Развитие мелкой моторики и чувства ритма.






 


 


Хлоп, хлоп,

Раз, два, три,

Быстро ключик поверни.

Хлоп, хлоп,

Раз, два, три,

И игрушку заведи!


(Хлопки.)

(Сжимать в кулаки обе руки.) (Наклонять поднятые ладони вправо-влево, имитировать качание маятника часов.)

(Хлопки.) (Сжимать в кулаки обе руки.) (Пальцы соединить в щепоть, имитировать завод игрушки.)


2. Развитие выразительности движений.

Игра «Превращение».

Детям предлагается изобразить нарисованное животное, его повадки и характер при помощи выразительных движений

и мимики.

Раз, два, три, четыре, пять — Начинаем мы играть. Вот на месте закружились И в игрушки превратились. Все теперь мы заводные. Отгадай, кто мы такие?


На картинке изображены: трусливый заяц, неуклюжий медведь, суетливая курица, важный гусь, грациозная кошка (см. цветную вклейку).

3. Релаксация.

Пластический зтюд на тему «Игрушки устали».

Игрушки устали. Покажите/ как опускаются ручки, никнет го­ловка, опускаются плечи. Закройте глаза. Игрушки отдыхают.

4. Развитие дыхания.

Упражнение для воспитания навыков правильного пол­ного вдоха.

Положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки — на подвздошную область живота между пупком и ниж­ней границей грудной клетки. Затем показать ребенку, как надо выполнять упражнение в игровой ситуации.

Игрушки отдохнули и снова ожили. Посмотрите, как у них надувается животик, когда они дышат.

Сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувающегося «шара» в животе. После этого сделать дли­тельный плавный выдох, медленно втягивая живот. Выпол­нить 3-5 раз.

5. Развитие речевого ритма, силы голоса.

Игровая ситуация.

Взрослый показывает детям картинки с изображением кош­ки, гуся, курицы и барабана, учит произносить звукоподра­жания, изменяя силу голоса.

Игрушки не только двигаются, но и разговаривают.

Гусь важно гогочет: «Га-га-га (громко), га-га (тихо)».

Курица закудахтала: «Ко-ко (тихо), ко-ко-ко (громко)».

Кошечка замяукала: «Мяу-мяу (громко), мяу-мяу (тихо)».

А барабан ничего не смог сказать, но он застучал палоч­ками: «Бум-бум, бум-бум-бум (деж громко стучат кулаками по столу), бум-бум-бум (дети стучат кулаками тихо)».


ТЕМА «Я — ЧЕЛОВЕК»

Л. Развитее мелкой моторики и чувства ритма.


Раз, два, три, четыре, пять,

Буду с мамой рисовать.

Вот головка, вот животик,

Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек Получился человечек.


{Сжимать и разжимать кула ки.)

{Круговые движения кистями рук, пальцы сложены в ще­поть.)

(Руками рисовать маленький круг и большой круг.)

(Рисовать в воздухе колечки.) (Развести руки в стороны.)


2. Развитие способности понимать основные эмоции.

Сначала дошкольников знакомят со следующими эмоция­ми: радость, печаль, гнев, удивление — и пиктограммами, ко­торые их обозначают.

Игровая ситуация.

Посмотри, какие разные человечки. Покажи, где грустный человечек, где веселый (злой, удивленный). А как радуешься ты? Сначала покажи, как ты радуешься, а затем— как ты грустишь.



 


3. Развитие чувства рмтма.

Игра «Веселые ладошки».

Дети воспроизводят вместе со взрослым предложенный ритм:

(где---- тихий удар, а / — громкий удар).

4. Развитие дыхания.

Выработка координации и дифференциации ротового и но­сового дыхания, воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком.

Игровая ситуация.

Вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и гномика.

Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко вы­дохнул: «Ф-ф-ф (выдох ртом)».

А гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо вы­дохнул: «Х-х-х (выдох ртом)».

5. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона и силы голоса.

Учим детей изменять силу (громкотихо) и диапазон (повышение и понижение высоты) голоса.

Игровая ситуация*.

На картинке изображены Великан и Гномик (см. цвет­ную вклейку).

Посмотри на картинку. Великан — огромный человек — раз­говаривает очень громко, а Гномик — маленький человечек — тихо.

Великан смеется громко: «Ха-ха». Гномик смеется тихо: «Хи-хи-хи».

Дети вместе (сопряженно) со взрослым, а затем вслед за ним (отраженно) имитируют «голоса» Великана и Гномика.

Игра «Волшебные палочки».

В этой игре закрепляются полученные навыки изменения силы и высоты голоса.

Взрослый показывает детям необычную палочку, у которой один конец толстый, а другой — тонкий. Если прикоснуться к ребенку толстым концом, то он должен засмеяться, как ве­ликан, если тонким — как Гномик.


ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»

1. Развитие мелкой моторики


Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю я считать. Папа — раз,

А мама — два,

Три — сестра,

Четыре — я.

Деда с бабой не забуду, Пять и шесть —

считать я буду. Как я рад, что у меня

Очень дружная семья.


(Сжимать, разжимать кула­ки на обеих руках.) (Согнуть большой палец левой руки.)

(Согнуть указательный па­лец левой руки.) (Согнуть средний палец левой руки.)

(Согнуть безымянный палец левой руки.)

(Согнуть мизинец левой руки и большой палец правой руки.) (Сжимать, разжимать кула­ки на обеих руках.) (Соединить обе руки в руко­пожатии.)


2. Развитие способности понимать т дифференцировать эмоции

(радость и гнев). Активизация мимики.

Пластические этюды.

В процессе беседы с детьми обсуждаются ситуации: «Мама радуется», «Мама сердится». Затем взрослый обучает детей при помощи мимики передавать соответствующие эмоции. Далее дети дорисовывают пиктограммы в соответствии с эмоциональ­ным значением ситуации (см. цв. вклейку).

Представьте, что вы очень хорошо выступили на утреннике в детском саду. Как обрадуется мама! Покажите, как она бу­дет радоваться, какое у нее будет выражение лица. Дорисуй­те рисунок так, чтобы было понятно, что мама рада.


Вы гуляли и сильно испачкали одежду Дома вас встретила мама. Она обрадуется или рассердится? Каким будет выра­жение ее лица? Попробуйте показать! Дорисуйте лицо на пик­тограмме так, чтобы было понятно, что мама рассердилась.

3. Развитие чувства ритма.

Игра «Кто как стучит в дверь».

Задание направлено на развитие умения воспроизводить громкие и тихие удары, серии чередующихся ударов.


Папа стучит в дверь так:

Мама — так:

Бабушка — так:

Дедушка — так:

А ребенок — так:


4. Формирование нижнереберного типа дыхания, воспитание на­выков фиксированного выдоха со слогом.

Игровая ситуация «Зарядка».

В каждой семье утром делают зарядку. А мы выполним ды­хательную гимнастику.

Упражнение «Шар». Сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося «шара» в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох — втянуть живот. Вы­полнить 3 раза.

Упражнение «Ежик». Выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох — через рот, выдыхать воздух неболь­шими порциями, произносить: «Фу-фу-фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить уп­ражнение 3 раза.

5. Расширение высотного диапазона голоса.

Игровая ситуация «Колыбельная».

Детям предлагается имитировать пение колыбельной песен­ки, при этом повышая и понижая голос. Ребенок напевно и негромко произносит гласные звуки, изменяя высоту голоса.




 


ТЕМА «ОСЕНЬ»

1. Развитие мелкой моторики.


Осень, осень, непогода,

Листья по ветру летят, Лужи прямо у порога,

Мокнут ножки у ребят.


(Сжимать, разжимать на руках кулаки, потом потрясти пальцами.)

(Совершать круговые движе­ния кистями рук.) (Положить ладошки на стол, затем поднять руки ладош­ками к себе, соединив сред­ние пальцыворотаобеих рук.) (Стряхнуть «воду» с рук.)


2. Развитие эмоциональности, выразительности движений и ми-

мики.

Пластический этюд.

Задание направлено на развитие у детей понимания эмоци­ональных состояний (грусти и радости) человека.

Представьте, что мы вышли на улицу. Дует ветер. Небо по­крыто тяжелыми, серыми тучами. Моросит мелкий холодный дождь. Нам холодно, неприятно. Покажите, как нам холодно, как мы грустим.

Мы вернулись домой, взяли зонт и снова вышли на улицу. Но дождь прекратился. Мы посмотрели на небо и увидели, как из-за тучи выглянуло яркое солнце. Стало тепло, радостно! Покажите, как нам тепло, как мы радуемся.


3. Развитие дыхания.

Игровая ситуация «Прогулка».

Встать в круг.

Мы гуляем по осеннему лесу. Перед дождем воздух пахнет по-особенному. Встаньте на носочки, разведите руки в сторо­ну. Вдохните аромат осеннего леса.

Выполнить плавный бесшумный вдох носом, медленно вы­дохнуть через рот.

4. Развитие речевого ритма, силы голоса.

Игра «Дождик»»

Детям предлагается имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Они повторяют речевой материал сна­чала вместе с взрослым, затем — вслед за ним.

Начинается тихий грибной дождик — Кап. Кап (тихо, медленно). Кап, кап (.быстрее). Кап-кап-кап (очень быстро). Дождь усиливается, громко стучит по крышам: КАП!

КАП-КАП! КАП-КАП-КАП!


ТЕМА «ОВОЩИ»


1. Развитие мелкой моторики.

Огород у нас большой, Урожай здесь неплохой. Овощами называют

То, что с грядок собирают.


(Положить руки на стол тыльной стороной ладоней.) (Положить руки на стол ла­донями вниз.)

(Совершать давящие движе­ния на каждый гласный звук подушечками пальцев, начи­ная с большого пальца правой руки.)

(Совершать давящие движе­ния на каждый гласный звук подушечками пальцев, начи­ная с большого пальца левой руки.)


2. Развитие речевого дыхания.

Игра «Узнай овощ».

Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и уз­нать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох но­сом, выдох — ртом. Далее можно усложнить задание, попро­сив ребенка произнести название овоща на выдохе.

3. Развитие речевого дыханий и силы голоса.

На картинке изображены помидоры разного размера (см. цветную вклейку).


Нужно сосчитать овощи, соблюдая правило: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счете. На одном выдохе выполнить счет до трех с усилением голоса.

Это упражнение можно усложнить, предложив детям со­считать помидоры, нарисованные на кусте и расположенные на различной высоте. Чем выше помидор, тем выше должен быть голос при счете. Упражнение выполняется сначала со­пряженно со взрослым, затем — отраженно и самостоятельно детьми.

4. Развитие мимической мускулатуры.

Игра «Превращение».

На картинке изображены овощи: красный круглый поми­дор, длинный огурец, луковица (см. цветную вклейку).

Представьте, что мы превращаемся в большой круглый по­мидор. Надуем щечки. А теперь втянем щеки — станем похо­жи на огурец. Наморщим нос и брови — превращаемся в горь­кий лук.


ТЕМА «ФРУКТЫ»


1. Развитие мелкой моторики.

Я у бабушки в деревне Фрукты собираю. Груши, яблоки и сливы С дерева срываю.


(Поочередно соединять паль­цы с большим на правой руке.) (Поочередно соединять паль­цы с большим на левой руке.) (Поочередно соединять паль­цы с большим на правой руке.) (Поочередно соединять паль­цы левой руки с большим на левой руке.)


2. Развитие направленного плавного выдоха.

Упражнение «Подуй на листок».

Взрослый раздает детям изображения фруктов, нарисован­ные на папиросной бумаге, предлагает им сделать плавный бес­шумный вдох и подуть на фруктовые листочки.

3. Развитие речевого дыхания.

На картинках изображены фрукты: банан, лимон, груша (см. цветную вклейку).

Сделать бесшумный вдох ртом, а затем на выдохе произне­сти название заданного фрукта.

4. Развитие понимания интонации (основного тона высказывания).

На картинке изображены два яблока с нанесенными на них пиктограммами, символизирующими радость и печаль (см. цветную вклейку).


Нужно рассмотреть яблоки и найти отличия. Затем взрос­лый произносит весело фразу: «Мама купила яблоки». Дети должны выбрать пиктограмму, соответствующую тону интона­ции. Далее та же фраза произносится печально, и дети выби­рают соответствующую пиктограмму.

5. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса.

На картинке изображен фруктовый сад. На деревьяхгруши, яблоки, сливы. За деревьями прячутся дети (см. цвет­ную вклейку).

Игра «Эхо».

После предварительной беседы по содержанию картинки де­тям предлагается поиграть. Сначала позвать эхо громко; а затем ответить, как эхо, тихо. АУ-ау. УИ-уи. ЭУ-эу.

Далее позвать эхо голосом средней высоты, ответить с по­вышением или понижением голоса при произношении сочета­ний из двух гласных звуков:





 


Дети выполняют упражнение сначала сопряженно с лого­педом, затем — отраженно и самостоятельно. Повышение и понижение высоты тона голоса сопровождается соответству­ющим движением руки.


ТЕМЫ: «ГРИБЫ», «ЯГОДЫ»

1. Развитое мелкой моторики.


В лес пойду я по грибы,

Соберу боровики. Принесу я их домой. Мама сварит суп грибной.


(Левую руку сжать в кулак, правую ладошку, немного округ­лить и положить на левый кулак«грибок».) (Сжимать, разжимать кула­ки на руках.)

(Соединить одинаковые паль­цы рук, образовав «домик».) (Поочередно соединять паль­цы с большим на обеих руках.)


2. Развитие направленного плавного выдоха.

Упражнение «Ветерок в саду».

Предлагается подуть на изображения ягод, сделанные из папиросной бумаги и прикрепленные ниткой к полоске кар­тона.

3. Развитие мимики.

Пластический этюд.

Задание направлено на развитие у детей понимания эмоци­ональных состояний (удивления и радости) человека.

Мы пришли собирать ягоды на грядках. Но увидели только зеленые кусты, на которых не видно ни одной ягодки. Покажи­те, как мы удивились. Мы наклонились пониже и под листика­ми заметили крупные сочные ягоды. Какие красивые ягоды! Вкусные ягоды! Мы очень обрадовались. Покажите, как мы обрадовались.


4. Развитие мимики и интонационной выразительности речи.

На картинке изображены 2 ягоды малины: маленькая, сморщенная, бурая и большая, сочная, красная (см. цветную вклейку).

Нужно произнести слово «малина» так, чтобы передать го­лосом, что одна ягода — красивая и сочная, а другая — смор­щенная и непривлекательная.

• Малина! {Радостно, с восхищением.)

• Малина. {Недовольным тоном.)

5. Развитие речевого ритма, высоты голоса.

Картинка с изображением мамы, зовущей ребенка в саду (см. цветную вклейку).

Взрослый показывает, как мама зовет ребенка, дети повто­ряют: «Ма-ша! Ко-ля! На-та-ша!»


ТЕМЫ: «ОДЕЖДА», «ОБУВЬ»


1. Развитие мелкой моторики.

В таз воды я наливаю.

Свои вещи достаю.

Их сама я постираю

И в порядок приведу. Мама очень удивится, Будет мной она гордиться.


{Сжиматьразжимать ку­лаки на обеих рукаЩ$& (Хватательные движения ру­ками.)

(Потереть кулачок о кула­чок, имитируя стирку.) (Стряхнуть «воду» с рук.) (Развести руки.) (Поднять вверх большие паль­цы обеих рук.)


2. Развитие мимики.

Пластический этюд.

Задание направлено на развитие у детей понимания эмоци­ональных состояний (радости, испуга). Игровая ситуация изо­бражается при помощи мимики.

Мы принесли таз, налили в него воды, решили сами пости­рать свои вещи. Покажите, как вы довольны, улыбнитесь.

Вдруг таз опрокинулся, и вода разлилась. Что вы почувство­вали? Покажите, как вы испугались. Пришла мама и помогла убрать воду. Покажите, как вы этому рады.

3. Развитие речевого дыхания.

Игра «Пузырь».

Произносить потешку в умеренном темпе, равномерно рас­пределяя выдох на два слова, затем делать добор воздуха.

Надувайся, пузырь, Надувайся большой,

Надувайся большой, Да не лопни такой!

Затем развести руки в стороны, сделать быстрый глубо­кий вдох, на выдохе, опустив руки, протяжно произнести: пффф.

4. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса.

Игра «Капризное эхо».

Если взрослый называет предмет одежды или обуви гром­ко, то ребенок повторяет это слово с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом и тихо; если взрослый называет слово с умень­шительно-ласкательным суффиксом и. тихо, то ребенок — без этого суффикса и громко.


Например:


Взрослый. Шуба. Ребенок. Шубка.

Взрослый. Платьице. Ребенок. Платье.


ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Развита© мелкой моторики.


Зайчик скачет по лужайке,

Прыг-скок, прыг-скок, Испугался волка зайка И пустился наутек.


(Сжать руки в кулаки, а за­тем указательный и средний пальцы поднять вверх«зайчик».)

(Сжать руки в кулаки, «зай­чик»чередовать движения.) (Сжать руки в кулаки, под­нести их к груди.) (Раскрыть ладошки, вытя­нуть руки перед собой.)


2. Развитие выразительности движений и мимики.

Игра «Айболит».

На картинке изображены животные на приеме у Айболита (см. цветную вклейку).

Одному из ребят предлагается исполнять роль доктора, ле­чащего больных животных, которых по очереди изображают другие дети при помощи мимики и выразительных движе­ний — пантомимы. Каждый ребенок изображает животное, а остальные должны догадаться, кто перед ними.

3. Развитие речевого дыхания.

Игра «Лиса».

На картинке изображены заяц, белка, мышка и их следы (см. цветную вклейку).

Ребенок, изображая лису, надевает маску (шапочку) лисы. «Лиса» должна определить, чей след изображен на картинке. Для этого ребенок, изображающий лису, должен сделать глу-


бокий вдох («принюхаться») и на одном выдохе произнести: «Это мышь (заяц, белка)».

5. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса и улучшение качества окраски (тембра) голоса.

Упражнение «Кто как голос подает». На картинке изображены волк, лиса, мышь (см. цветную вклейку).

Мышка пищит: «Пи-пи» (с повышением голоса жалобно). Лиса тявкает: «Тяв-тяв-тяв» {голосом средней высоты, игриво). Волк воет: «У-у-у-у» (с понижением голоса, грозно).


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Развитие мелкой моторики.


«Мяу», — котенок,

«Му», — теленок, «Ме», — козленок,

«Гав», — щенок,

Дружно песню распевают. Ждут хозяйку у ворот.


(Соединить указательный палец с большим на обеих ру­ках.)

(Соединить средний палец с большим на обеих руках.) (Соединить безымянный па­лец с большим на обеих ру­ках.)

(Соединить мизинец с боль­шим пальцем, на обеих ру­ках.)

(Сжимать, разжимать на ру­ках кулики.)

(Большие пальцы обеих руквверх, внутренняя сторона ла­донейк себе, остальные паль­цы — в горизонтальном положе­нии вместе; средние пальцы со­прикасаются«ворота»).


2. Развитие выразительности движений и мимики.

Игра «Семья животных».

Детям предлагается разбиться на пары, один ребенок ис­полняет роль мамы, другой — детеныша. Взрослый приду­мывает ситуацию, которую должны представить ребята при помощи мимики, выразительных движений (животные игра­ют, поссорились, помирились, мама жалеет (спасает) детены­ша). Дети сами выбирают, семью каких животных они будут изображать (кошки, собаки, обезьяны и т. п.).


Пластический этюд на тему «Большая собака».

Детям предлагается представить, что мимо них проходит большая собака. Натягивая поводок, она пытается схватить детей за ноги. С помощью выразительных движений (панто­мимы) и мимики дошкольники должны изобразить страх.

3. Развитие речевого ритма, диапазона голоса, улучшение каче­ства, окраски (тембра) голоса.

«Кто как голос подает».

Упражнение выполняется сначала сопряженно со взрослым, а затем самостоятельно детьми.

На картинке изображены животные (кошка, собака, коро­ва) и их детеныши (см. цветную вклейку).

Кошка: «Мяу-мяу» (.голосом средней высоты).

Котенок: «Мяу-мяу» (со значительным повышением голоса).

Собака: «Гав-гав-гав» (голосом средней высоты).

Щенок: «Тяф-тяф-тяф» (со значительным повышением голоса).

Корова: «Му» (голосом средней высоты).

Теленок: «Му-у, му-у» (со значительным повышением голоса).


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

1. Развитие мелкой моторики.


Есть у нас драчливый гусь,

Очень я его боюсь. Выгнет шею и гогочет,

Ущипнуть меня он хочет.


(Поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пя­тому пальцам на правой руке.)

(Сжать руки в кулаки и при­жать их к телу.) (Правая рука поднята вверх, локоть касается стола; со­единить все пальцы в щепот­ку.)

(Ритмично соединять кончи­ки всех пальцев на правой руке с большим пальцем«щипать».)


2. Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

Динамическое упражнение.

Детям предлагается выполнить вдох носом и выдох через рот, сопровождая вдох поднятием рук, а выдох — опускани­ем, имитируя движение крыльев у птиц в полете.

3. Развитие речевого дыхания.

Упражнение для удлинения речевого выдоха.

Взрослый произносит первую часть чистоговорки, а дети — вторую, на одном выдохе. При выполнении упражнения не­обходимо обращать внимание на равномерное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.


Гуси на лугу Прячутся в стогу, Кричу я: «Кто в стогу?» А гуси — ни гугу.

4. Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона го­лоса.

Игра «Кто как голос подает».

На картинках изображены домашние птицы: гусь, утка, курица (см. цветную вклейку).

Детям раздаются карточки со стрелками. Дети должны имитировать голоса птиц с повышением или понижением вы­соты тона голоса в зависимости от направления стрелки.


 


Например: «Га-га-га!»


«Га-га-га.»


ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»


1. Развитие мелкой моторики.

Снова осень наступает, Птицы гнезда покидают, В стаи собираются,

До весны прощаются.


(По очереди соединять паль­цы с большим на правой руке.) (По очереди соединять паль­цы с большим на левой руке.) (Сжать пальцы обеих рук в «замок».)

(По очереди соединять одина­ковые пальцы обеих рук, на­чиная с больших.)


2. Развитие направленного плавного выдоха.

Игра «Птицы улетают».

Подуть на изображения птиц, сделанные на папиросной бумаге и прикрепленные ниткой к полоске картона.

3. Развитие речевого дыхания.

Упражнение па удлинение речевого выдоха. Сделав полный вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов.


Например:


Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.


4. Развитие мимики.

Пластический этюд на тему «Птицы улетают». Задание направлено на развитие у детей понимания эмоци­онального состояния печали.


На рисунке пиктограммы: печаль, радость, гнев.



 


Наступила осень. Высоко в небе летит стая птиц. Мы про­вожаем птиц в дальнее путешествие. Птицы печально кричат. Какое настроение навевает эта картина? Покажите, как нам грустно провожать птиц.

Детям предлагается найти пиктограмму, соответствующую основному тону высказывания, из трех предложенных (печаль, радость и гнев), а затем передать эмоциональное содержание текста с помощью мимики.

5. Развитие речевого ритма, силы голоса.

На первом рисунке изображены утки, плавающие на озере. На второмутки, летящие высоко в небе над озером (см. цветную вклейку).

Детям предлагается имитировать крик уток, изменяя силу голоса.

Утки готовятся к полету и громко кричат, собираясь в стаю: «Кря-кря-кря!» Стая поднялась высоко в небо и до нас доно­сится тихое: «Кря-кря-кря!»


ТЕМА «ЗИМА»


 

1 Развитие мелкой моторики и речевого ритма.

Раз, два, три, четыре, пять, К нам зима пришла опять

И с собою принесла Ветер, снег и холода.


(Ладонь правой руки лежит на столе; каждый палец по очереди ударяет по столу.) (Ладонь левой руки лежит на столе; каждый палец по очереди ударяет по столу.) (Ладонь правой руки лежит на столе; каждый палец по очереди ударяет по столу.) (Ладонь левой руки лежит на столе; каждый палец по очереди ударяет по столу.)


2. Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

На ладонь положить снежинку, вырезанную из папиросной бумаги. Сделать полный вдох ртом и сдуть снежинку с ладони на выдохе. Повторить 3 раза.

3. Развитие речевого дыхания и силы голоса.

Упражнение для увеличения продолжительности речево­го выдоха и развития силы голоса.

На фланелеграфе расположены 3 снежинки разного размера (см. цветную вклейку).

Детям предлагается сделать полный вдох и на выдохе со­считать снежинки, увеличивая силу голоса в соответствии с размером снежинки.


4. Развитие мимики.

Пластический этюд.

Задание направлено на развитие понимания у детей эмоци­ональных состояний удивления и радости.

Утром мы проснулись и выглянули в окно. Ночью выпал пер­вый снег, и все вокруг стало белым. Как удивительно! Покажи­те, как вы удивились. Белая дорога, белые деревья, белые кры­ши домов! Мы обрадовались, тепло оделись и вышли на улицу, Какой красивый, пушистый снег! Будем играть в снежки! Пока­жите, как вы обрадовались.

5. Закрепление умения правильно ставить ударение в словах.

Упражнение для закрепления воспроизведения детьми словесного ударения.

Детям предлагается произнести слова на тему «Зима» с од­новременным прохлопыванием ритмического рисунка слова. На ударный слог выполняется хлопок ладонями по бедрам, на безударный — хлопок в ладони. Сначала упражнение выпол­няется сопряженно со взрослым, затем — отраженно.

Речевой материал: лед, снег, зи-ма, мо-роз, сан-ки, сне-жок.


ТЕМА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1. Развитие мелкой моторики и речевого ритма.


Холодно на улице, Замерзают птицы. Чтобы не замерзнуть, Надо подкрепиться. Мы про них не забываем, Корм в кормушку насыпаем.


(На правой руке соединять все пальцы с большим.) (На левой руке соединять все пальцы с большим.)

(На обеих руках соединять по очереди все пальцы с боль­шим.)


2. Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

Игра «Отогреем птичку».

На ладони, сложенные «ковшиком», положить птичку, изображенную на папиросной бумаге. Сделать полный вдох ртом и на выдохе подуть на птичку. Повторить 3 раза.


3. Развитие речевого дыхания.

Упражнение для увеличения продолжительности речево­го выдоха.

На картинке изображены птицы (см. цветную вклейку).

Сделав полный вдох, на одном выдохе назвать птицу. По­степенно увеличивать количество слов — названий птиц (до трех). Произносить слова на одном выдохе.

Например:

Ворона.

Ворона, синица. Ворона, синица, снегирь.

4. Развитие мимики.

Пластический этюд на тему «Как жаль маленьких пти­чек зимой».


Задание направлено на развитие у детей понимания эмоци­онального состояния жалости.

Наступила зима. Выпал снег. Дует холодный ветер. На де­реве, нахохлившись, сидят птички. Им холодно и грустно! В такой мороз трудно найти корм. Как жаль маленьких птичек!

5. Расширение высотного диапазона голоса.

Игра «Птички щебечут».

Детям предлагается имитировать щебетание птиц: произ­носить сочетания гласных звуков, а затем слоги типа «со­гласный + гласный» (СГ) с повышением и понижением тона голоса.





 


ТЕМА «НОВЫЙ ГОД»

! Развитие мелкой моторики и речевого ритма.


В зале елка появилась,

Вся огнями засветилась, Скоро Дед Мороз придет,

Всем подарки принесет. ,1


(Выпрямленные пальцы пе­реплетаются между собой«елка».)

(Ритмичное касание одинако­вых пальцев двух рук.) (Поочередное касание одина­ковых пальцев двух рук, на­чиная с мизинцев.) (Поочередное касание одина­ковых пальцев двух рук, на­чиная с больших.)


2. Активизаций вдоха и развитие плавного выдоха.

Детям предлагается надуть маленькие воздушные шарики для новогоднего праздникау Сделать полный вдох носом, за­тем выполнить длинный выдох ртом, имитируя надувание воздушного шара. Выполнять упражнение не более 3 раз.

3. Развитие речевого дыханий.

Упражнение для увеличения продолжительности речево­го выдоха.

Выполнить полный вдох и на выдохе произнести музыкаль­ную фразу:

«В лесу родилась елочка».

4. Развитие способностей понимать и дифференцировать эмоции (радость, печаль и удивление). Активизация мимики.

Игра «Раскрась игрушки».

На картинке изображена елка, украшенная игрушками с нанесенными на них пиктограммами: две одинаковые игруш-


ки с пиктограммой «радость», две«печаль», две«удив­ление» (см. цветную вклейку).

Взрослый рассказывает детям о том, что елка украшена не­обычными игрушками: веселыми, грустными и удивленными. Дети называют эти игрушки. Затем предлагается раскрасить любые две игрушки с одинаковыми пиктограммами (только веселые, или только грустные, или только удивленные) задан­ным цветом. Можно продолжить игру. Взрослый предлагает ♦превратиться» в игрушку и выразить при помощи мимики эмоцию. В заключение дети называют выбранную игрушку с интонацией, соответствующей пиктограмме.

Например: шарик (радостно), шишка (печально), сосулька (удивленно).

5. Развитие силы голоса.

Упражнение «Громкотихо».

На картинке изображены: елка, шар, мешок с подарками, карнавальная маска, мягкая игрушка (см. цветную вклейку).

Взрослый называет предмет громко, а ребенок повторяет на­звание ласково и тихо, а затем наоборот.

Например: елка — елочка, шар — шарик...


ТЕМА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»


1. Развитие мелкой моторики и речевого ритма.

Раз, два, три, четыре, пять, Выпал снег, идем гулять. Ты нас, мама, не ищи,

Горку строить будем мы.

Горку не простую, Горку ледяную,

Будем очень мы стараться, Чтоб потом на ней кататься.


(Загибать пальцы на обеих руках.)

(Волнообразные движения рука­ми сверху вниз.) (Поочередное касание одина­ковых пальцев обеих рук, на­чиная с больших.) (Концы пальцев обеих рук со­единить под прямым углом.) (Соединить ладони вместе.) (Концы пальцев обеих рук со­единить под прямым углом, затем сжать пальцы в ку­лаки.)

(Сжать руки в кулаки, боль­шие пальцы поднять наверх.) (Правой рукой погладить тыльную сторону левой руки.)


2. Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

Динамическое упражнение.

На рисунке изображены девочка и мальчик в спортивных костюмах. Они гуляют во дворе зимой (см. цветную вклейку).

Детям предлагается выполнить вдох через нос и выдох че­рез рот, сопровождая вдох поднятием рук вверх перед собой, а выдох — опусканием рук (через стороны).

Мы гуляем во дворе. Как легко и приятно дышится на мо­розном воздухе! Глубоко вдохнули воздух, выдохнули.


3. Закрепление умения делить слова на слоги и находить удар­ный слог.

Упражнение.

Детям предлагается произнести слова на тему «Зимние за­бавы» с одновременным прохлопыванием ритмического рисун­ка слова. На ударный слог выполняется хлопок ладонями по бедрам, на безударный — хлопок в ладоши. Упражнение вы­полняется сопряженно со взрослым, затем — отраженно.

Речевой материал:

Лед, снег.

Са-ни, лы-жи, конь-ки.

Гор-ка, шай-ба, клюш-ка, сне-жок.

4. Развита® способностей понимать и дифференцировать эмоцие (печаль, радость и удивление). Активизация мимики.

На картинках изображены три ситуации с различным эмоциональным значением.

Мальчик упал на льду. Держится за коленку, и плачет.

Мальчик катится с горки на санках, смеется.

Мальчик видит перед собой снеговика, у которого вместо носаогурец, на головекосынка, в рукахлопата. Мальчик стоит в позе, выражающей удивление (см. цветную вклейку).

Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать кар­тинку, на которой изображен грустный (веселый, удивленный) мальчик. Затем ребята поясняют, почему мальчику грустно (ве­село) или чему он удивляется.

В завершение игры предлагается дорисовать пиктограммы, соответствующие эмоциональной направленности каждой кар­тинки (см, цветную вклейку).

5. Развитие интонационной выразительности речи.

Детям предлагается произнести высказывания с повество­вательной интонацией (сопряженно со взрослым, затем — от­раженно).

При произнесении повествовательных предложений следу­ет добиваться небольшого понижения голоса в конце высказы­вания. Кроме того, нужно сопровождать эту интонацию дви­жением руки вниз.

Речевой материал:

Зи<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: