Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра русской литературы
Г.И. Романова
Анализ и интерпретация литературного произведения
Учебно-методическое пособие
Для студентов-филологов
Москва
УДК 82.09
ББК 83.3
Р
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета ГБОУ ВО МГПУ
Автор
доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ИГН
Рецензент
доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ИГН
Васильев С.А.
Романова Г.И.
Анализ и интерпретация литературного произведения: Практикум. – М.:МГПУ, 2016. - с.
В пособии предложена система практических занятий, помогающих освоить основные навыки и умения анализа литературных произведений. Подробно разработаны темы для обсуждений. Основные разделы содержат вводные сведения теоретического характера. Материалы каждого занятия включают разделы «Вопросы и задания», списки рекомендованной литературы по теме.
Практико-ориентированное пособие адресовано студентам-филологам высших учебных заведений, а также магистрантам и аспирантам филологических специальностей, учителям-словесникам.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2016
© Кафедра русской литературы, 2016
Оглавление
Введение ………………………………………………………………...3
I. Основные формы литературоведческого исследования…. 7
1.Описание – начальный этап работы филолога………… 7
2. Анализ литературного произведения ….. ……………. 27
3. Интерпретация литературного произведения…………..68
II. Роды литературы и специфика их анализа………………... 84
1. Специфика анализа драматических произведений……. 84
2. Особенности анализа лирических произведений……….102
3. Анализ эпических произведений…………………………119
Заключение ……………………………………………………………..132
Введение
Анализ и интерпретация литературного произведения – важнейшая задача литературоведения. В самом деле, цель всех – основных и вспомогательных – дисциплин науки о литературе – постичь смысл каждого отдельного произведения и в целом литературного процесса (состоящего главным образом из тех же произведений). В овладении навыками условного выделения различных аспектов художественных явлений, в умении их творчески осмыслять, интерпретировать в значительной степени и заключается цель филологического образования в целом и данного курса в частности.
Особую роль в постижении словесного искусства играет интуиция - непосредственное и целостное восприятие, свойственное и неискушенным любителям чтения, и профессионалам. Но это не отменяет значения рационального этапа, т.е. умения формулировать свое отношение и понимание с использованием специального логико-понятийного аппарата, усвоение которого также входит в задачи данного курса.
Любое понимание произведения предполагает не только постижение присущего ему смысла, но и проявление интеллектуальной и эмоциональнойактивности понимающего. В идеале анализ и интерпретация художественного явления – процесс творческий, представляет собой не только «дешифровку», разъяснение раскрываемого содержания, но и процесс, порождающий новые смыслы. В этом заключается главная когнитивная задача интерпретатора, его социально-историческая функция носителя определенной эпохи и культуры, в контексте которой он стремится приблизиться к пониманию литературных произведений прошлого и настоящего. Так формируется литературная традиция, с которой студенты знакомятся, овладевая данной дисциплиной.
Углубление, уточнение понимания литературы происходит во многом благодаря изменениям методологии анализа и интерпретации, расширению методологического инструментария в ХХI в., что требует постоянного пересмотра и обновления материала. Эта задача отчасти решается в практическом пособии, в котором отражены разнообразные подходы к изучению литературного произведения, характерные для современного литературоведения.
Дисциплина «Анализ и интерпретация литературного произведения» направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения «Введение в литературоведение». Соответственно, учебно-методическое пособие «Анализ и интерпретация литературного произведения» представляет собой практический курс поэтики. В нем конкретизируются такие темы и разделы, как «Основные формы научной деятельности», «Род и жанры литературы», «Литературное произведение», «Стиховедение», в этом смысле его можно рассматривать как дополнительное по отношению к учебникам по «Введению в литературоведение». По сравнению с учебником, в котором анализ и интерпретация представлены теоретически, данное пособие направляет практическую деятельность студентов к целостным прочтениям произведений русской классики с применением актуальных литературоведческих подходов. В пособии в наиболее общем виде представлены основные сведения о специфике каждого рода литературы, о некоторых жанровых особенностях, о структуре литературного произведения, понятия об основных формах научной работы: описании, анализе, интерпретации.
Структура данной работы вполне традиционна: даны темы практических занятий и необходимые сведения к ним обобщающего характера. Система вопросов и заданий, развивающих самостоятельное мышление, обеспечит расширение и углубление знаний, полученных студентами в курсе «Введение в литературоведение», «История русской литературы». Студентам предлагаются методические рекомендации, вопросы, стимулирующие анализ имманентный и контекстуальный, ориентированный на различные аспекты формы, с выявлением актуальных смыслов, с опорой на различные методы изучения литературы, а также списки литературы по каждой конкретной теме. Все это призвано расширить, углубить и лучше усвоить теоретические знания студентов, а также приобрести навыки практической литературной работы.
Практический курс «Анализ и интерпретация литературного произведения» для бакалавриата появляется в контексте существующих пособий по более конкретным темам и опирается на ряд учебных пособий по анализу лирических, эпических, драматических произведений. Эти пособия перечислены в списке рекомендуемой литературы по курсу.
I. Основные формы литературоведческого исследования