Организация выполнения работы




Требования к написанию и оформлению научно-исследовательской работы

 

 

Цели и задачи научно- исследовательской работы

 

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

 

Задачами научно – исследовательской работы являются:

 

-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

 

-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

 

-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

 

-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

 

-привитие интереса к научной деятельности.

 

Организация выполнения работы

 

2.1. Выдвижение проблемы исследования

 

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.

 

В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

 

Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой,

 

информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

 

2.2. Алгоритм работы над научной проблемой

 

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:выбор проблемы;

 

сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;

 

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

 

разработка концепции и планирование исследования;

 

подбор методов и методик осуществления исследования;

 

проведение исследования;

 

обработка полученных данных;

 

письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;

 

представление работы на рецензирование;

 

представление к защите и защита работы.

 

2.3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы

 

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

 

титульный лист;

 

содержание;

 

введение;

 

главы основной части;

 

выводы;

 

заключение;

 

список литературы;

 

приложения.

 

Титульный ли ст является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид научно – исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.

 

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

 

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

 

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

 

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

 

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

 

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

 

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

 

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

 

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

 

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

 

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

 

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

 

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

 

не включает в себя слишком много положений;

 

не содержит не однозначных понятий;

 

выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их

объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

 

проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

 

не включает в себя ценностных суждений;

 

имеет правильное стилистическое оформление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: