МОУ «Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«Солнышко»
За июнь 2010года
Главную задачу школа видит в социализации воспитанников, создании им условий социальной защищенности, представлений им возможности самореализации как в школе, так и в последующей жизни.
В летний период в школе для учеников 1-8 классов организуется оздоровительный лагерь «Солнышко». Лагерь состоит из трёх профильных отрядов. Всего оздоровлено в пришкольном лагере 63 человека.
Целью программы лагеря было создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
Перед педагогами стояли следующие задачи:
а) Профилактика физического и психологического здоровья детей путем осуществления комплекса медицинских, социальных и физкультурно-спортивных мероприятий.
б) Организовывать значимую общественно-полезную деятельность и активный отдых детей, способствовать развитию лидерских и организаторских качеств подростков.
в) Продолжить целенаправленную деятельность школьных кружков в летний период, использовать многообразие методов и форм организации отдыха и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Реализация программы лагеря проходила по 5 проектным линиям.
1 линия. Создание условий для развития лидерских качеств. Эта линия рассматривается как продолжение реализации воспитательных программ, существующих в школе. В жизнедеятельности лагеря педагоги опирались отряд «волонтёров».
Работа в лагере основывалась на принципах самоуправления. Кураторами отрядов становились ребята, работавшие в течение учебного года в клубе «Эдельвейс». Эти ребята владеют методикой организации КТД, основами педагогики и психологии. Они были готовы взять на себя функции лидеров отрядов и успешно справились с возложенными на них задачами. Каждый день в отрядах избирались дежурные командиры, которые становились помощниками кураторов отрядов и координаторов смены, участвовали в планёрках. Таким образом, многие ребята смогли попробовать себя в качестве лидеров, руководителей. Педагоги, работавшие в лагере, выражают уверенность, что ребята, активно участвовавшие в лагерной смене, продолжат работу в активе школы в следующем учебном году.
В ходе игры «Марафон талантов» каждый ребёнок в лагере проявил себя как творческая личность.
Был разработан механизм обратной связи. Мониторинг-карта – это та форма обратной связи, которая в условиях лагеря позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня в отрядном круге отрядами заполнялись мониторинг-карты, куда записывались позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализировали качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа работал листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. 3 раза в смену проводилось анкетирование детей, которое позволило судить об удовлетворенности детей проводимыми мероприятиями, выявить оправдание ожиданий.
2 линия. Создание условий для расширения интеллектуальных способностей. В течение лагерной смены проводились занятия по математике (студента педагогического колледжа Пацула Е.Ю.), в форме лекций, семинаров, математических боев, олимпиад, интеллектуальных игр, викторин. Работал компьютерный класс (руководитель – учитель Гаан М.Г.). Задачи работы компьютерного класса - закрепление знаний и навыков работы детей на компьютерах, развитие логического мышления, воспитание чувства коллективизма, общения, знакомство с основами работы с прикладными программами, расширить сферу изучения программного обеспечения.
Ребята посещали сельскую и школьную библиотеку, работники которых проводили викторины и интеллектуальные игры.
3 линия. Формирование здорового образа жизни. Занятия по пропаганде здорового образа жизни проводила учитель школы Саранчукова Г.Н. В лагере под руководством Галины Николаевны проходили подвижные игры на открытом воздухе (футбол, баскетбол, волейбол). Работала творческая мастерская «Школа выживания», руководитель – учитель Подсадняя Л.И.
Педагоги, работающие в профильном отряде «Светофор» проводили интересные мероприятия по правилам дорожного движения.
4 линия. Создание условий для развития творческих способностей детей. Участвуя в занятиях и общественных делах лагеря, учащиеся выбирали то, что действительно важно для них, то, что они более всего ценят. Это обеспечивало целостность их личности, позволяло понять и составить свое отношение к окружающей действительности. В целях обеспечения доверительной, нерегламентированной формы общения отряды комплектовались по желанию детей. Для этого в конце учебного года была проведена диагностика интеллектуальных и эмоциональных предпочтений детей, на основе анализа которой сформированы отряды. Было сформировано 3 разновозрастных отряда. Такая организация позволила снять проблемы адаптации в коллективе, избежать негативные проявления дезадаптации и ускорила формирование детского коллектива.
В лагере реализовывалась система психологических занятий «Привет, индивидуальность!» под руководством инспектора по охране прав детства Гаан М.Г. Учитывая возможности организации летнего отдыха, одним из основных принципов работы считался индивидуальный подход к ребенку. В связи с этим в лагере особое внимание уделялась детям «группы риска», имеющим различные проблемы личностного развития. Учитывая психологические особенности детей, педагогами разработаны тренинги, направленные на создание благоприятных условий для самовыявления, самоанализа и самопринятия особенностей личности, выявление резервов для снятия проблем в личном плане. Участвуя в работе тренинга личностного роста, ребенок постепенно понимает, что главное – принять себя таким, каким ты есть сегодня; одновременно понять и признать свои достоинства и недостатки и активизировать творческий потенциал для личностного роста.
5 линия. Создание условий для формирования чувства патриотизма и личной ответственности за будущее России. В условиях лагеря продолжал свою работу школьный музей. Проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, ребятами были возложены цветы к мемориалу.
В ходе реализации программы лагеря были получены следующие результаты
1) Проведение лагерной смены
2) Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
3) Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
4) Личностный рост участников смены.
Заместитель начальника лагеря М.А. Эленбергер