Процесс формирования бюджета: основные этапы.




Составление проекта федерального бюджета

1. Государственный бюджет как основной финансовый план страны

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым как закон.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Роль бюджета в национальной экономике значительна:

1. Госбюджет является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.

2. Бюджет является способом аккумуляции (образования) денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.

3. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

В основу формирования государственного бюджета положены определенные принципы (таблица 1).

Таблица 1 - Принципы построения госбюджета

№ п/п Принцип Содержание
  Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации
  Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета
  Самостоятельность бюджетов всех уровней Означает, что у каждого уровня бюджетной системы свои источники средств, свои расходы
  Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.
  Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита
  Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств
  Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении
  Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей

 

Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней (рисунок 1).

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

 

 

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Бюджет федерального уровня и внебюджетные фонды государственного значения
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ Бюджеты местного значения (городские, районные, поселковые, сельские)
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга  

 

 


 

Рисунок 1 – Трехуровневая бюджетная система РФ

 

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.

Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.

Примерная структура государственного бюджета представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
1. Налоговые доходы. 2. Неналоговые доходы: • доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; • доходы от приватизации государственной собственности; • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; • доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт); • государствен­ные займы (продажа ценных бума­г); • займы у междуна­родных ор­ганизаций. • средства, получаемые в виде штрафов, компенсаций, возмещения вреда, причиненного стране, ее субъектам и муниципальным образованиям;   • межбюджетные трансферты (бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам); • содержание государственного аппарата; • расходы на содержание бюджетных учреждений; • социальные нужды (в развитых странах не менее 50% всех расходов); • поддержание обороноспособности страны (в развитых странах примерно 20%); • обслуживание государственного долга; • предоставление дотаций предприятиям; • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

 

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы, то образуется профицит бюджета. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы, то образуется дефицит бюджета).

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: