Цель работы: овладеть методикой оценки устойчивости внимания. Оснащение: карта цифр.
Ход работы. Для выполнения работы используют карту цифр, где в разном порядке расположены написанные разными шрифтами цифры от 1 до 90. Испытуемые по команде экспериментатора, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз находят цифры по порядку. При этом отмечают время, потребовавшееся для обнаружения цифр от 1 до 90. По времени оценивают степень устойчивости произвольного внимания. При тренировке время выполнения данного задания уменьшается.
Рис. 3. Карта цифр для определения степени устойчивости внимания
Оценка результатов: менее 15 мин. - высокая степень устойчивости внимания; 15-22 мин. - хорошая устойчивость; 22-30 мин. - удовлетворительная устойчивость; более 30 мин. - низкая устойчивость.
Оформление опыта. Оцените устойчивость своего внимания по предложенной методике.
Тема 3. РЕЧЬ
Теоретические сведения
Речь - это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложившийся способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, т.е. посредством языка. Речь — это психофизиологическая функция человека, обеспечивающая возможность общения посредством звуков, знаков и символов.
Человек отличается от животного наличием речи, т.е. способности выражать свое внутреннее состояние с помощью слова или совокупности слов.
Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П.Павлов предложил называть первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве материальной основы первой сигнальной системы. Первая сигнальная система - это совокупность нейронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех конкретных сенсорных сигналов внешней и внутренней среды.
Человек воспринимает внешний мир так же, как и животные - на основе деятельности первой сигнальной системы. Но, помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы действительности, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в него смыслом, слово, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П.Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладающих смыслом). Вторая сигнальная система - это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сигналов, т.е. как сигнала второй сигнальной системы.
Для животного слово представляет собой набор звуковых волн и является раздражителем первой сигнальной системы, на который можно выработать условный рефлекс. Однако слово для животного не несет смысловой нагрузки. Например, если выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки и человека на звонок и должным образом закрепить его, а затем звучание звонка заменить словом «звонок», то у человека слюноотделение произойдет, а у собаки нет. Для человека звучание звонка (конкретный раздражитель) и слово «звонок» (обозначение конкретного раздражителя или абстракция от реального раздражителя) одинаковы в качестве условных раздражителей. Для собаки слово «звонок» - набор звуковых волн.
У человека слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возникающими под воздействием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова, обозначающие конкретные раздражители. Таким образом, слова приобретают смысл на основе механизма установления условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретные раздражители окружающей среды, становясь их символами. Иначе говоря, слово, обладающее смыслом, является абстракцией конкретного раздражителя, его символом, заменителем. И на этот заменитель можно вырабатывать бесконечное количество условных рефлексов.
У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое «внутренней речью». Таким образом, речь является многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Выполнение различных актов речевой деятельности связано с определенными структурами высших отделов мозга человека. Эти структуры, названные центрами речи, были выявлены в клинических наблюдениях и обозначены по имени описавших их исследователей. Так, двигательный центр речи Брока, поражение которого вызывает расстройство движений, осуществляющих устную речь, находится у основания нижней фронтальной извилины. Слуховой центр речи Вернике, при повреждении которого теряется способность понимать смысл услышанных слов, занимает заднюю треть верхней височной извилины. Оптический центр речи, патология которого лишает человека возможности узнавать написанное, расположен в ангулярной извилине. Моторный центр письменной речи расположен в зоне третьей лобной извилины, рядом с моторным центром мышц кисти правой руки.
Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь является средством непосредственного прямого общения, а письменная речь позволяет накапливать знания и является средством опосредованного общения во времени и в пространстве. Внутренняя речь (речь для себя, молчаливое обдумывание) не предназначена для сообщения.
Выделяют три функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
Коммуникативная функция речи предполагает воздействие одного организма на другой, при котором происходит установление контакта между ними, приводящее к изменению поведения одного из участников коммуникации либо к неизменности поведений при возможности изменения ситуации. Коммуникация на основе речи осуществляется на базе специфических систем связи. Выделяют несколько функций речевой коммуникативной системы: информационную, императивную и запрещающую. Информационная функция коммуникации - это передача информации о состоянии самого источника сообщения. Императивная функция - это передача сигналов, позволяющих координировать действия участников коммуникации. Запрещающая функция коммуникации направлена на передачу сигналов, которые поддерживают неизменным поведение участников коммуникации.
При общении в ходе передачи речевого сообщения человек указывает на предмет и высказывает свое суждение о нем. Императивная и запрещающая функции речевой коммуникации определяют процесс влияния (побуждения) другого индивида к изменению поведения. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.
Регулирующая функция речи реализуется в осознанных формах психической деятельности. Отличительной ее чертой является произвольная направленность. Речь формирует произвольное, волевое поведение человека. Сначала с помощью речи человек обучается регулировать поведение другого индивида, затем эти же приемы он использует для регуляции собственного поведения. В результате преобразования внешней речи во внутреннюю последняя становится тем механизмом, посредством которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
Программирующая функция речи состоит в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений. При этом происходит переход от замысла речевого высказывания к внешней развернутой речевой реакции. В основе этого процесса лежат механизмы программирования речевого высказывания, которые реализуются с помощью внутренней речи. Эти механизмы сходны с теми, что используются и при организации двигательных актов.
Речевая деятельность - это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает понимание речи для установления смысла сообщения.
Среди когнитивных процессов речь занимает особое положение, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует вербализации информации, получаемой человеком.
После открытия в левом полушарии моторного центра (Брока) и сенсорного центра речи (центр Вернике) это полушарие стали рассматривать доминирующим в отношении речевой функции и мышления. Под влиянием наблюдений за больными людьми с перерезкой спаек (комиссур) переднего мозга («расщепленный мозг») стала складываться концепция о частичном доминировании полушарий мозга человека. Согласно этой концепции, левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, правое - пространственно-синтетических.
Существует пять основных различий полушарного доминирования у человека: вербально-невербальное, время-пространство, анализ-синтез, последовательное-одновременное восприятие, абстрактное и конкретное узнавание.
Межполушарные различия
Левое полушарие | Правое полушарие |
Роль межполушарной асимметрии в организации речи | |
• Обнаружение артикуляционных звуков речи • Опознание артикуляционных звуков речи • Восприятие звуков речи • Генерация звуков речи • Обеспечение высокого уровня речевой активности | • Опознание интонаций • Опознание шумов • Опознание музыкальных мелодий •Выделение речевого сигнала из шума • Опознание по голосу • Модуляция частоты голоса • Понимание устной речи • Понимание написанных слов |
Роль межполушарной асимметрии в организации мыслительных процессов | |
• Понятийное мышление • Вербальные стимулы • Анализ • Логика • Речь | • Образное мышление • Невербальные стимулы • Синтез • Интуиция • Пространственная ориентация |
Межполушарная асимметрия и сознание | |
Сознательное (коммуникация, осознание события, принятие суждения о событии) | Бессознательное (самооценка, самосознание, чувство «я») |
Межполушарная асимметрия и восприятие | |
Восприятие деталей (цвет, штрихи, мельчайшие подробности) | Восприятие целиком (форма, объем) |
Выделяют несколько видов функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемой полушарием мозга, называется моторной асимметрией. Неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, именуется сенсорной асимметрией. Специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности обозначается как психическая асимметрия.
Так, человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуще двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. Правополушарный человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.
И.П.Павлов выделял два типа высшей нервной деятельности человека, которые сейчас могут рассматриваться с позиции межполушарной асимметрии: мыслительный тип с преобладанием второй (речевой) сигнальной системы - преимущественно левополушарный и художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы конкретных образов - преимущественно правополушарный человек.
Правое полушарие ответственно за творчество и управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Моцарт и Бетховен, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестр Сталлоне и Джулия Робертс.
Известный французский композитор Морис Равель в возрасте 57 лет попал в аварию и получил травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись.
В 1861 году знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария головного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Состояние, при котором человек теряет способность говорить, но при этом нормально читает, пишет, понимает то, что ему говорят, называют афазией Брока.
Открытия П.Брока положили начало многочисленным исследованиям. В 1981 году американскому неврологу Р.У.Сперри была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга». Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии.
Рис. 1. Топографическое расположение моторного (зона Брока, I), слухового (зона Вернике, II) и зрительного (III) центров речи левого полушария мозга
В последнее время получает признание концепция о взаимодополняющем сотрудничестве двух полушарий и преимуществе отдельного полушария лишь в определенные стадии той или иной нервно-психической деятельности, а не всей функции в целом. Правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, зрительно-пространственный анализ стимулов в полушарии передается в левое полушарие (в моторный «центр речи»), где происходит окончательный, высший семантический анализ и осознание раздражения.
Согласно концепции В.Л.Бианки в процессе обучения правое полушарие работает по принципу дедукции, т.е. сначала осуществляет синтез, а затем анализ; левое же полушарие функционирует по принципу индукции, сначала анализирует раздражители, а затем синтезирует их.
Лабораторная работа 8
Определение индивидуального профиля асимметрии мозга
Цель работы: овладеть методикой определения индивидуального профиля асимметрии.
Ход работы. У человека чаще всего нет явного подавляющего доминирования одного из полушарий. Это выявляется при увеличении количество применяемых тестов и носит название индивидуального профиля асимметрии. Предлагаемые методы тестирования индивидуального профиля асимметрии не требует специального оснащения. Тесты характеризуют либо двигательную сферу (асимметрия рук, ног), либо сенсорную (зрение, слух и т.д.). Все параметры измеряются в единой шкале:
Левый признак - -1 балл;
Нечетко выраженный левый —0,5 балла;
Не определенный - 0 баллов;
Нечетко выраженный правый - +0,5 балла;
Правый признак - +1 балл.
I. Двигательная (моторная) асимметрия (ДА) Задание 1. Асимметрия рук (АР)
а) Тест «Замок». Предлагается сцепить пальцы рук в замок. Доминирует рука, большой палец которой оказался сверху.
б) Тест «Хлопок». Предлагается похлопать в ладоши (как в цирке, театре, концерте). Рука, которая движется активнее и сверху - доминирует.
в) Тест «Поза Наполеона». Предлагается сложить руки на груди. Рука, которая захватывает плечо, является доминирующей.
г) Тест «Аннет»:
1. «Пишущая рука». Предлагается определить, какой рукой человек пишет или рисует (если обеими, то какой чаще - эта ведущая).
2. «Ножницы». Какой рукой человек режет ножницами.
3. «Спички». Какой рукой чиркает спичкой.
4. «Нитки». Какой рукой вдевает нитку в иголку.
5. «Карты». Какой рукой раздает карты.
6. «Часы». Какой рукой заводит часы.
7. «Мяч». Какой рукой ловит и бросает мяч.
8. «Ракетка». В какой руке держит теннисную ракетку.
9. «Нож». Какой рукой держит нож.
10. «Крышка». Какой рукой отвинчивает крышку.
11. «Молоток». В какой руке держит молоток.
12. «Зубная щетка». В какой руке держит зубную щетку.
д) Тест «Центр письма». Предлагается взять в руки ручку (карандаш) и написать любую букву, слово. Если при этом рука загибается крючком внутрь, то центр письма находится полатерально (в противоположном полушарии) центру управления рукой. Соответственно проставляются баллы асимметрии (по сравнению с тестом «Пишущая рука»).
Задание 2. Асимметрия ног (АН)
а) Тест «Закидывание ног». Предлагается сидя закинуть ногу на ногу. Нога, которая оказывается сверху - ведущая.
б) Тест «Шаг». Предлагается сделать шаг из положения стоя, ноги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад; ведущая та нога, которая делает шаг.
в) Тест «Прыжок». Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога.
II. Сенсорная асимметрия (СА)
Задание 1. Асимметрия зрения (АЗ)
а) Тест «Память». Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм. При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обследуемому. Доминирующей является сторона, в которую уводят глаза при «вспоминании».
б) Тест «Прицеливание». Предлагается взять карандаш (ручку) и поместить его вертикально на вытянутой руке (проба Розенбаха). Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза испытуемому (рукой, ширмочкой). Глаз, при закрытии которого объект сдвигает максимально - ведущий.
Задание 2. Асимметрия слуха (АС)
а) Тест «Часы». Перед обследуемым на стол кладутся механические часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо - ведущее.
б) Тест «Телефон». Ведущим является ухо, к которому чаще подносят телефонную трубку при разговоре.
Задание 3. Тактильная асимметрия (ТА)
а) Тест «Кисть». Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес, при этом глаза должны быть закрытыми. Кисть, которая ощущается тяжелой (больше) - ведущая.
б) Тест «Щека». Необходима акварельная или косметическая кисточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, которая ощущает касание сильнее - ведущая.
Оценка результатов 1. Оцените функциональную асимметрию каждого анализатора (по каждому заданию) по формуле:
При таком расчете оценка будет находиться в интервале от -1 (полная левизна) до +1 (полная правизна).
Оценку асимметрии можно произвести в процентах, при этом полученное число умножается на 100 (например, 0,4х100%).
2. Определите функциональную асимметрию моторики и сенсорики в условных единицах и в процентах.
Асимметрия сенсорики (СА) определяется по формуле:
3. Определите общую функциональную асимметрию (ОФА) по формуле:
Асимметрия моторики (ДА) определяется по формуле:
4. Рассчитайте значение ОФА в процентах (ОФАх100%).
Можно выделить условные (в процентах) границы основных типов асимметрии:
1. от -100% до -50% - полное или почти полное левшество;
2. от -50% до -10% - сильное левшество;
3. от -10% до +10% - амбидекстр (не определенный);
4. от +10% до +50% - (выраженное) правшество;
5. от+50% до +100% - сильное (полное правшество).
Оформление опыта. Все расчеты занести в протокол. Сделать выводы о характере индивидуального профиля асимметрии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб.: Издательство Лань, 2002.
2. Воронин Л.Г Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Высшая школа, 1979.
3. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1977.
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 2002.
5. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
6. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. - М.: Высшая школа, 1986.
7. Лабораторный практикум по физиологии нервной системы: Учебное пособие. /Т.С.Копосова, Н.В.Звягина, С.Ф.Лукина и др. - Архангельск: Поморский университет, 2004.
8. Методическая разработка лабораторных занятий по возрастной физиологии и школьной гигиене /Сост. Абдрашитов Ф.Г., Порман О.Н., Феоктистова С.В., Вирпша Л.В. - Уфа: Изд-во БГПУ, 1988.
9. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: Издательский центр Академия, 2000.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
11. Физиология человека и животных /Под ред. проф. Ноздрачева А.Д. Кн. 1,2. - М.: Высшая школа, 1991.
12. Физиология человека. Задачи и упражнения: учеб. пособие /Под ред. Ю.И.Савченко. Изд. 2-е, испра. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс.; Красноярск: Издательские проекты, 2007.
Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. - М.: Медицинская книга, -Н.Новгород.: Изд-во НГ