Раздел 1 (теоретико-методологический) анализ материалопотоков, протекающих через Воронежскую область




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Воронежский филиал

Кафедра менеджмента и управления организацией

 

 

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

Студента 1 курса группы МУПд-315

по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

магистерская программа Управление проектами

 

 

Выполнил студент группы МУПд-316

очной формы обучения факультета

сферы обслуживания и управления

Балбашов О. А.

Преподаватель, к.э.н. доцент:

Родионов Евгений Владимирович

 

Воронеж 2017


ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Магистранта __1_ курса, группы МУПд

Направление, магистерская программа Управление проектами

Степанова Дениса Сергеевича

Место прохождения практики Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Сроки практики: с ______________ по ________________ 2016 г.

Руководитель практики доцент кафедры менеджмента и управления организацией, к.э.н., Н.В. Голикова

Месяц и число Содержание проведенной работы Результат работы Оценки, замечания и предложения по работе
  Анализ материалопотоков, протекающих через Воронежскую область Раздел в Отчете о практике  
  Изучение возможности создания в Воронежской области региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС) Раздел в Отчете о практике  
  Оценка степени изученности исследуемой проблемы в тематической научной литературе и научных статьях Список литературы  
  Систематизация основные подходов к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание Основные подходы к решению проблемы  
  Анализ содержания теоретически и практически не решенных и дискуссионных проблем, по-разному освещенных в научной литературе и научных статьях Анализ статей по проблеме  
  Анализ основных понятий и категорий, относящиеся к проблематике исследования Анализ понятий  
  Охарактеризовать цели и задачи, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование ВРТЛС. Раздел в Отчете о практике  
  перечень и содержание функций ВРТЛС Раздел в Отчете о практике  
  разработка альтернатив решения задачи и их сравнительная характеристика Раздел в Отчете о практике  
  социально-экономическое обоснованное решение о выборе оптимальной альтернативы создания ВРТЛС Раздел в Отчете о практике  
  Выводы и основные направления решения проблемы Раздел в Отчете о практике  

 

Магистрант_________________________________________________(подпись, дата)

 

Подпись руководителя практики_________________________________(подпись, дата)


 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ПРАКТИКИ

Магистранта __1___ курса, группы, форма обучения, направление, магистерская программа Государственная политика и управление Управление проектами

Ф.И.О. _Степанов Денис Сергеевич

Руководитель практики: к.э.н., доц. Голикова Наталья Владимировна

1. Сроки прохождения практики:

2. Место прохождения: Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

3. План практики:

 

№ этапа Мероприятие Сроки выполнения Форма отчётности
  Анализ материалопотоков, протекающих через Воронежскую область   Раздел 1в Отчете о практике
  Изучение возможности создания в Воронежской области региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС) на основе мультимодального центра   Раздел 1 Отчета о практике
  Оценка степени изученности исследуемой проблемы в тематической научной литературе и научных статьях   Раздел 1 Отчета о практике
  Систематизация основные подходов к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание   Раздел 1 Отчета о практике
  Анализ содержания теоретически и практически не решенных и дискуссионных проблем, по-разному освещенных в научной литературе и научных статьях   Раздел 1 Отчета о практике
  Анализ основных понятий и категорий, относящиеся к проблематике исследования   Раздел 1 Отчета о практике
  Охарактеризовать цели и задачи, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование ВРТЛС.   Раздел 2 Отчета о практике
  перечень и содержание функций ВРТЛС   Раздел 2 Отчета о практике
  разработка альтернатив решения задачи и их сравнительная характеристика   Раздел 3 Отчета о практике
  социально-экономическое обоснованное решение о выборе оптимальной альтернативы создания ВРТЛС   Раздел 3 Отчета о практике
  Выводы и основные направления решения проблемы   Заключение Отчета о практике

 

Подпись магистранта ________________________

 

Подпись руководителя практики _________________________


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ

 

№ п/п Формулировка задания Содержание задания, время исполнения
I Цель: Изучение возможности создания в Воронежской области региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС) на основе мультимодального центра
II Содержание практики 1. Изучить проанализировать материалопотоки, протекающие через Воронежскую область
систематизировать основные подходы к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание
перечислить и раскрыть содержание теоретически и практически не решенных и дискуссионных проблем, по-разному освещенных в научной литературе и научных статьях
основные понятия и категории, относящиеся к проблематике исследования
2. Практически выполнить: Анализ товарных потоков, импортно-экспортных операций
Систематизировать теоретически и практически не решенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе и научных статьях
провести анализ основных понятий и категорий, относящихся к проблематике исследования
3. Ознакомиться Со статистическими данными по материалопотокам
С фактически построенными логистическими распределительными центрами
III Дополнительное задание Провести анализ перспектив транспортно-логистического развития Воронежской области
IV Организационно-методические указания Изучить структуру транспортно-логистического кластера Воронежской области

 

Задание выдал: _______________________________________________________

Ф.И.О. подпись

"____" ____________ 2016 г.

 

Задание получил: _____________________________________________________

Ф.И.О. подпись

"____" ____________ 2016 г.

 

Введение

Целями практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является приобретение опыта научно-исследовательской деятельности посредством самостоятельного выполнения исследовательской и научной работы, включая освоение методов поиска источников информации о предмете исследований, систематизацию, осмысление и преобразование собранных данных, реализацию необходимых способов обработки данных, представление результатов научной работы.

Основными задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются:

- развитие умений организовать свой научный труд, порождать новые идеи, находить подходы к их реализации;

- формирование способностей к самосовершенствованию, расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний, использованию методов и средств познания, различных форм и методов обучения и самоконтроля, новых образовательных технологий для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;

- развитие способности к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях;

- овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы в научных исследованиях;

- овладение знаниями о видах, структуре, организации, основных методах ведения научно-исследовательской работы.

Актуальность темы исследования. Развитие конкурентной среды и тенденция к глобализации мировой экономики привели к формированию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия предприятия и его логистических партнеров, в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи «закупки - производство - распределение - продажи - сервис». Важным фактором экономического роста стало формирование макрологистических систем, которые охватывают отдельные сферы предпринимательства, регионы и страны. Существующий опыт использования логистических систем в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7 – 20 %, расходы на хранение и грузопереработку продукции уменьшаются на 15 - 30 %, а общие логистические издержки - на 12 - 35 %. Оборачиваемость оборотного капитала ускоряется на 20 – 40 %, а запасы материальных ресурсов и готовой продукции снижаются на 50 – 200 %.

Вхождению России в мировое сообщество в качестве равноправного партнера будет способствовать интеграция региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) с федеральной и международной транспортно-логистическими системами грузо- и товародвижения. Огромная территория России, с большим разнообразием природных, климатических, географических и экономических условий, специализация производства в регионах приводят к тому, что одним из эффективных путей социального и экономического развития регионов становится формирование РТЛС.

Учитывая роль и место Воронежской области в социально-экономическом развитии Центрально-Черноземного региона, Центрального Федерального округа (ЦФО) и России в целом, особую актуальность, приобретает проблема формирования транспортно-логистической системы Воронежской области.

Степень разработанности проблемы. Различные научно-методические и практические аспекты логистики рассмотрены в работах многих зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Труды А.У. Альбекова, Н.В.Афанасьева, Д. Бауэрсока, А.Г. Белоусова, М.П. Гордона, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, М.Е. Залмановой, Л.Б.Зеленцова, Е.К. Ивакина, К.В. Инютиной, А.А. Кизима, Д.Д. Костоглодова, Д. Клосса, Е.И. Макарова, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А Новикова, Т.А. Прокофьевой, Б.К. Плоткина, В.И. Сергеева, А.И. Семененко, А.А. Смехова, В.Н. Стаханова, Д.В. Стаханова, И.В. Терениной, А.Н. Тяпухина, С.Н. Тамбовцева, Р.В. Шеховцова, В.В. Щербакова и других авторов внесли большой вклад в развитие теории и практики логистики [1,2,4,5,6,7,8,9,10].

Проблемы управления транспортом исследовали многие ученые, среди них можно перечислить следующих: Н.А. Атрохова, В.М. Бобкову, С.Г. Бычкову, А.В. Вельможина, В.В. Гасилова, О.В. Гончарук, Я.В. Григорьеву, И.И. Заметалина, В.В. Зырянова, А.Х. Касимова, А.Б. Мальцева, Л.Б. Миротина, Р.А. Миянова, С.М. Мочалина, В.П. Николаева, В.И. Николина, В.А. Персианова, С.М. Резер, О.Г. Солнцеву, О.А. Элтухова [11,12,13,14,15,16,23,]. В работах перечисленных ученых в основном затрагивались проблемы управления транспортными потоками, парком грузового автотранспорта, вопросы применения экономико-математического моделирования в управлении автотранспортом, но проблемы использования логистики для организации и регулирования потоковых процессов региона изучались недостаточно углубленно.

Остается нерешенным целый комплекс задач, связанных с методологией формирования мезологистических систем и оптимизацией их организационной структуры с учетом специфики региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров (МТК).

Целью исследования является развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций по формированию и оценке эффективности транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Исследовать состояние, тенденции и перспективы социально-экономического развития Воронежской области.

2. Выявить и актуализировать проблемы функционирования и дальнейшего развития транспортно-логистического комплекса Воронежской области.

3. Обосновать и классифицировать основные факторы и методологические принципы формирования транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров.

4. Разработать методику формирования структуры региональной транспортно-логистической системы и основ экономического взаимодействия участников логистического процесса в транзитном регионе.

5. Основываясь на методах системного подхода, разработать последовательность основных этапов решения задачи синтеза транспортно-логистической системы транзитного региона.

Объектом исследования является транспортно-логистическая инфраструктура и совокупность грузопотоков на уровне региона.

Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования региональной транспортно-логистической системы.

Теоретико-методологической основой исследования являются научно-теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых в области логистики и региональной экономики.

Информационно-эмпирическая база исследования: законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Воронежской области, постановления Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, публикации в периодической печати по исследуемой проблеме, материалы международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций, а также материалы, размещенные в сети Интернет.

Методологическая база исследования: совокупность методов научного поиска: экспертных оценок, экономико-математических, экономико-статистических, расчетно-аналитических, абстрактно-логических и других. Репрезентативность, доказательность и обоснованность результатов диссертационного исследования достигается за счет использования методов системного анализа, математической статистики и экономико-математического моделирования.

Научная новизна исследования будет заключаться в разработке методических подходов к решению проблемы формирования региональной транспортно-логистической системы применительно к условиям Воронежской области, находящейся на пересечении международных транспортных коридоров, и оценке эффективности ее функционирования, и состоит в следующем.

Теоретическая значимость результатов исследования будет заключаться в дальнейшем развитии методологии проектирования, функционирования и определении критериев оценки логистических систем на мезо- и макроуровне.

Практическая значимость результатов исследования будет заключаться в разработке методики и возможности ее использования региональными и муниципальными органами власти при принятии решений по развитию транспортной и складской инфраструктуры соответствующего уровня.

Материалы исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе преподавания соответствующих дисциплин, а также в научной и проектной работе в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблемы формирования региональной транспортно-логистической системы.

Раздел 1 (теоретико-методологический) анализ материалопотоков, протекающих через Воронежскую область

 

Воронежская область находится в центре европейской части России и является узлом транспортных коммуникаций, индустриальных регионов России и стран постсоветского пространства. В радиусе шестисот километров от Воронежа (что является экономически обоснованным транспортным "плечом") живет более одной трети всего населения РФ, что подтверждает тот постулат, что Воронежская область обладает высоким интегрирующим потенциалом регионов страны, является крупным транспортным и распределительным центром России.

Основные виды экономической деятельности, которые обеспечивают более шестидесяти процентов ВРП Воронежской области, - это производство промышленной продукции, производство сельскохозяйственной продукции, строительство, транспорт, связь, торговая деятельность (рис.1). Воронежская область представляет собой активно развивающийся регион России. И это определяет структуру формирования внутренних грузопотоков региона и приоритетную потребность в транспортно-логистических услугах для этих отраслей народного хозяйства.

По анализу девяти месяцев 2013 года, основные показатели роста экономики Воронежской области выше среднероссийских. Рост промышленного производства на 5,2% (против 0,1% по РФ), сельского хозяйства - на 10,2% (1,8%), строительства - на 10% (в России - минус 1,1), рост инвестиций - в 108-110%..

 

 

Рисунок 1 - Динамика структуры ВРП Воронежской области

 

Важное значение в кластеризации области имеет структура малого предпринимательства; она показывает наибольшую долю малого и среднего бизнеса в оптовой торговле (37,2%) и обрабатывающих производствах (13,2%). Доля транспорта составляет 4,8%, что свидетельствует о сложности вовлечения малых форм бизнеса в развитие транспортной системы региона на основе формирования ЛК.

Кроме этого наблюдаются положительные тенденции изменения объема экспорта и импорта региона (приложение 1 таблица 1). С 2007 года по 2011 год объем экспорта в Воронежской области увеличился на 298 млн. долларов, а объем импорта - на 319,7 млн. долларов. Эти показатели показывают необходимость усиления экономических взаимодействий региона с другими субъектами РФ и другими государствами и максимального использования логистического потенциала области (табл.1).

 

 

Таблица 1 - Динамика структуры экспорта и импорта в Воронежской области

Показатели 2010 год 2011 год Индекс динамики, %
Экспорт      
Сахар и кондитерские изделия, тыс. т. 75,90 221,10  
Злаки, тыс. т. 367,60 508,10  
Продукты неорганической химии, тыс. т. 605,60 472,60 -22
Удобрения, тыс. т. 1 067,00 933,40 -13
Каучук, резина и изделия из них, тыс. т. 78,30 81,20  
Шины, тыс. руб. 92,30 447,30  
Шкуры крупного рогатого скота, т 1 451,50 1 596,80  
Керамические изделия, т 244,60 476,80  
Стекло и изделия из него, тыс. руб. 7,50 14,10  
Изделия из черных металлов, тыс. руб. 4,00 13,10  
Котлы, оборудование, т. 5 387,70 6 522,40  
Мебель и ее части, т. 518,40 298,80 -42
Импорт      
Молочная продукция, тыс. т. 2,10 2,40  
Овощи и фрукты, тыс. т. 32,10 20,50 -36
Злаки, тыс. т. 1,20 7,20  
Сахар, тыс. т. 72,90 34,20 -53
Пальмовое масло, т 13 223,90 3 153,90 -76
Алкоголь, т 5 868,80 5 434,10 -7
Соль, тыс. т. 784,90 462,00 -41
Пластмассы, тыс. т. 5,70 11,50  
Керамические изделия, тыс. т. 21,40 16,20 -24
Черные металлы, тыс.т. 15,20 24,30  
Нефтепродукты, тыс. т. 15,80 17,80  
Средство наземного транспорта, тыс.т. 46,20 50,20  

Показатели экспорта Воронежской области за 2010 - 2011 годы говорят о том, что в структуре экспортных потоков грузов имеет место увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, производства изделий из резины и металлов. В структуре импорта есть значительное увеличение доли злаков, изделий из пластмасс, проката черных металлов и продуктов переработки нефти.

Если рассмотреть структуру импортных поступлений Воронежской области, то можно увидеть, что доля перевозок по железной дороге наибольшая по северному направлению (26,6%), наименьшая по восточному направлению (1,4%). Доля перевозок автомобильным транспортом соответственно наибольшая по восточному направлению (98,6%), наименьшая по северному направлению (73,4%) (приложение 2).

В структуре экспорта Воронежской области, наибольшая доля перевозок по железной дороге в западном направлении (почти 98%), наименьшая доля в южном направлении (чуть больше 40%). Наибольший удельный вес перевозок автомобильным транспортом в южном направлении (около 60%), наименьший удельный вес в западном направлении (около 3%) (рис. 2).

Транспортный коридор «Запад-Восток»  
Транспортный коридор «Север-Юг»  
Экспорт – 9,3 млн. т; импорт – 60,8 млн.т. Экспорт – 43 млн.т.; импорт – 22,4 млн.т.  
Экспорт – 137,3 млн. т.; импорт – 44,8 млн.т. Экспорт – 1027,1 млн.т.; импорт – 157 млн.т.  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
Складские площади Контейнерные терминалы

Рисунок 2 - Структура грузовых потоков по международным транспортным коридорам Воронежской области

Транспортная инфраструктура Воронежской области включает в себя использование всех видов транспорта (таблица 2). Но, на данный момент, предприятия логистики в регионе, за исключением нескольких компаний, существуют разрозненно, рынок разделен на отдельные сегменты. В соответствии с международными требованиями, имеют возможность оказывать услуги комплексно всего несколько компаний,. Таким образом,можно сказать, что логистическая инфраструктура региона не используется в полном объеме и однозначно необходима серьезная реконструкция и модернизация.

 

Таблица 2 - Характеристика транспортной системы

Воронежской области

Элемент транспортной системы Характеристика
Международный транспортный коридор «Север – Юг» В него входят автомобильные дороги федерального значения М-4 «Дон» и М–6 «Каспий». Он обеспечивает экономические связи Российской Федерации и Европы с государствами Закавказья.
Международный транспортный коридор «Запад – Восток» В него входит федеральная автомобильная дорога А-144 Курск-Воронеж-Борисоглебск. Автодорога обеспечивает движение транзитного потока по направлению Восточная Европа – Украина – Россия – Казахстан до Китая по кратчайшему расстоянию, минуя Москву и Центр России.
Прочие автомобильные трассы 1Р193 Воронеж-Тамбов; «Воронеж-Луганск».
Железнодорожные магистрали По территории области проходят железнодорожные магистрали, связывающие регионы Центра, республики Кавказа и области Украины, а также грузопотоки с юга России в Центр Европейской части страны. Главными железнодорожными пунктами области являются: Воронеж-1, Отрожка, Придача, Лиски, Поворино. Воронежская железная дорога обслуживает регионы Центрально-Черноземного района, часть Саратовской области, Волгоградской, Ростовской, Тульской, Рязанской и Пензенской областей.
Аэропорт Международный аэропорт Воронежа расположен на пересечении МТК «Север-Юг».
Речные порты В Воронежской области функционируют два небольших речных порта: в г.г. Лиски и Воронеже. Они поддерживают судоходную связь с Азовским, Каспийским и Черным морями по Дону. Речной порт Лискинский, обеспечивает также внутренние речные пути, протяженностью около шестисот километров.

 

На данный момент времени в планах развития общероссийской логистики есть тенденция к расширению возможностей транспортного коридора «Север-Юг» и повышения степени его участия в общеевразийском объеме перевозок (Европа-Азия). Это даст возможность сократить стоимость перевозок на 20-30 %, снизить их длительность на 10-20 дней, перевозить от 20 до 50 млн. т. грузов в год. Центральный федеральный округ занимает значительную долю в объеме импорта, что увеличивает значимость Воронежской области в использовании ее транзитного потенциала.

В области функционируют все виды транспорта для обслуживания импортных и экспортных потоков, складские и контейнерные терминалы по всем основным направлениям движения грузов, что представляется стратегическим преимуществом региона и определяет его большой транзитный потенциал. В таблице 3 представлены объемы перевозок различными видами транспорта.

С 2011 по 2012 год произошло увеличение объемов перевозок практически всеми видами транспорта, за исключением речного. Данный факт объясняется тем, что в регионе интенсивно реализуются инвестиционно-строительные проекты по модернизации автомобильных железнодорожных станций и воздушных магистралей. Но при этом остается незначительное использование водных артерий региона и, в основном, это перевозка песка через порт Лискинский.

Таблица 3- Объемы перевозок различными видами транспорта

В Воронежской области

Показатели Годы Индекс, %
   
Перевезено грузов всего, тыс.т. 10 665 11 182 4,85
в том числе      
железнодорожным транспортом 6 263,7 6 701,0 6,98
автомобильным транспортом 4 176,8 4 292,5 2,77
речным транспортом 217,4 178,0 -18,12
воздушным транспортом 7,60 11,20 47,37
Грузооборот транспорта всего, млн. т-км 14 824,20 16 611,20 12,05
в том числе      
железнодорожного транспорта 14 230,70 16 033,90 12,67
автомобильного транспорта 557,40 513,10 -7,95
речного транспорта 2,50 1,70 -32,00
воздушного транспорта 33,60 62,50 86,01

 

Складская инфраструктура региона характеризуется относительной нехваткой современных складских комплексов (класса «А»), и узкоспециализированных помещений с соответствующим набором сервисных логистических услуг, которые могли бы работать как таможенные склады и многофункциональные складские комплексы, при наличии большего числа складских площадей среднего уровня [165].

Федеральные сетевые компании (X5 Retail Group, Leroy Merlin, Castorama, Media Markt и др.), представленные на рынке Воронежской области, в первую очередь определяют спрос на высококлассные склады. Им необходимы большие складские площади в качестве региональных распределительных центров, а так же они формируют спрос на высококачественные логистические услуги. А так же, крупные федеральные торговые сети (например, ООО «Тандер») стараются инвестировать в строительство собственных логистических центров, обеспечивая тем самым развитие современной складской инфраструктуры региона.

Раздел 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: