в разработке научно-технической политики участвуют органы государственной власти, научные организации, представители широких кругов научной и научно-технической общественности. Содержание научно – технической политики в настоящее время формируется на базе пакета документов, включающего «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на долгосрочную перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники на долгосрочный период», «Перечень критических технологий РФ». В Основах поставлена задача сформировать Национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот.

 

3. Основы методики планирования научно-технического прогресса

Макропланирование является основным средством реализации научно-технической политики государства. Его базой являются прогнозы. В процессе их разработки дается оценка вероятности появления новых научных идей, теорий, открытий и изобретений. Прогнозируются масштабы нововведений, технологические перевороты, формирование и распространение новых научно-технических направлений и технологических принципов, перевороты в лидирующих отраслях техники, смена поколений техники и технологии в рамках одного направления, темпы и масштабы распространения новой техники в сферах ее производства и применения.

Осуществляется также сквозное прогнозирование по технологическим цепочкам. Прогнозы обсуждаются в комиссиях и комитетах, образованных на базе государственных органов управления с участием научной и инженерной общественности. С учетом итогов обсуждений подготавливается Комплексный прогноз, в котором дается социально-экономическая оценка достижений науки и техники, делаются выводы о целесообразности их использования в народном хозяйстве, определяются приоритетные направления и очередность задач, предлагаются несколько вариантов путей и средств их решения, оцениваются социально-экономические последствия НТП.

Специфика научно-технического прогресса как объекта прогнозирования (неизученность многих явлений и процессов, сложность взаимосвязей, цикличность развития и т.п.) предопределяет особенности методики разработки прогнозов. Прогнозирование носит междисциплинарный характер, широко применяются качественные методы оценки показателей: системный анализ, экспертные методы, имитационное моделирование.

На основе прогнозов разрабатываются целевые программы решения научно-технических проблем, которые в условиях рынка являются основной формой реализации научно-технической стратегии. Программы разрабатываются на всех уровнях управления - народно-хозяйственном, отраслевом, территориальном, локальном. Процесс формирования научно-технических программ включает 4 этапа:

• определение и детализация основных характеристик и целей;

• подбор исполнителей;

• планирование ресурсного обеспечения;

• оценка конечных результатов.

В условиях перехода к рынку меняется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация. Фундаментальные исследования некоммерческого характера в основном финансируются из бюджета. Государственные средства должны выделяться при широком участии экспертов и использоваться строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

 

Вопросы и задания к теме

 

1. Дайте определение понятий «научно-технический прогресс», «научно-техническая революция».

2. Охарактеризуйте теорию циклического развития НТП.

3. Перечислите основные разновидности циклов в развитии НТП. Приведите примеры.

4. Каковы положительные и негативные последствия НТП?

5. Объясните, что представляет собой научно-технический потенциал общества.

6. Назовите наиболее значимые параметры научного потенциала.

7. Перечислите показатели, характеризующие технический потенциал.

8. Изобразите в виде схемы структуру научно-технического потенциала.

9. Аргументируйте необходимость участия государства в управлении НТП.

10. Сформулируйте определение научно-технической политики государства.

11. С помощью каких нормативно-правовых документов реализуется научно-техническая политика в РФ?

12. Какие направления НТП относятся к приоритетным в современной России? Аргументируйте ответ.

13. Охарактеризуйте содержание прогнозов развития науки и техники. Что такое Комплексный прогноз?

14. Укажите особенности методики прогнозирования НТП. Чем они обусловлены?

15. Что представляет собой целевая научно-техническая программа? Перечислите основные этапы ее формирования.

16. Как осуществляется финансирование научных исследований?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: