Оценка устойчивости внимания




Цель работы: овладеть методикой оценки устойчивости внимания. Оснащение: карта цифр.

Ход работы. Для выполнения работы используют карту цифр, где в раз­ном порядке расположены написанные разными шрифтами цифры от 1 до 90. Испытуемые по команде экспериментатора, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз находят цифры по порядку. При этом отмечают время, потребовавшееся для обнаружения цифр от 1 до 90. По времени оценивают степень устойчивости произвольного внимания. При тренировке время выполнения данного задания уменьшается.

Рис. 3. Карта цифр для определения степени устойчивости внимания

 

Оценка результатов: менее 15 мин. - высокая степень устойчивости внимания; 15-22 мин. - хорошая устойчивость; 22-30 мин. - удовлетвори­тельная устойчивость; более 30 мин. - низкая устойчивость.

Оформление опыта. Оцените устойчивость своего внимания по предложенной методике.

 

 

Тема 3. РЕЧЬ

Теоретические сведения

Речь - это основная форма сознания людей, которая представляет со­бой исторически сложившийся способ общения людей с помощью звуко­вых и зрительных знаков, т.е. посредством языка. Речь — это психофизио­логическая функция человека, обеспечивающая возможность общения по­средством звуков, знаков и символов.

Человек отличается от животного наличием речи, т.е. способности выражать свое внутреннее состояние с помощью слова или совокупности слов.

Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздей­ствий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Со­вокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П.Павлов предло­жил называть первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве материальной основы первой сигнальной системы. Первая сигнальная система - это совокупность ней­ронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех конкретных сенсорных сигналов внешней и внутренней среды.

Человек воспринимает внешний мир так же, как и животные - на основе деятельности первой сигнальной системы. Но, помимо этого, чело­век воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной систе­мы действительности, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в него смыслом, слово, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действи­тельности И.П.Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначе­ниями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (ана­лиз и синтез слов, обладающих смыслом). Вторая сигнальная система - это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сиг­налов, т.е. как сигнала второй сигнальной системы.

Для животного слово представляет собой набор звуковых волн и яв­ляется раздражителем первой сигнальной системы, на который можно вы­работать условный рефлекс. Однако слово для животного не несет смысло­вой нагрузки. Например, если выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки и человека на звонок и должным образом закрепить его, а затем звучание звонка заменить словом «звонок», то у человека слюно­отделение произойдет, а у собаки нет. Для человека звучание звонка (кон­кретный раздражитель) и слово «звонок» (обозначение конкретного раз­дражителя или абстракция от реального раздражителя) одинаковы в каче­стве условных раздражителей. Для собаки слово «звонок» - набор звуко­вых волн.

У человека слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возникающими под воздействием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова, обозначающие конкретные раздражители. Таким образом, слова приобретают смысл на основе механизма установления условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате образования таких свя­зей слова могут заменить конкретные раздражители окружающей среды, становясь их символами. Иначе говоря, слово, обладающее смыслом, яв­ляется абстракцией конкретного раздражителя, его символом, замени­телем. И на этот заменитель можно вырабатывать бесконечное количество условных рефлексов.

У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и цен­тральное звено, именуемое «внутренней речью». Таким образом, речь яв­ляется многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Выполнение различных актов речевой де­ятельности связано с определенными структурами высших отделов мозга человека. Эти структуры, названные центрами речи, были выявлены в клинических наблюдениях и обозначены по имени описавших их исследо­вателей. Так, двигательный центр речи Брока, поражение которого вы­зывает расстройство движений, осуществляющих устную речь, находится у основания нижней фронтальной извилины. Слуховой центр речи Вернике, при повреждении которого теряется способность понимать смысл услышанных слов, занимает заднюю треть верхней височной извилины. Оптический центр речи, патология которого лишает человека возможно­сти узнавать написанное, расположен в ангулярной извилине. Моторный центр письменной речи расположен в зоне третьей лобной извилины, ря­дом с моторным центром мышц кисти правой руки.

Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь является сред­ством непосредственного прямого общения, а письменная речь позволяет накапливать знания и является средством опосредованного общения во времени и в пространстве. Внутренняя речь (речь для себя, молчаливое об­думывание) не предназначена для сообщения.

Выделяют три функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция речи предполагает воздействие одного организма на другой, при котором происходит установление контакта меж­ду ними, приводящее к изменению поведения одного из участников ком­муникации либо к неизменности поведений при возможности изменения ситуации. Коммуникация на основе речи осуществляется на базе специфи­ческих систем связи. Выделяют несколько функций речевой коммуника­тивной системы: информационную, императивную и запрещающую. Ин­формационная функция коммуникации - это передача информации о со­стоянии самого источника сообщения. Императивная функция - это пере­дача сигналов, позволяющих координировать действия участников комму­никации. Запрещающая функция коммуникации направлена на передачу сигналов, которые поддерживают неизменным поведение участников ком­муникации.

При общении в ходе передачи речевого сообщения человек указыва­ет на предмет и высказывает свое суждение о нем. Императивная и запре­щающая функции речевой коммуникации определяют процесс влияния (побуждения) другого индивида к изменению поведения. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.

Регулирующая функция речи реализуется в осознанных формах пси­хической деятельности. Отличительной ее чертой является произвольная направленность. Речь формирует произвольное, волевое поведение челове­ка. Сначала с помощью речи человек обучается регулировать поведение другого индивида, затем эти же приемы он использует для регуляции соб­ственного поведения. В результате преобразования внешней речи во вну­треннюю последняя становится тем механизмом, посредством которого че­ловек овладевает собственными произвольными действиями.

Программирующая функция речи состоит в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений. При этом происходит переход от замысла речевого высказывания к внешней развернутой речевой реакции. В основе этого процесса лежат механизмы программирования речевого высказывания, которые реализуются с помо­щью внутренней речи. Эти механизмы сходны с теми, что используются и при организации двигательных актов.

Речевая деятельность - это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает понима­ние речи для установления смысла сообщения.

Среди когнитивных процессов речь занимает особое положение, по­скольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует вербализации информации, по­лучаемой человеком.

После открытия в левом полушарии моторного центра (Брока) и сен­сорного центра речи (центр Вернике) это полушарие стали рассматривать доминирующим в отношении речевой функции и мышления. Под влияни­ем наблюдений за больными людьми с перерезкой спаек (комиссур) перед­него мозга («расщепленный мозг») стала складываться концепция о ча­стичном доминировании полушарий мозга человека. Согласно этой кон­цепции, левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, правое - пространственно-синтетических.

Существует пять основных различий полушарного доминирования у человека: вербально-невербальное, время-пространство, анализ-синтез, по­следовательное-одновременное восприятие, абстрактное и конкретное узнавание.

Межполушарные различия

Левое полушарие Правое полушарие
Роль межполушарной асимметрии в организации речи
• Обнаружение артикуляционных звуков речи • Опознание артикуляционных звуков речи • Восприятие звуков речи • Генерация звуков речи • Обеспечение высокого уровня речевой активности • Опознание интонаций • Опознание шумов • Опознание музыкальных мелодий •Выделение речевого сигнала из шума • Опознание по голосу • Модуляция частоты голоса • Понимание устной речи • Понимание написанных слов
Роль межполушарной асимметрии в организации мыслительных процессов
• Понятийное мышление • Вербальные стимулы • Анализ • Логика • Речь • Образное мышление • Невербальные стимулы • Синтез • Интуиция • Пространственная ориентация
Межполушарная асимметрия и сознание
Сознательное (коммуникация, осознание события, принятие суждения о событии) Бессознательное (самооценка, самосознание, чувство «я»)
Межполушарная асимметрия и восприятие
Восприятие деталей (цвет, штрихи, мельчайшие подробности) Восприятие целиком (форма, объем)

 

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий. Неодина­ковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляе­мой полушарием мозга, называется моторной асимметрией. Неравно­значность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, именуется сенсорной асиммет­рией. Специализация полушарий мозга в отношении различных форм пси­хической деятельности обозначается как психическая асимметрия.

Так, человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуще двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. Правополушарный человек тяготеет к конкрет­ным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, наделен способ­ностью тонко чувствовать и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.

И.П.Павлов выделял два типа высшей нервной деятельности челове­ка, которые сейчас могут рассматриваться с позиции межполушарной асимметрии: мыслительный тип с преобладанием второй (речевой) сиг­нальной системы - преимущественно левополушарный и художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы конкретных образов - преимущественно правополушарный человек.

Правое полушарие ответственно за творчество и управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гени­ев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и На­полеон Бонапарт, Моцарт и Бетховен, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Силь­вестр Сталлоне и Джулия Робертс.

Известный французский композитор Морис Равель в возрасте 57 лет попал в аварию и получил травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, крити­ковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, запи­сывать музыку или читать нотную запись.

В 1861 году знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария голов­ного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигатель­ной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, полу­чил название зоны Брока. Состояние, при котором человек теряет способ­ность говорить, но при этом нормально читает, пишет, понимает то, что ему говорят, называют афазией Брока.

Открытия П.Брока положили начало многочисленным исследовани­ям. В 1981 году американскому неврологу Р.У.Сперри была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга». Разделение познава­тельных функций каждого из полушарий получило название функцио­нальной асимметрии.

Рис. 1. Топографическое расположение моторного (зона Брока, I), слухо­вого (зона Вернике, II) и зрительного (III) центров речи левого полушария мозга

 

В последнее время получает признание концепция о взаимодополня­ющем сотрудничестве двух полушарий и преимуществе отдельного полу­шария лишь в определенные стадии той или иной нервно-психической дея­тельности, а не всей функции в целом. Правое полушарие быстрее, чем ле­вое, обрабатывает поступающую информацию, зрительно-пространствен­ный анализ стимулов в полушарии передается в левое полушарие (в мотор­ный «центр речи»), где происходит окончательный, высший семантиче­ский анализ и осознание раздражения.

Согласно концепции В.Л.Бианки в процессе обучения правое полу­шарие работает по принципу дедукции, т.е. сначала осуществляет синтез, а затем анализ; левое же полушарие функционирует по принципу индукции, сначала анализирует раздражители, а затем синтезирует их.

 

 

Лабораторная работа 8

Определение индивидуального профиля асимметрии мозга

Цель работы: овладеть методикой определения индивидуального профиля асимметрии.

Ход работы. У человека чаще всего нет явного подавляющего доминиро­вания одного из полушарий. Это выявляется при увеличении количество применяемых тестов и носит название индивидуального профиля асиммет­рии. Предлагаемые методы тестирования индивидуального профиля асим­метрии не требует специального оснащения. Тесты характеризуют либо двигательную сферу (асимметрия рук, ног), либо сенсорную (зрение, слух и т.д.). Все параметры измеряются в единой шкале:

Левый признак - -1 балл;

Нечетко выраженный левый —0,5 балла;

Не определенный - 0 баллов;

Нечетко выраженный правый - +0,5 балла;

Правый признак - +1 балл.

I. Двигательная (моторная) асимметрия (ДА) Задание 1. Асимметрия рук (АР)

а) Тест «Замок». Предлагается сцепить пальцы рук в замок. Домини­рует рука, большой палец которой оказался сверху.

б) Тест «Хлопок». Предлагается похлопать в ладоши (как в цирке, театре, концерте). Рука, которая движется активнее и сверху - доминирует.

в) Тест «Поза Наполеона». Предлагается сложить руки на груди. Рука, которая захватывает плечо, является доминирующей.

г) Тест «Аннет»:

1. «Пишущая рука». Предлагается определить, какой рукой человек пишет или рисует (если обеими, то какой чаще - эта ведущая).

2. «Ножницы». Какой рукой человек режет ножницами.

3. «Спички». Какой рукой чиркает спичкой.

4. «Нитки». Какой рукой вдевает нитку в иголку.

5. «Карты». Какой рукой раздает карты.

6. «Часы». Какой рукой заводит часы.

7. «Мяч». Какой рукой ловит и бросает мяч.

8. «Ракетка». В какой руке держит теннисную ракетку.

9. «Нож». Какой рукой держит нож.

10. «Крышка». Какой рукой отвинчивает крышку.

11. «Молоток». В какой руке держит молоток.

12. «Зубная щетка». В какой руке держит зубную щетку.

д) Тест «Центр письма». Предлагается взять в руки ручку (каран­даш) и написать любую букву, слово. Если при этом рука загибается крюч­ком внутрь, то центр письма находится полатерально (в противоположном полушарии) центру управления рукой. Соответственно проставляются бал­лы асимметрии (по сравнению с тестом «Пишущая рука»).

Задание 2. Асимметрия ног (АН)

а) Тест «Закидывание ног». Предлагается сидя закинуть ногу на ногу. Нога, которая оказывается сверху - ведущая.

б) Тест «Шаг». Предлагается сделать шаг из положения стоя, ноги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад; ведущая та нога, которая делает шаг.

в) Тест «Прыжок». Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога.

 

II. Сенсорная асимметрия (СА)

Задание 1. Асимметрия зрения (АЗ)

а) Тест «Память». Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм. При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обследуемому. Домини­рующей является сторона, в которую уводят глаза при «вспоминании».

б) Тест «Прицеливание». Предлагается взять карандаш (ручку) и по­местить его вертикально на вытянутой руке (проба Розенбаха). Затем при­целиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза испытуемому (ру­кой, ширмочкой). Глаз, при закрытии которого объект сдвигает максималь­но - ведущий.

 

Задание 2. Асимметрия слуха (АС)

а) Тест «Часы». Перед обследуемым на стол кладутся механические часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо - ведущее.

б) Тест «Телефон». Ведущим является ухо, к которому чаще подно­сят телефонную трубку при разговоре.

Задание 3. Тактильная асимметрия (ТА)

а) Тест «Кисть». Предлагается развернуть перед собой кисти рук ла­донями вверх и ощутить их вес, при этом глаза должны быть закрытыми. Кисть, которая ощущается тяжелой (больше) - ведущая.

б) Тест «Щека». Необходима акварельная или косметическая ки­сточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, которая ощущает ка­сание сильнее - ведущая.

Оценка результатов 1. Оцените функциональную асимметрию каждого анализатора (по каждому заданию) по формуле:

При таком расчете оценка будет находиться в интервале от -1 (полная левизна) до +1 (полная правизна).

Оценку асимметрии можно произвести в процентах, при этом полу­ченное число умножается на 100 (например, 0,4х100%).

2. Определите функциональную асимметрию моторики и сенсорики в условных единицах и в процентах.

Асимметрия сенсорики (СА) определяется по формуле:

3. Определите общую функциональную асимметрию (ОФА) по форму­ле:

Асимметрия моторики (ДА) определяется по формуле:

4. Рассчитайте значение ОФА в процентах (ОФАх100%).

Можно выделить условные (в процентах) границы основных типов асимметрии:

1. от -100% до -50% - полное или почти полное левшество;

2. от -50% до -10% - сильное левшество;

3. от -10% до +10% - амбидекстр (не определенный);

4. от +10% до +50% - (выраженное) правшество;

5. от+50% до +100% - сильное (полное правшество).

Оформление опыта. Все расчеты занести в протокол. Сделать выво­ды о характере индивидуального профиля асимметрии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб.: Издательство Лань, 2002.

2. Воронин Л.Г Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Выс­шая школа, 1979.

3. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1977.

4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятель­ности. - М.: Учебная литература, 2002.

5. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах: Учеб­ное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

6. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. - М.: Высшая школа, 1986.

7. Лабораторный практикум по физиологии нервной системы: Учебное пособие. /Т.С.Копосова, Н.В.Звягина, С.Ф.Лукина и др. - Архан­гельск: Поморский университет, 2004.

8. Методическая разработка лабораторных занятий по возрастной фи­зиологии и школьной гигиене /Сост. Абдрашитов Ф.Г., Порман О.Н., Феоктистова С.В., Вирпша Л.В. - Уфа: Изд-во БГПУ, 1988.

9. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность де­тей и подростков. - М.: Издательский центр Академия, 2000.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

11. Физиология человека и животных /Под ред. проф. Ноздрачева А.Д. Кн. 1,2. - М.: Высшая школа, 1991.

12. Физиология человека. Задачи и упражнения: учеб. пособие /Под ред. Ю.И.Савченко. Изд. 2-е, испра. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс.; Красно­ярск: Издательские проекты, 2007.

Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической де­ятельности и поведения человека. - М.: Медицинская книга, -Н.Нов­город.: Изд-во НГ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: