Партнеры по сотрудничеству




История

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

1. 3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,

2. 18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,

3. 30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

1977—1978 — Белградская,

1980—1983 — Мадридская,

1984 — Стокгольмская,

1986 — Венская.

19-21 ноября 1990 — Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и Организации Варшавского договора), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.

10 сентября — 4 октября 1991 — Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе — в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.

1992 — Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен », который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

1992 — Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.

1993 — Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму — источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ — институт постоянных представителей государств-участников.

1994 — Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе[1]. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху », договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).

1995 — Будапештская встреча СМИД.

2-3 декабря 1996 — Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.

1997 — Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.

1998 — Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.

18-19 ноября 1999 — Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя политические обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

2000 — встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи — министерскую декларацию.

2001 — встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).

12 июня 2002 — Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.

2003 — встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ — Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

2004 — встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.

3 июля 2004 — в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.

2005 — заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствие единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.

26 октября 2007 — Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.

16 ноября 2007 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию.

7 февраля 2008 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.

3 июля 2009 — парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке».

1 декабря 2010 — в городе Астана (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ

 

Структура

Основными органами организации являются:

· Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

· Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

· Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

· Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).

· Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

· Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ

· Парламентская ассамблея ОБСЕ

· Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

Руководство

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис[3]. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине[4]. На пост Председателя ОБСЕ в 2014 году претендует Сербия[5].

Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

· Вильгельм Хёинк (1993—1996)

· Джанкарло Арагона (1996—1999)

· Ян Кубиш (1999—2005)

· Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)

· Ламберто Занниер (2011—)

Участники ОБСЕ

Государство Дата вступления Государство Дата вступления
Австрия 25 Июня 1973 Македония 12 Октября 1995
Азербайджан 30 Января 1992 Мальта 25 Июня 1973
Албания 19 Июня 1991 Молдавия 30 Января 1992
Андорра 25 Апреля 1996 Монако 25 Июня 1973
Армения 30 Января 1992 Нидерланды 25 Июня 1973
Белоруссия 30 Января 1992 Норвегия 25 Июня 1973
Бельгия 25 Июня 1973 Польша 25 Июня 1973
Болгария 25 Июня 1973 Португалия 25 Июня 1973
Босния и Герцеговина 30 Апреля 1992 Россия 30 Января 1992
Ватикан 25 Июня 1973 Румыния 25 Июня 1973
Великобритания 25 Июня 1973 Сан-Марино 25 Июня 1973
Венгрия 25 Июня 1973 Сербия 25 Июня 1973
Германия 25 Июня 1973 Словакия 1 Января 1993
Греция 25 Июня 1973 Словения 24 Марта 1992
Грузия 24 Марта 1992 США 25 Июня 1973
Дания 25 Июня 1973 Таджикистан 30 Января 1992
Ирландия 25 Июня 1973 Туркмения 30 Января 1992
Исландия 25 Июня 1973 Турция 25 Июня 1973
Испания 25 Июня 1973 Узбекистан 30 Января 1992
Италия 25 Июня 1973 Украина 30 Января 1992
Казахстан 30 Января 1992 Финляндия 25 Июня 1973
Канада 25 Июня 1973 Франция 25 Июня 1973
Кипр 25 Июня 1973 Хорватия 24 Марта 1992
Киргизия 30 Января 1992 Черногория 22 Июня 2006
Латвия 10 Сентября 1991 Чехия 1 Января 1993
Литва 10 Сентября 1991 Швейцария 25 Июня 1973
Лихтенштейн 25 Июня 1973 Швеция 25 Июня 1973
Люксембург 25 Июня 1973 Эстония 10 Сентября 1991
Монголия 21 Ноября 2012    

Партнеры по сотрудничеству

Средиземноморские Год Азиатские Год
Алжир   Афганистан  
Египет      
Израиль   Южная Корея  
Иордания   Таиланд  
Марокко   Япония  
Тунис   Австралия  

Основные цели и задачи

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

· «Первая корзина», или политико-военное измерение:

o контроль над распространением вооружений;

o дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

o меры по построению доверительных отношений и безопасности;

· «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

o экономическая и экологическая безопасность.

· «Третья корзина», или человеческое измерение:[6]

o защита прав человека;

o развитие демократических институтов;

o мониторинг выборов;

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера[7], но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

 

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [1] (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration) — документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года. Совещание было созвано по предложению (1965) социалистических государств—участников Варшавского договора.

Заключительный акт

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

· в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

· в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

· в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

· в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

 

Проблематика европейской безопасности возникла до Хельсинкского процесса. Почему вы посвятили свою книгу именно этому отрезку истории и именно тематике ОБСЕ? В чем заключается главная заслуга СБСЕ и ОБСЕ?

— Несмотря на наличие большого и даже избыточного количества справочников, книг и обзоров, освещающих деятельность СБСЕ/ОБСЕ, в них трудно найти ответы на ряд важнейших вопросов. Насколько верно утверждение, что Запад выиграл «холодную войну»? Может ли ОБСЕ стать платформой для построения в XXI веке новой системы общеевропейской безопасности? Правомочно ли относить ОБСЕ к числу международных межправительственных организаций, а Заключительный акт СБСЕ — к международно-правовым документам? Почему большинство западных стран, в отличие от России, не считают необходимым вносить какие-либо кардинальные изменения в деятельность ОБСЕ? Переживет ли организация ближайшее десятилетие? В книге я пытаюсь дать на эти вопросы аргументированные ответы.

А между тем, 35 стран, которые в 1975 году договорились в Хельсинки о нерушимости европейских границ и территориальной целостности, превратились к 2012 году в 56 государств-участников ОБСЕ. Переименовав в 1994 году СБСЕ в ОБСЕ с декларированной целью способствовать активизации политических консультаций, государства-участники вскоре после Стамбульского саммита 1999 года полностью прекратили созыв саммитов и встреч ОБСЕ. Государства-участники СБСЕ, которые когда-то требовали от СССР и его союзников упростить визовые ограничения и обеспечить советским гражданам свободу выезда за границу, ужесточили требования для получения виз гражданами России. США ввели санкции против СССР за ограничения выезда советских евреев в виде «поправки Джексона-Вэника». Она до сих пор не отменена, несмотря на то, что Советского Союза уже не существует, примерно 20% населения Израиля составляют бывшие советские граждане, а между ним и Россией введен безвизовый режим. Можно ли создать надежную и стабильную систему европейской безопасности и сотрудничества в Европе на основе, которая допускает такие метаморфозы? Полагаю, ответ очевиден.

Пару слов о заслугах. Роль СБСЕ в преодолении «холодной войны» и усилиях по созданию общеевропейской системы безопасности и сотрудничества на основе консенсуса хорошо известна, хотя и этот процесс имел весьма драматичную внутреннюю динамику. «Заслуга» ОБСЕ состоит в том, что концепция общеевропейской безопасности на базе консенсуса была заменена построением системы европейской безопасности вокруг Североатлантического договора как ее системообразующего центра. Замечу, что консенсуса на этот счет среди государств-участников ОБСЕ не существует до сих пор. С переименованием СБСЕ в ОБСЕ без заключения подлежащего ратификации международного договора, но с приданием новому образованию всех прав, привилегий и иммунитетов международной межправительственной организации, её должностные лица, институты и органы получили возможность говорить от имени всей организации, не согласовывая высказываемые мнения с государствами-участниками. Таким образом, они получили возможность обходить принцип консенсуса, формально его не отменяя. Учитывая тот факт, что большинство государств-участников ОБСЕ являются членами НАТО или ЕС, руководящие органы ОБСЕ практически постоянно оказываются под контролем их представителей, которые часто используют организацию в соответствующих интересах. С моей точки зрения, с переименованием СБСЕ в ОБСЕ процесс переговоров на основе консенсуса канул в лету.

Известный советский и российский дипломат, а ныне сотрудник Института Европы РАН Ю. С. Дерябин, принимавший непосредственное участие в переговорах в рамках Хельсинкского процесса, пришел к справедливому заключению: «У нас до сих пор, по существу, нет полноценной, объемной истории общеевропейского процесса». Надеюсь, что я своей книгой начал устранять этот пробел. Один из рецензентов моей рукописи А. В. Загорский указал, что речь в книге идет о новом взгляде на историографию всего Хельсинкского процесса. В целом я разделяю его точку зрения, хотя исторические сюжеты в ней служат для оценки современной проблематики участия России в том, что по инерции продолжают называть Хельсинкским процессом.

— За десятилетия, прошедшие с момента подписания Заключительного акта СБСЕ 1 августа 1975 года, мир коренным образом изменился. В чем актуальность принципов СБСЕ и ОБСЕ сегодня?

— СБСЕ стало возможным после «Пражской весны» 1968 года, которая продемонстрировала, с одной стороны, неспособность «реального социализма» найти достойный политический ответ на вызов демократических сил (кроме их военного подавления). C другой стороны, события в Чехословакии убедили Запад в том, что политика «наведения мостов» со странами социализма и демократического «размывания» основ существовавшего в них общественного строя может дать куда больший эффект, чем наращивание военно-политического давления на них. Важно было при этом ограничить, а еще лучше исключить возможность военного вмешательства СССР и его союзников для корректировки демократических процессов в странах социализма.

Инструментом обеспечения этих задач стало сокращение обычных вооружений в Европе и меры по укреплению доверия с максимальной транспарентностью военной деятельности. Как только эта задача была снята с повестки дня, Запад утратил интерес с мерам по укреплению доверия, переговоры по которым не ведутся уже более десятилетия, и к ограничению обычных вооружений.

 

 

Напомню, что в настоящее время считается действующим ДОВСЕ, заключенный между странами НАТО и Варшавского договора в 1990 году, хотя бывшие страны-члены ОВД являются теперь членами НАТО. Страны-члены НАТО до настоящего времени не приступили к ратификации адаптированного ДОВСЕ под предлогами, не имеющими прямого отношения к договору. Более того, в НАТО вступили новые члены из числа восточноевропейских государств (Албания и Хорватия), военные потенциалы которых включены в военную копилку НАТО наряду с потенциалами бывших членов Варшавского договора. Фактически происходит ползучее и одностороннее наращивания обычных вооружений НАТО в Европе, так сказать, «на законных основаниях». Спрашивается, зачем блоку в этих условиях вести равноправные переговоры с Россией о транспарентности его деятельности, ратифицировать АДОВСЕ и договариваться о каких-то ограничениях вооружений с ней, если ситуация развивается в максимально благоприятном для НАТО направлении? Можно ли полагать, что одобренные в различных документах СБСЕ принципы ведения переговоров в области разоружения здесь соблюдаются? Ответ очевиден.

Хотелось бы подчеркнуть, что декларативное провозглашение в Заключительном акте СБСЕ принципов отношений между государствами-участниками СБСЕ не накладывало на них каких-либо международно-правовых обязательств, так как они не были закреплены в договорном порядке и не проходили процедуру ратификации национальными парламентами. Все международные договора регистрируются в ООН, а Заключительный акт такой регистрации не проходил. От имени СССР он был подписан Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, который не занимал государственных постов. Советского Союза более нет, как и не существует более КПСС. С точки зрения социалистических стран, принципы Заключительного акта призваны были выполнить охранную функцию в отношении территориальных и иных послевоенных «завоеваний» социализма на европейском континенте. Эта задача более не является актуальной.

Принципы оставались неизменными, и внести в них какие-либо существенные дополнения было весьма трудно, что лишало динамики позиции СССР и других социалистических стран. Западные державы за готовность вновь и вновь подтверждать приверженность этим принципам требовали от социалистических стран новых уступок в области гуманитарного сотрудничества, обеспечив тем самым возможность постоянного наращивания политического давления на них. Постепенно в раздел документов СБСЕ, касающихся проблем «первой» корзины, стали включаться положения, которые увязывали обязательность соблюдения принципов межгосударственных отношений с выполнением гуманитарных требований. В том виде, в каком принципы ОБСЕ существуют сейчас, они не закреплены в договорном плане и являются скорее орудием дипломатической борьбы, чем международно-правовыми нормами. Они могут и должны быть закреплены международным договором и только в таком виде станут актуальными.

— Можно ли сказать, что в настоящий момент «третья корзина» ОБСЕ — гуманитарная и правозащитная составляющая ее деятельности — перевесила «первую» и «вторую» корзины? Если это так, то почему ОБСЕ в соответствии с законами разделения труда не сосредоточиться на том, что у нее получается лучше всего?

Что значит «получается лучше всего»? Можно ли, например, считать успехом гуманитарной «корзины» ОБСЕ смену политических режимов в Молдавии, Украине, Грузии и Киргизии? Ведь общественный протест против этих режимов был фактически спровоцирован БДИПЧ ОБСЕ, не пожелавшей от имени всех государств-участников ОБСЕ, включая Россию (но не спрашивая ее мнения), признать состоявшиеся в них выборы демократичными? Для части государств-участников ОБСЕ это, безусловно, успех. Но далеко не для всех. Были попытки организовать нечто подобное в Белоруссии, Казахстане и России. Нет сомнения, еще будут.

По существу, гуманитарная и правозащитная тематика уже взяты на вооружение западными странами в рамках ОБСЕ для рекрутирования новых членов в НАТО и для смены политических режимов и неугодных политических деятелей в тех государствах, которые не испытывают стремления влиться в ряды НАТО. С такими критериями успеха я согласиться не готов. Вам не кажется странным, что такие восточноевропейские страны, как Албания, Болгария, Румыния, став странами-членами НАТО, одновременно получили «знак демократического качества» и органы ОБСЕ, включая БДИПЧ, моментально потеряли интерес к состоянию в них демократии и к демократичности проходящих в них выборов?

И еще одно странное обстоятельство. Все государства-участники ОБСЕ за исключением Белоруссии и центральноазиатских республик являются членами Совета Европы. Вступая в его члены, они взяли на себя договорные обязательства, превышающие по своему объему тематику «третьей» корзины, и ратифицировали их. В рамках Совета Европы, в отличие от ОБСЕ, есть механизмы, способные обеспечивать соблюдение государствами принимаемых на себя обязательств, в том числе Европейский суд по правам человека. Почему же тогда проблематика «третьей» корзины не закрыта и не передана Совету Европы? Дело в том, что в Совете Европы уважается принцип суверенного равенства государств, как и в любой другой международной межправительственной организации, основанной на международном договоре, а в рамках ОБСЕ таких гарантий никто не давал и таких договорных обязательств не брал. Ко всему, Совет Европы не в состоянии предоставить политическую «крышу» международным институтам и альянсам для работы в тех странах, которые не являются их членами, а ОБСЕ с помощью полевых миссий и прочих инструментов с готовностью делает это. Вся эта проблематика нашла весьма заметное место в изданной книге.

— Так или иначе, вопрос создания новой архитектуры европейской безопасности сохраняет свою актуальность. Насколько вероятно возрождение ОБСЕ в качестве фундамента этой архитектуры? Что помимо отсутствия политической воли этому мешает?

— В отсутствие политической воли любые вопросы крайне затруднительны для решения. Без этого компонента надежную систему европейской безопасности не построишь. В книге я высказал убеждение в том, что в нынешнем своем состоянии ОБСЕ, при наличии столь серьезных системных слабостей, не может стать фундаментом новой архитектуры европейской безопасности. Так как работа в рамках Хельсинкского процесса велась на базе консенсуса, то было бы целесообразно предложить всем государствам-участникам ОБСЕ ввести в собственное законодательство положения документов СБСЕ/ОБСЕ, по которым было в свое время достигнуто согласие. Положения, которые не получат поддержки хотя бы одного государства-участника, следует считать обязательствами, не получившими консенсуса и не требующими исполнения. Уверен, что на оставшемся архитектуру безопасности не построишь. Впрочем, и по этим вопросам в книге имеются соображения, которые, как я надеюсь, станут предметом серьезных дискуссий.

 

 

Резолюция парламентской ассамблеи ОБСЕ «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» — официальный документ ОБСЕ, осуждающий преступления сталинского и нацистского режимов и предлагающий сделать 23 августа, день подписания пакта Молотова-Риббентропа, днём памяти жертв нацизма и сталинизма. Принят 3 июля 2009 года.

Многие источники охарактеризовали эту резолюцию как «возлагающую ответственность за Вторую мировую войну на Германию и СССР в равной степени»[1][2][3][4]. Совместное упоминание и осуждение нацистского и сталинского режимов подверглось резкой критике со стороны российской делегации, а также представителей коммунистических партий Европы[5].

Содержимое резолюции

Резолюция, в частности, отмечает, что в XX веке страны Европы пережили два мощнейших тоталитарных режима — нацистский и сталинистский, во время которых имел место геноцид, нарушались права и свободы человека, совершались военные преступления и преступления против человечности[6].

Резолюция осуждает любые формы тоталитарного правления вне зависимости от их идеологической основы и призывает страны-участницы продолжать и поощрять изучение тоталитарного наследия, а также уровень осведомленности общественности о тоталитарной истории, человеческом достоинстве, правах и основных свободах человека, плюрализме, демократии и терпимости[6].

Резолюция просит правительства и парламенты государств-участников полностью избавиться от структур и моделей поведения, стремящихся приукрасить прошлое этих стран, пытающихся к нему вернуться, а также таких структур и моделей, в основу которых было изначально заложено нарушение прав человека[6].

Кроме того, резолюция выражает обеспокоенность по поводу восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также возможного распространения и укрепления различных экстремистских движений и групп, включая неонацистов и скинхедов, призывает государства-участники бороться с ксенофобией и агрессивным национализмом[6].

Резолюция содержит призыв к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: