Каким образом простое расположение пальцев влияет на процессы, происходящие в пределах человеческого мозга?




 

Мозг — это мощнейший нейрокомпьютер, в сотни тысяч раз более сложный, чем любая вычислительная машина, сконструированная человеком к 2006 году. Число нейронов человеческого мозга оценивается приблизительно в 13 миллиардов, причем число глиальных клеток еще раз в пять больше. Лишь один процент нервных клеток занят «самостоятельной работой» — принимает ощущения из внешней среды и командует мышцами. Девяносто девять процентов — это промежуточные нервные клетки, служащие усилительными и передающими станциями. Раньше считалось, что нейрон — это отдельный информационный элемент информационной системы мозга, подобный элементарным ячейкам процессоров и блоков оперативной памяти в компьютерах. Но теперь ясно, что нейрон далеко не элемент, а целый «компьютер» мощной информационной сети, где все процессы обработки идут на молекулярном уровне за счет сложных физико-химических процессов, все еще слабо изученных.

Все части этого компьютера непрерывно работают, совершая миллионы операций. Он имеет около двух миллионов визуальных входов, миллионы тактильных и около ста тысяч акустических. Трудно сравнивать работу столь грандиозного компьютера с любым искусственным, существующим сегодня, в связи с его весьма совершенным и сложным устройством. Определенные свойства этого нейрокомпьютера известны, другие же только еще предстоит найти. Одним из известных свойств нейрокомпьютера является огромная память, другим - программированное и контролируемое управление сотнями тысяч входов. Сюда же относится способность заносить в память и извлекать из нее сложные информационные комплексы, связанные с двигательной активностью, поведением, речью, слухом, зрением и т. п.

Любой жест оказывает спонтанное влияние на нейро-гормональную систему

 

Любой жест оказывает спонтанное влияние на нейро-гормональную систему. Но с помощью мудр можно запланировано генерировать в коре головного мозга биоэлектрические импульсы, которые влияют на нейроансамбли различных наборов рефлекторно-алго-ритмических дуг сигнальных подсистем, инициируя процессы восстановления организма, исцеления и омоложения.

Гаруда мудра, приносящая решительность и смелость

 

Примерно лет двадцать назад нейрофизиологами в мозге человека и животных были открыты специфичные вещества, получившие названия нейропептиды. Было установлено, что нейропептиды наряду с гормонами играют важную регуля-торную функцию и управляют нашими чувствами, эмоциями, инстинктами и даже мыслями. В дальнейшем было установлено, что рецепторы, чувствительные к определенным нейропептидам, имеютс я не только в нашем мозге, но, фак тически, — по всему организму. И что самое важное, эти рецепторы в значительной мере представлены в органах и клетках (например, в Т-киллерах) нашей иммунной системы. Таким образом, власть нейро-пептидов фактически безгранична. Они циркулируют по всему организму и управляют фактическим и всеми органами и клетками нашего тела. Мудры повышают нейропептидную активность в головном мозге, создавая новые связи, новые нейро-семантические контуры, что приводит к смене восприятия реальности, расширяет поле ассоциаций И открывает творческий потенциал. И это играет столько же важную роль при лечении заболеваний, как и химическая стимуляция иммунной системы нейропептидами. Другими словами, по мере того, как улучшается наша способность обрабатывать информацию, растет и наша сопротивляемость болезням. Когда нейропептиды покидают мозг и начинают действовать в организме как гормоны, они взаимодействуют со всеми важными системами, включая иммунную. Повышение активности нейропептидов с помошью мудр вызывает повышенную сопротивляемость организма болезням, приносит внутреннее ощущение «хорошего самочувствия», переживания полноты бытия и удачи.

Влияние мудр на иммунную систему и генетическую память в совершенстве изучили и широко использовали сид-дхи, о которых в преданиях говорится как о бессмертных.

Мозг определяется как видимая, осязаемая живая структура, включенная в человеческий нейрополевой компьютер. Реальные связи нейрокомпьютера в человеческом теле не имеют еще полного описания (например, еще не описаны цепи обратных связей, биохимического или эндокринного типа с основными органами). Границы мозга можно рассматривать и как пределы распространения центральной нервной системы на периферии. Наряду с центральной нервной системой сюда можно включить и так называемую «автономную» нервную систему.

Информация о форме, которую обретают проявления внутренних чувств, передается через нервную систему к коре головного мозга. Дальнейшее распространение ее по всему организму уже в виде волновых колебаний позволяет достигнуть буквально всех клеток тела. Создается некая энергоинформационная голограмма состояния, и такая голограмма обладает мошным воздействием на человека. Мудры могут корректировать эту голограмму, создавая особые тропы, открывая доступ к подсознательной и клеточной памяти. При возникновении мысли идея обретает форму, которая тут же считывается сознанием и подсознанием, а при сотворении мудры в форме жеста создается направленное поле, влияющее на голографическую матрицу организма.

При изучении восточной философии, метафизики, культуры, а также духовных практик индуизма и буддизма неизбежно открывается такая интересная область, как использование жестов и динамических психотехник. Обряды, ритуалы, инициации, танцы, медитативные занятия на Востоке переполнены многочисленными жестами, имеющими глубокое символическое значение.

Как уже упоминалось мудра означает «печать» или «символ». Это слово имеет различные коннотации в зависимости от оттенков определений йогической или тантрической философии. В хатха-йоге под мудрами понимаются особые асаны, положения тела. Они выполняют ту же функцию, что и «ручные» мудры — это упражнения или процессы, которые активируют энергетические потоки в теле. Древний йогичес-кий текст «Гхеранда-самхита» описывает двадцать пять таких мудр, среди которых: ащвини-мудра, бхуджангини-мудра, каки-мудра, кхечари-мудра, маха-мудра, мандуки-мудра, ма-танги-мудра, набхо-мудра, пашини-мудра, сахаджоли-муд-ра, шакти-калани-мудра, шамбхави-мудра, тадаги-мудра, ваджроли-мудра, випарита-карани-мудра, йони-мудра и так далее.

Вышеупомянутое йогическое руководство советует хранить эти мудры в большой тайне, не рассказывать о них невеждам, поскольку они могут наделить человека огромной силой и даровать психические способности, называемые сиддхи. Не имея должной подготовки, неофит, наделенный сверхспособностями, может причинить невыразимый вред себе и другим. Психические способности, обретенные при помощи практики мудр, при неокрепшем сознании возможно неправильно использовать и даже злоупотреблять ими, а это потенциально опасно для эволюционного роста. Именно поэтому эти мудры сохранялись в тайне и сообщались лишь немногим, истинным духовным ученикам, а не мирянам, склонным к честолюбию. Такая установка передачи знаний лишь избранным наблюдается во всех духовных традициях. В священном тексте «Ваджраяна Тантра» так говорится о начальном обучении: «Ученик должен распространять полученные знания с большой осторожностью. Они должны храниться в тайне от грешников и клятвопреступников, от искушенных и оскверненных. Нельзя обучать скептически настроенных и дискредитирующих знание, нельзя обучать еретиков и неискренних. Нельзя обучать ворующего дхарму или того, кто не соблюдает предписания. Держите священное знание вдали от таких людей — вот правило, которому вы должны следовать».

В своем руководстве по йоге, состоящем из 195 сутр, Па-танджали ни разу не упомянул ни мудры, ни энергию кун-далини. Видимо, он также считал эти знания тайными и не предполагающимися для всеобщего обозрения. Среди прочих благих результатов, которые можно обрести при помощи практики мудр, «Гхеранда-самхита» указывает на возможность пробуждения силы кундалини и освобождение от смертного, человеческого состояния. Интенсивная и постоянная практика мудр в сочетании с другими духовными упражнениями способна преобразовать человека в живое божество.

Индуистский тантризм по-другому трактует понятие мудра. Для практикующих тантру этот термин соотносится с Шакти, женским аспектом, которая почитается в акте сакральной любви. В отдельных случаях под мудрами понимают злаковые зерна — как один из пяти компонентов, используемых в обряде панча-макаре в силу их физического подобия с йони, женскими гениталиями. Тирумулар говорил, что если человек достигает долгожданного единства с прекрасной Божественной Шакти, то морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится юным. Тот, кто обладает знанием, может достичь бессмертия, обрести преображенное тело, тело сияния, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного.

Шива нераздельно связан со своей творческой силой Шакти. От их слияния исходит волна Высшего Блаженства. «Деви-пурана» гласит: «Шакти — это суть Блаженства и сила любви». Каждый человек в состоянии постичь это и отождествить себя с Космическим Сознанием. Этого нельзя добиться методами отрицания: необходимо достичь симбиоза индивидуального и трансцендентного.

Человек по-настоящему получает тело только тогда, когда начинает осознавать его. Осознание приводит тело в порядок, дает тантристу исчерпывающее знание всех его функций и умение управлять ими. В результате практикующий сам становится господином своего тела, и теперь оно подчиняется ему, а не наоборот.

Тара

 

Шакти называются мудра-ми, потому что в ходе ритуального и йогического соития они вызывают эффект, подобный тому, что производят телесные и «ручные» мудры. Мудры пробуждают бездействующие психофизические центры, очиша-ют тонкие каналы, работают с энергией, облегчает концентрацию. Это мощный инструмент общения с высшими силами и Божественным, находящимися в пределах внутренней приро

ды человека. Женщины более открыты психическим и духовным энергиям; таким образом, тантрический сексуальный акт, проводимый после ритуального бракосочетания типа венчания, приводит к достижению той же цели. Пользующаяся большим уважением женщина, опытная в тантрическом искусстве, упомянута в писаниях как мудра (ср. русск. мудрая), или более точно, карма мудра, среди которых определяются пять категорий согласно различным психофизическим характеристикам.

В другом смысле, замкнутые цепи тонких энергетических каналов в физическом и тонком телах также известны как мудры («печати»). Надо отметить, что большие серьги, которые носят члены индийского ордена Канпхата также называются мудра.

Шива и Парвати

 

Шакти — творческая мощь Вселенной, динамический женский элемент, многомерная матрица неограниченных

возможностей, через которые может проявляться бесконеч-

ное Сознание. Так как все создано творящей Божественной энергией Шакти и состоит из нее, следовательно, все сущее является ее различными формами, а пять первоэлементов предстают как чистые проявления Шакти.

Мудрые беседы между Богом и Богиней, Шивой и Шакти, Мужчиной и Женщиной, были в свое время записаны и стали известны непосредственно как тантры. Эти диалоги затрагивают мириады важнейших тем, касающихся тайн бытия и мироздания. Истинность бесед проверялась тысячелетиями — не в ученых лабораториях, а в лабораториях человеческого тела, учеными йоги, которых вело серьезное желание духовного знания и освобождения. Их наблюдения и понимание священного знания переданы нам, и теперь любой человек, желающий встать на путь духовного развития и успешно продвигаться по нему, может приобщиться к Высшему Знанию.

Школа кагью буддизма ваджраяны наряду с термином мудра использует префикс маха («большая»). Таким образом, слово махамудра означает «большая печать», или «большой символ». В этом контексте такой термин относится к состоянию непосредственного осознания и опыта работы с высшей природой разума, или действительности, где превосходятся все различия и отчужденности от Источника всего сущего. Согласно Ламе Анагарику Говинде, в ранних формах индийского буддийского тантризма Махамудра представлена как «вечно юный женский» принцип, что можно увидеть из определения Адвайяваджры: «Слова «великий» и «мудра» вместе образуют термин «Махамудра». Она свободна от вуали иллюзии, покрывающей познаваемые объекты и пр., она сияет подобно ясному небу в осенний полдень; ее тело есть Сострадание, не ограниченное единичными существами; она есть единство Великого Блаженства».

Итак, можно сказать, что определение мудра — это просто «символический жест». Чхогьям Трунгпа в своей книге «Мудра» определяет это слово как символ в более широком смысле жеста или действия. Это вдохновляющий цвет явлений; это также символ, выраженный руками, чтобы заявить для себя и других качество различных состояний медитации, например, касания земли правой рукой как свидетельство свободы Будды от эмоциональной и ментальной вольности.

Школа йоги объясняет, что мудры обозначают жесты рук

и движения, используемые в танце, ритуалах, обрядах, духовных упражнениях типа медитативной практики. Мудры символически выражают внутренние чувства и состояния сознания; они также выражают различные качества — бесстрашие, власть, милосердие, мир при общении. В древнем тексте «Сома-Шамбху-Паддхати» описано большое количество мудр. Самые известные мудры — абхайя-мудра, анджа-ли-мудра, чин-мудра, дхьяна-мудра и джнана-мудра. Некоторые из этих мудр известны под другими названиями, особенно в других культурах и духовных традициях.

Итак, будем понимать под мудрами мистические жесты рук, ориентированные на сосредоточение тонкой энергии, передачу через символы знания и установление психической защиты. А в тантрической практике, как указывалось выше, под мудрой может также пониматься женщина в роли йоги-ни. Тот же термин используется, чтобы обозначить особые психотехники, используемые в тантрических обрядах.

 

Левая рука Правая рука

Энергетические потоки в ладонях

 

 

Разнообразные физические упражнения хатха-йоги, количество которых варьируется от десяти до двадцати пяти, в определенной степени используются для оздоровления тела, но главным образом — для достижения психической силы и опыта, включая пробуждение кундалини. Большинство из них достаточно опасно, и они должны выполняться под непосредственным наблюдением учителя. С точки зрения раджа-йоги они не необходимы. Чтобы показать их общую идею, ниже описаны наиболее известные мудры.

Кхечари мудра. Язык разверните назад и направьте его в носоглотку, глаза поднимите вверх, к точке между бровями. Это кхечари мудра.

Для успешного выполнения кхечари мудры необходимо увеличить подвижность языка настолько, чтобы кончиком языка можно было достать бровей. В йогических трактатах рекомендуется следующее; «Возьмите острое, чистое и смазанное лезвие, похожее на лист колючки. Слегка надрежьте уздечку под языком и присыпьте каменной солью. Через семь дней снова сделайте надрез на толщину волоса. Это надо делать систематически и регулярно в течение шести месяцев. К этому времени уздечка под языком будет полностью разрезана».

Говорится, что йогин, овладевший кхечари мудрой, не подвержен отравлению, болезням, преждевременной смерти и старости. Он не нуждается в еде, питье, сне и отдыхе.

Эта мудра называется кхечари (движение на небо), потому что ум становится свободным от мыслей, когда язык повернут в носоглотку.

Согласно йогической концепции, мистическая луна тела находится в голове и источает амриту, стекаюшую по телу. Когда амрита достигает живота, огонь мистического солнца, расположенного в районе пупка, поглошаст ее. Если движение амриты вниз остановлено, тело становится бессмертным. В кхечари мудре повернутый назад язык предотвращает стекание амриты, что и дает возможность сделать тело бессмертным.

Постепенное удлинение языка достигается в течение срока около шести месяцев. В результате он может выгибаться назад и достигать полости гортани в глубине неба. Затем, при полной остановке дыхания, иногда сопровождаемой запечатыванием остальных отверстий тела промасленными хлопчатобумажными тампонами, йог может оставаться в трансе, с остановленным дыханием, до сорока дней и дольше. Некоторые эксперименты, связанные с этим явлением, документально запротоколированы.

Уддияна-мудра. Сокращение брюшных мышц, прижимающее кишечник к позвоночнику.

Полезно для укрепления этих мышц и обучения их привычке втянутого живота. Это упражнение особенно желательно для современных людей, ведущих сидячий образ жизни, и его рекомендуется выполнять один-два раза в день по сотне втягиваний и отпусканий мышц. Упражнение должно завершаться в положении подтянутости, и затем не должно происходить волевого, осознанного решения расслабить мышцы. Во время втягивания живота полезным дополнением могут стать упражнения глубокого дыхания, однако оно должно сопровождаться сознательным расширением необходимых мышц, а не просто в форме обычных вдохов и выдохов. Эта мудра считается замечательной для сохранения молодости. Упражнение может разнообразиться отдельной работой с правой и левой стороной, а не только втягиванием центральной части брюшины.

Випаритакарани. Человек ложится на спину с руками, опушенными на землю. Сначала вверх поднимаются ноги, затем нижняя часть спины, опирающаяся при этом на руки, локти которых упираются в землю, поддерживая вес нижней части тела. Ноги при этом могут совершать легкое круговое движение.

Пашини-мудра. Ноги заплетаются вокруг шеи, как петля (паша).

Каки-мудра. Губы вытягиваются так, чтобы они походили на клюв вороны (кака), и через них очень медленно втягивается воздух.

Матангини-мудра. Называется также «мудра слона», так как слоны любят входить в воду, втягивать воду хоботом и с силой выталкивать ее наружу, часто перебрасывая хобот за спину. Человек входит в воду по шею, втягивает немного воды носом и выпускает ее через рот. Затем он втягивает воду ртом и выпускает через ноздри.

Мудры соединяют в неразрушимый союз прану и апану. Ниже даны описания некоторых важных мудр.

Махамудра. Надавливая левой пяткой на промежность, крепко держать выпрямленную правую ногу обеими руками и выполнить джаландхара бандху. В результате этого кундали-ни быстро распрямится, подобно змее, сделавшей бросок по шесту. Далее следует задержка дыхания для различных практических целей, и прана поднимается по сушумне. В конце махамудры следует медленно выдохнуть. Надо выполнять рав-

ное количество мудр для правой и

левой ноги.

 

Эта мудра названа махамудрой (великой мудрой), потому что она способна победить смерть. Она излечивает туберкулез, увеличение желез, диспепсию, запоры и некоторые кожные заболевания.

Махабандха. Левую пятку поместите под промежностью, а правую положите на левое бедро; вдохните и выполните джаландхара бандху и мула бандху. Сконцентрируйте свое внимание на сушумне. Задер

жите дыхание, насколько это возможно, и затем медленно выдохните. Выполняйте это сначала для левой стороны, а затем для правой.

Махабандха останавливает движение вверх праны во всех нади и дарует великие сиддхи и сверхъестественные силы. Махабандха побеждает смерть, соединяет три потока, идущих по трем нади: иде, пингале и сушумне, направляет ум в кедара, точку между бровями, называемую обителью Шивы, Шивастханой.

Махаведха. Древние каноны говорят об этой мудре так: «Подобно тому как очарование и красота женщины бесполезны в отсутствии ее мужа, так и махамудра и махабандха бесполезны без ведхи (махаведхи)». Усевшись в махабандхе, после вдоха, с сосредоточенным умом, выполняйте джа-ландхара бандху. Затем, балансируя на ладонях, расположенных на земле, надо аккуратно ударять ягодицами по земле. В результате этого, прана вайю, выходящая из двух нади, иды и пингалы, перейдет в одну — сушумну. Это также приведет к слиянию иды, пингалы и сушумны. Когда произойдет прекращение активности иды и пингалы, наступит мритавастха, после этого надо выдохнуть. Это приносит сиддхи.

Махамудра, махабандха и махаведа побеждают старость и смерть.

В «Хатха-йога-прадипике» говорится: «Медитируя на Высочайшую Шакти с поднятым лицом и повернутым к носоглотке языком, поглощая потоки нектара, истекающего из шестнадцатилепесткового лотоса, расположенного вверху головы, заставляя прану работать, йогин долго живет в теле, податливом как волокно лотоса и свободном от всех болезней».

Випарита-карани. Практика, при которой пупок оказывается выше нёба - мистическое солнце выше мистической луны — называется випарита-карани (перевернутая поза). Это не позволяет амрите, истекающей из луны, сгореть в огне мистического солнца. Только гуру может научить этому. В первый день в этой мудре находятся недолго, день за днем увеличивая время пребывания в ней.

Морщины и седые волосы исчезают через шесть месяцев практики випариты-карани. Тот, кто практикует ее ежедневно по три часа, предотвращает преждевременную смерть.

Ваджроли. Успех в ваджроли достигается в результате постепенного втягивания секреций и семеннойжидкости посредством определенных сокращений и манипуляций органами и мускулами, расположенными в тазовой области. Один из методов заключается во вдувании в уретру воздуха и жидкостей через специальную трубочку.

Согласно йогическому мировоззрению, сохранение бин-ду (семени) отдаляет смерть, продлевает жизнь. Сохраняя бинду, искусный йогин побеждает преждевременную смерть.

Различными учеными делаются различные интерпретации ваджроли мудры. Существуют два варианта — са-хаджоли и амароли.

Шакти чалана. В «Хатха-йога-прадипике» говорится: «Парамешвари (Кундалини) спит, преграждая своим ртом врата, через которые можно достигнуть безупречного жи-лища Брахмы, йогин, сев в ваджрасану, должен расшевелить кундалини и выполнить бхастрика пранаяму. Таким образом кундалини вскоре пробудится.» Посредством шакти чаланы кундалини также поднимается вверх по сушумне.

Мудры, описанные выше, способны наделить сверхъестественными энергиями. Вот что говорится в «Хатха-йога-прадипике»: «Эти десять великих мудр, провозглашенных Шивой, предотвращают старость, препятствуют смерти, даруют восемь сверхъестественных способностей. Они любимы всеми сиддхами, но сложны в выполнении даже для богов».

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МУДР

 

Сейчас трудно сказать, когда или где впервые было систематизировано знание о жестах. Почти все древние культуры в ритуальной практике использовали руки или отдельно правую или левую руку, совершающие некие жесты или пассы. Жестикуляция использовалась на самых ранних этапах развития человеческой мысли —- в религии, искусстве, риторике, при социальном общении и так далее. Известно, что европейские каменщики, строившие прекрасные соборы, а также члены древней торговой гильдии, известные как диони-сийские ремесленники, и отвечающие за возведение древних зданий и сакральных сооружений, использовали особый язык жестов в качестве системы связи и для охраны их тайных совещаний, а также встреч, оберегая свои диалоги от понимания непосвященными.

В индуизме и буддизме насчитываются сотни мудр для духовных практик, церемоний, драм, танцев. Большинство из них по своему характеру глубоко символичны, другие, однако, обладают несомненными метафизическими достоинствами. Есть сотни мудр, предложенных древними йогами и мудрецами: все они основаны на четырех основных положениях руки: открытая ладонь, вогнутая ладонь, сжатый кулак, рука со сжатыми вместе и вытянутыми пальцами.

На Западе изучение жестов в ритуальной практике называется хирономия. Это особенно касается жестов, используемых в тайной символике религиозных ритуалов. В оккультизме каждый жест имеет особое значение и связывается с работой определенной силы. Ритуальные жесты всегда были важной частью религиозных церемоний в древних культурах. Считалось, что с их помощью можно было призывать богов, влиять на окружающий мир и направленно посылать энергию.

 

Первый день Творения (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд). Энергией, исходящей из направленных рук, Господь творит мир.

 

Древние египтяне считали простертую руку фараона воплощением божественной силы, даже на изображениях. При изображении фараонов и богов на фресках или при ваянии статуй мастера изо всех сил старались не исказить их жестикуляцию, поскольку всем были известны рассказы о том, как неправильно изображенные положения рук вызывали нежелательный эффект в физическом мире.

 

Супруга божества

МИСТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ «РУКА»

 

 

Рука в древних языках связывалась с такими понятиями, как плодородие, животворящая сила. Отсюда — ее ассоциации с рождением, которые можно проследить на уровне семантических взаимосвязей:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ РОЖДЕНИЯ
индоевропейский *bhag- древнеиндийский bhaga(«лоно»)
индоевропейский *аr- осетинский аrуn («рожать»)
греческий чейс осетинский kuryn («рожать»)
английский hand индоевропейский *ken(d) («рожать»)
английский диалект dook древнеиндийский tokman («семя, потомство») греческий тйктш («рожать»)
древнеиндийский panih латынь penis
древнеанглийский mund индоевропейский *moud («гениталии»)

Рука изрекает истину, толкует и приказывает; поэтому в древних языках отражена связь длани и уст:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ УСТ
древнеанглийский mund немецкий Mund
индоевропейский *dhuk древнеиндийский dos персидский dos английский диалект и слип duke латынь bocea
английский диалект hommock осетинский kom

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ СЛОВА
древнеиндийский каrа индоевропейский *кег- («говорить»)
русский рука русский диалект реку
индоевропейский * mer- готский merjan («провозглашать»)
древнеиндийский раnih армянский ban

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ ДУХА
индоевропейский *dhuk русский дух литовский dangus(«небо») армянский dik («боги»)
индоевропейский *mer- карийский mas («Бог»)
английский hand ирландский cond («разум») индоевропейский *and («дышать»)
индоевропейский *ghast немецкий Geist
литовский ranka древнеанглийский feorh ирландский еrс («небо»)
древнеиндийский kara греческий чейс латышский gars («душа»)
индоевропейский *ueг- греческий писбнпт («небо»)
латынь manus латынь mens (разум»)
иидосвропсиский ♦bhog- греческий шич i («душа») русский Бог

Одухотворенность жеста, его непосредственную связь с молитвенным обращением к Богу, Высшему Разуму, можно видеть на примерах в таблице выше.

Ладонь и имена Бога

 

Древние посвященные могли простым жестом руки даровать жизнь, колдуны были способны наводить с помощью жестов смерть, порчу:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ жизни
греческий кпса осетинский соегуп («жить»)
готский lofa готский liban («жить»)
индоевропейский *bhag- древнеиндийский bhu («жить»)
индоевропейский *аг- древнеанглийский as («жипнь»)
 
«РУКА» ПОНЯТИЕ СМЕРТИ
индоевропейский ♦dhuk дрсвнеисландский doegja («умирать»
русский рука тохарский sruk («умирать») хеттский ак
индоевропейский * mer- индоевропейский *mer- («умирать»)
древ неиндийский kara прусский gallan

Жесты рук перекликаются с добром и злом, благостью и неправедностью:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ ДОБРА
древнеиндийский литовский
kara géras («хороший»)
литовский индоевропейский
ranke *erg- («хороший»)
индоевропейский индоевропейский
* mer- *mer-, *mar- («чудо»)
греческий греческий
чейс чаейт
  литовский
  kerai («чары»)
  греческий
  плйпт (Солнце»)
  греческий
  grian («Солнце»)
  индоевропейский
  *kelo («радость»)
  английский
  wonder («чудо»)

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ ЗЛА
английский hand индоевропейский m *kad русский гадкий
индоевропейский *bhas- немецкий böse («злой»)
древнеиндийский dos древнеиндийский dus-, dur- («плохой»)
греческий рачхс, русский пакость
латынь mantis древневерхненемецкий mein («лживы й») русский обман
английский диалекс maeg лревнеангл и иски й mag(«плохой»)

Жесты рук перекликаются с добром и злом, благостью и неправедностью:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ ДОБРА
древнеиндийский ЛИТОВСКИЙ
кага géras («хороший»)
ЛИТОВСКИЙ индоевропейски й
ranke *erg- («хороший»)
индоевропейский индоевропейский
"'тег- *тег-, *таг- («чудо»)
греческий греческий
чейс часйт
  литовский
  kerai («чары»)
  греческий
  плйпт (Солнце»)
  греческий
  grian («Солнце»)
  индоевропейский
  *kelo («радость»)
  английский
  wonder («чудо»)

«РУКА»

ПОНЯТИЕ ЗЛА

английский hand

индоевропейский *kad русский гадкий

индоевропейский *bhas-

немецкий böse («злой»)

древнеиндиискии dos

древнеинди иски и dus-, dur- («плохой»)

pa

греческий

"4M

русский пакость

ласы н fa manus

древневерхненемецкий mein («лживый») русский обман

английский л на лек ma eg

л рев псаи г л и некий та р(«плохой»)

 

Жесты рук символизируют вечность, время как уходящую за горизонт бесконечную сущность бытия:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ
индоевропейский * mer- латынь mora
английский hand русский год
греческий чейс древнеиндийский kala
кельтский lam хетский lammar
древнеиндийский panih английский span
 
«РУКА» ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ
индоевропейский *dhuk индоевропейский *dhugh
древнеиндийский каrа греческий кпса
английский hand ирландский ad I латынь fatum
литовский ranka русский рок
индоевропейский *bhag- 1------------------ _____------------------------- S.--------------- ------------- древнеиндийский bhagya

 

Мгновенность действия жеста руки отражена в характерном отождествлении понятий «рука» и «сейчас, теперь, немедленно»:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ НЕМЕДЛЕННОСТИ
тохарский tepär древнеанглийский tah(«палец») русский теперь перст
древнеисланлскиЙ knui («сустав») Английский now Русский ныне *
Древнеиндийский dos Персидский dos Иранский daus ирландский in-dossa

Рука инструмент, связывающий человека со вселенной (из алхимического трактата 17 века)

 

Древние народы были уверены, что руки способны видеть, что им свойственны прозрения, которые они затем переводили в мистические жесты:

 

«РУКА» ПОНЯТИЕ ВИДЕНИЯ
литовский ranka литовский
  regeti («видеть»)
индоевропейский индоевропейский
*mer- *merk- («замечать»)
греческий русский зрение, зреть
чейс  
индоевропейский осетинский
*ghast- coest («глаз»)

 

Энциклопедия мудр 31

ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ ВСЕЛЕННОЙ

 

Существует метод онтологической кинезиологии, определяющий происхождение мудр. Согласно ему, выделяют следующие пять типов жестов, которые кореллируются с пятью первоэлементами Вселенной:

- исторические, чье значение утрачено;

· исторические, чье значение сохранилось (например, положение рук Христа, святых);

· используемые в религиозных, магических ритуалах, при целительстве (например, индийские, тибетские мудры);

- созданные современной человеческой мыслью;

- вдохновленные свыше, или полученные от Творца. Человеческое тело, подобно Вселенной, состоит из пяти

первоэлементов (таттв). Эти элементы проявляют свои качества как тонкие таттвы запаха, вкуса, зримой формы, осязания и звука. Таттвы — это существенные элементы, или фундаментальные принципы. Слово таттва происходит от комбинации слов mam (это; Божество) и твам (ты; индивидуальность). Таким образом, таттва есть сущность, реальное существование чего-либо. «Тат твам аси» «Это (вселенная) есть ты».

Само деление физической Вселенной на пять таттв возникло в индийской философской школе примерно в 700 г. до н.э. От пяти таттв произошли все формы физической вселенной. Формы основных таттв: точка, круг, треугольник, полумесяц, квадрат. Они соответствуют циклу пяти элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.

 

ЭЛЕМЕНТ ОРГАН ЧУВСТВО МАНТРА ФОРМА ЦВЕТ  
эфир уши слух ХАМ точка бесцветный  
воздух кожа осязание ЙАМ полумесяц темный  
огонь глаза зрение РАМ греугольник красный  
вода язык вкус ВАМ круг голубой  
земля нос обоняние ЛАМ квалраг желтым  
Связь пальцев с чакрами   АКАША эфир ВАЙЮ воздух АГНИ (ТЕДЖАС) ОГОНЬ АПАС вода ПРИТХИВИ земля
чакра аджна вишуддха манипура свадхиштхана муладхара
символика вечная мудрость Паранормальные способности магия ко


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: